Выпуск 2024 (24), №4 Содержание номера
ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ,
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
А.А. Резаков, С.В. Гречаный
НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЦИЕНТОВ ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА С ВЕДУЩЕЙ ЖАЛОБОЙ НА СНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).
Резюме. Рост депрессивных расстройств у детей и подростков во всем мире заставляет задуматься об их этиологии и более четких критериях диагностики, что влияет на проведение лечебно-реабилитационных мероприятий, реабилитационный потенциал и дальнейший прогноз имеющихся нарушений. Однако не все случаи сниженного настроения у детей и подростков следует относить к истинным депрессивным расстройствам, они могут иметь различное происхождение, определяться социальной средой и воспитанием, гендерными и возрастными факторами, преморбидными личностными особенностями. В статье приводится анализ нозологической и психометрической характеристики пациентов детского дневного психиатрического стационара с ведущей жалобой на сниженное настроение. Показаны гендерные различия по эмоциональным нарушениям, выявлены первичные аффективные расстройства с их дифференциацией от сходных гипотимических состояний иного генеза.
Ключевые слова: дети и подростки, депрессивные расстройства, нозологическая характеристика и психометрическая оценка.
И.В. Полякова
СТРУКТУРА ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКА
Смоленский государственный университет (Смоленск).
Резюме. В статье описаны факторы развития неврозов в детском и подростковом возрасте. Выделяются причинно-следственные связи формирования неврозов у детей. Раскрыта психологическая значимость проблемы формирования неврозов и ее последствия для формирования личности. Цель исследования заключалась в определении структуры факторов риска формирования пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. Использована методика "Детский опросник неврозов". Установлена структура форм проявления невротических расстройств подростка. Выявлены корреляционные взаимосвязи между формами невротических проявлений подростка.
Ключевые слова: невроз, психоэмоциональное напряжение, тревога, фрустрация, подростковый возраст, факторы риска.
С.А. Игумнов1,2, В.А. Карпиевич3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДЕОИГР
С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ, УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И КОЛИЧЕСТВОМ ИГРОВОГО ВРЕМЕНИ У ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ "ПОКОЛЕНИЯ Z"
1ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет" им. Н.И. Пирогова (Москва), 2Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, 3Белорусский государственный технологический университет (Минск).
Резюме. Проведенное исследование выявило взаимосвязи зависимости от видеоигр с депрессией, удовлетворенностью жизнью, употреблением психоактивных веществ и количеством игрового времени. Игровая зависимость положительно коррелирует с депрессией и одиночеством и отрицательно - с удовлетворенностью жизнью. Депрессия и суицидальные мысли у девушек и юношей поколения Z существенно связаны с употреблением психоактивных веществ (курение или алкоголь), с длительностью игрового времени. Полученные результаты требуют дальнейшего анализа, так как зависимость от видеоигр представляет определенную угрозу для психического здоровья геймеров, а также может привести к росту суицидов.
Ключевые слова: видеоигры, зависимости от видеоигр, депрессия, удовлетворенность жизнью, игровое время, "поколение Z".
О.Ю. Кочерова, О.М. Филькина, А.В. Бобошко, Е.А. Воробьева, Н.В. Долотова
ЧАСТОТА И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
У ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ФГБУ "Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова" (Иваново).
Резюме. В связи с критическим увеличением информационной нагрузки проблема сохранения психического здоровья детей и подростков приобрела исключительное значение. Целью исследования явилось установление частоты и гендерных особенностей невротических расстройств у подростков 15-17 лет с разной выраженностью интернет-зависимости. Оценка интернет-зависимости подростков проведена с помощью методики С.Чена, симптомы и синдромы невротических расстройств выявлялись с помощью авторской анкеты. С увеличением выраженности интернет-зависимости у подростков увеличивалась частота невротических расстройств, выявлена корреляционная взаимосвязь выраженности интернет-зависимости с гипердинамическим и астеническим синдромом. У девушек все симптомы интернет-зависимости более выражены, а гипердинамический, астенический и дисморфофобический синдромы выявляются чаще, чем у юношей.
Ключевые слова: подростки, интернет-зависимость, невротические расстройства, гендерные особенности
М.В. Сиян1, Т.А. Лыкова1,2, А.В. Петракова1,3
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ
1ФГБНУ "Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований", 2ФГБУ ВО "Российский институт театрального искусства - ГИТИС", 3АНО ВО "Институт современного искусства" (Москва).
Резюме. Представлены результаты качественного исследования специфики учебно-профессионального стресса студентов, обучающихся актерскому мастерству. На основе результатов анкетирования были выявлены основные факторы стресса, виды реакции на стресс и стратегии совладания, а также отношение студентов к психологической помощи. Сделан вывод об актуальности организации доступной психологической поддержки для студентов внутри творческих вузов.
Ключевые слова: психология актера, студенты-актеры, психологический стресс, копинг-стратегии, качественное исследование
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ,
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ
Н.Е. Кравченко, О.А. Суетина, А.Г. Головина
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ И ЛЕЧЕНИЯ ПСИХОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).
Резюме. В статье обсуждаются возможные механизмы генеза острых психотических расстройств, развивающихся в процессе лечения онкогематологических заболеваний. Отмечено, что в возникновении экзогенной психической патологии психотического уровня значимую роль могут играть, как внешние провоцирующие факторы, в частности, химиотерапевтические препараты, так и особая "почва", облегчающая развитие подобных расстройств. Приводится пример и анализ этого клинического случая.
Ключевые слова. Онкогематология, психотические состояния, психопатологический диатез, дети, подростки.
Е.В. Тимошков1, Т.А. Кудра2, Р.А. Грицкевич2, Е.П. Шарина2
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный университет" (Хабаровск), 2ФГБОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского" (Владивосток).
Резюме. В статье представлены обобщенные данные о феномене агрессии, механизмах ее проявления, а также способах по ее контролю и коррекции учащихся старшей школы. Индивид в течение своего жизненного цикла сталкивается с различными жизненными обстоятельствами, с препятствиями на пути к поставленной цели. Исходя из этого, каждое живое существо наделено набором различных поведенческих реакций, в том числе и агрессией. В условиях учебного процесса агрессивное поведение является одной из форм такой реакции, которая затрагивает всех его участников. Комплексный подход в решении задач по контролю и коррекции агрессивного поведения позволяет не только понимать суть данного феномена, но и отреагировать его в социально приемлемой, одобряемой форме. Исходя из вышеизложенного, предлагается комплекс педагогических и психологических средств по управлению и коррекции агрессивных состояний в условиях учебного и воспитательного процессов.
Ключевые слова: агрессия, школа, состояние, учебный процесс, коррекция агрессии, старший школьник, коррекция, средства физической культуры.
Н.А. Шмойлова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ФГБОУ ВО "Российский государственный гуманитарный университет" (Москва).
Резюме: Приведены результаты исследования связи ценностного отношения к здоровью и развития личности. Психологическими индикаторами развития личности (в контексте проведенного исследования) являются: повышение значимости здоровья в системе ценностей субъекта, обогащение ценности здоровья собственно личностным содержанием (чувственная ткань ценности, система субъективных смыслов), рост целостности, интегративности и гармоничности внутренней структуры ценностного отношения к здоровью, повышение ответственности человека за состояние собственного здоровья, повышение уровня самоактуализации как интегрального показателя развития личности, повышение психологического благополучия личности.
Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение к здоровью, компоненты ценностного отношения к здоровью, развитие, саморазвитие, самоактуализация, психологическое благополучие личности.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Р.К. Айтжанова1, А.Е. Ролланова2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ЭТИОЛОГИИ АУТИЗМА
1Институт неврологии и нейрореабилитации им. С. Кайшибаева (Алматы, Казахстан), 2Университет Калифорнии (Дэвис, США)
Резюме. В обзоре рассматриваются различные биологические, генетические и экологические факторы, а также потенциальные механизмы, с помощью которых указанные факторы взаимодействуют и приводят к проявлению симптомов аутизма. Это включает в себя изучение генетических мутаций, пренатальных и перинатальных влияний, а также роли микробиоты кишечника в нейроразвитии. Несмотря на значительные достижения и прорывы в исследованиях, точные причины аутизма до настоящего времени остаются неясными. Понимание причин возникновения аутизма имеет важное значение для разработки эффективных интервенций и систем поддержки детей с аутизмом.
Ключевые слова: причины аутизма, причины РАС, этиология аутизма, этиология РАС, генетические факторы и аутизм, генетические факторы и РАС, окружающая среда и аутизм, окружающая среда и РАС.
В.М. Ганузин, А.С. Фаттахова
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВИКТИМИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).
Резюме. Виктимизация школьников широко распространена в учебных заведениях различных стран. Авторы в статье дают обзор современной отечественной и зарубежной литературы по виктимизации детей и подростков в условиях образовательных учреждений. В обзоре показана роль буллинга, в том числе и кибербуллинга, в формировании виктимизации у детей в различные возрастные периоды. Установлена взаимосвязь между виктимизацией со стороны сверстников и детским одиночеством, агрессией, дефицитом социальных навыков и импульсивностью.
Ключевые слова: виктимизация, психологическое, физическое и сексуальное насилие, дети и подростки.
Т.Д. Шевеленкова, М.М. Сальникова
МЕТОДИКА "ИСТОРИЯ МОЕГО ТЕЛА" КАК КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИЕЙ (ЧАСТЬ 1)
ФГАОУ ВО "Российский государственный гуманитарный университет" (РГГУ, Москва).
Резюме. В статье представлены теоретическое обоснование и особенности применения методики "История моего тела" как качественного исследования отношения к собственному телу, выявляющая прежде всего неосознаваемые его компоненты, а также эмпирические исследования данного отношения при нервной анорексии, проведенные с ее использованием. Показаны критерии, способы и результаты контент-анализа текстов, полученных в результате применения данной методики, а также особенности ее использования в лонгитюдном исследовании.
Ключевые слова: методика "История моего тела", качественное исследование, отношения к собственному телу, неосознаваемые конфликты, конфликтное телесное воплощение, нервная анорексия
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ
2024 (24), № 4. CONTENTS
PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY,
SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS
A.A. Rezakov, S.V. Grechany
NOSOLOGIKAL AND PSYCHOMETRIC CHARACTERISTICS OF CHILDRENS DAY PSYCHIATRIC HOSPITAL PATIENTS WITH A LEADING LOW MOOD COMPLAINTS
St. Petersburg State Pediatric Medical University (Saint-Petersburg).
Summary. The growth of depressive disorders in children and adolescents around the world makes us think about their etiology and clearer diagnostic criteria, which affects the conduct of treatment and rehabilitation measures, rehabilitation potential and further prognosis of existing disorders. However, not all cases of low mood in children and adolescents should be attributed to a true depressive disorder, they may have different origins, be determined by the social environment, gender and age factors, and premorbid personality traits. The article provides an analysis of the nosological and psychometric characteristics of childrens day psychiatric hospital patients with a leading complaint of low mood. Gender differences in amotional disorders are shown, primary affective disorders with their differentiation from similar hypothymic conditions of a different genesis are revealed.
Keywords: children and adolescents, depressive disorders, nosological characteristics and psychometric assessment.
I.V. Polyakova
THE STRUCTURE OF RISK FACTORS FOR THE FORMATION OF BORDERLINE NEUROPSYCHIATRIC DISORDERS IN ADOLESCENTS
Smolensk State University (Smolensk).
Summary. The article describes the factors of neurosis development in childhood and adolescence. The causal relationships of the formation of neuroses in children are highlighted. The psychological significance of the problem of the formation of neuroses and its consequences for the formation of personality are revealed. The aim of the study was to determine the structure of risk factors for the formation of borderline neuropsychiatric and psychosomatic disorders. The method "Children's neurosis questionnaire" was used. The structure of the forms of manifestation of neurotic disorders of a teenager has been established. Correlations between the forms of manifestation of neurotic manifestations of a teenager have been revealed.
Keywords: neurosis, psychoemotional tension, anxiety, frustration, adolescence, risk factors.
S.A. Igumnov1,2, V.A. Karpievich3
A STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN VIDEO GAME ADDICTION
AND LIFE SATISFACTION, SUBSTANCE USE, AND GAME TIME IN "GENERATION Z" GIRLS AND BOYS
1Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov (Moscow), 2Institute of Psychology of the Belarusian State Pedagogical University named after M. Tank, 3Belarusian State Technological University (Minsk).
Summary. The study found connections between video game addiction and depression, life satisfaction, substance use, and the amount of gaming time. Gaming addiction correlates positively with depression and loneliness and negatively with life satisfaction. Depression and suicidal thoughts in Generation Z boys and girls are significantly associated with substance use (smoking or alcohol), and the amount of gaming time. The results require further analysis, as video game addiction poses a certain threat to gamers' mental health and may also lead to an increase in suicides.
Keywords: video games, video game addiction, depression, life satisfaction, gaming time, "generation Z".
O.Yu. Kocherova, O.M. Filkina, A.V. Boboshko, E.A. Vorobyeva, N.V. Dolotova
FREQUENCY AND GENDER FEATURES OF NEUROTIC DISORDERS IN TEENAGERS AGED 15-17 WITH VARIOUS SEVERITY OF INTERNET-ADDICTION
Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood named after V.N. Gorodkov (Ivanovo).
Summary. Due to the critical increase in information load, the problem of maintaining the mental health of children and adolescents has acquired exceptional importance. The aim of the study was to establish the frequency and gender characteristics of neurotic disorders in adolescents aged 15-17 with varying degrees of Internet addiction. The assessment of Internet addiction in adolescents was carried out using S. Chen's method, symptoms and syndromes of neurotic disorders were identified using the author's questionnaire. With the increase in the severity of Internet addiction in adolescents, the frequency of neurotic disorders increased, a correlation was found between the severity of Internet addiction and hyperdynamic and asthenic syndrome. In girls, all symptoms of Internet addiction are more pronounced, and hyperdynamic, asthenic and dysmorphophobic syndromes are detected more often than in young men.
Keywords: adolescents, Internet addiction, neurotic disorders, gender characteristics.
M.V. Siyan1, T.A. Lykova1,2, A.V. Petrakova1,3
EXPERIENCE OF STRESS IN THE PROCESS OF ACTING TRAINING
1Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research", 2Russian Institute of Theatrical Art - GITIS, 3Institute of Contemporary Art (Moscow).
Summary: The results of a qualitative study of the specifics of educational and professional stress of students studying acting are presented. Based on the results of open questionnaires, the main stress factors, types of reactions to stress and coping strategies, as well as students' attitudes towards psychological help were identified. The conclusion about the relevance of organizing accessible psychological support for students within creative universities is made.
Keywords: actor's psychology, student actors, psychological stress, coping strategies, qualitative research.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION,
MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT
N.E. Kravchenko, O.A. Suetina, A.G. Golovina
ON THE ISSUE OF MECHANISMS OF DEVELOPMENT AND TREATMENT
OF PSYCHOTIC STATES IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH ONCOLOGICAL PATHOLOGY
Mental Health Research Centre (Moscow).
Summary. The article discusses the possible mechanisms of the genesis of acute psychotic disorders that develop during the treatment of oncohematological diseases. It is noted that both external provoking factors, in particular, chemotherapeutic drugs, and a special "soil" that facilitates the development of such disorders can play a significant role in the occurrence of exogenous mental pathology of the psychotic level. An example and analysis of this clinical case is given.
Keywords: Oncohematology, psychotic conditions, psychopathological diathesis, children, adolescents
E.V. Timoshkov1, T.A. Kudra2, R.A. Gritskevich2, E.P. Sharina2
CORRECTION OF AGGRESSIVE STATES OF HIGH SCHOOL STUDENTS USING PHYSICAL EDUCATION
1Pacific State University (Khabarovsk), 2Maritime State University named after. adm. G.I. Nevelskoy (Vladivostok).
Summary. The article presents generalized data on the phenomenon of aggression, the mechanisms of its manifestation, as well as methods for its control and correction in high school students. An individual, during his life cycle, faces various life circumstances and obstacles on the way to his goal. Based on this, every living creature is endowed with a set of different behavioral reactions, including aggression. In the educational process, aggressive behavior is one of the forms of such a reaction that affects all its participants. An integrated approach to solving problems of controlling and correcting aggressive behavior allows us not only to understand the essence of this phenomenon, but also to respond to it in a socially acceptable, approved form. Based on the foregoing, a complex of pedagogical and psychological means for managing and correcting aggressive states in the conditions of educational and educational processes is proposed.
Keywords: aggression, school, condition, educational process, correction of aggression, senior schoolchild, correction, means of physical education.
N.A. Shmoylova
VALUE ATTITUDE TO HEALTH AS A FACTOR OF PERSONALITY DEVELOPMENT
IN ADOLESCENCE
Russian State University for the Humanities (Moscow).
Summary. The results of a study of the relationship between the value attitude to health and personal development are presented. Psychological indicators of personality development (in the context of the conducted research) are: increasing the importance of health in the value system of the subject, enriching the value of health with its own personal content (sensory tissue of value, system of subjective meanings), increasing the integrity, integrativity and harmony of the internal structure of the value attitude to health, increasing human responsibility for the state of one's own health, increasing the level of self-actualization as an integral indicator of personality development, increasing the psychological well-being of the individual.
Keywords: health, value attitude to health, components of value attitude to health, development, self-development, self-actualization, psychological well-being of the individual.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS
R.K. Aitzhanova1, A.E. Rollanova2
THEORETICAL REVIEW OF LITERATURE ON THE ETIOLOGY OF AUTISM
1Smagul Kaishibayev Institute of Neurology and Neurorehabilitation (Almaty, Kazakhstan), 2University of California (Davis, USA).
Summary. This review examines various biological, genetic, and environmental factors, as well as potential mechanisms through which these factors interact and lead to the manifestation of autism symptoms. This includes the study of genetic mutations, prenatal and perinatal influences, and the role of gut microbiota in neurodevelopment. Despite significant advancements and breakthroughs in research, the exact causes of autism remain unclear to date. Understanding the causes of autism is crucial for the development of effective interventions and support systems for children with autism.
Keywords: causes of autism, causes of ASD, autism etiology, ASD etiology, genetic factors and autism, genetic factors and ASD, environment and autism, environment and ASD.
V.M. Ganuzin, A.S. Fattakhova
ANALYSIS OF MODERN SCIENTIFIC LITERATURE ON VICTIMIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).
Summary. Victimization of schoolchildren is widespread in educational institutions in various countries of the world. The authors of the article provide an overview of modern domestic and foreign literature on the victimization of children and adolescents in educational institutions. The review shows the role of bullying, including cyberbullying, in the formation of victimization in children at different age periods. A relationship is established between victimization by peers and children's loneliness, aggression, lack of social skills and impulsivity.
Keywords: victimization, psychological, physical and sexual violence, children and adolescents.
T.D. Shevelenkova, M.M. Salnikova
THE "MY BODY STORY" METHOD AS A QUALITATIVE STUDY OF THE ATTITUDE TOWARDS THEIR OWN BODY OF TEENAGE GIRLS SUFFERING FROM ANOREXIA NERVOUS (PART 1)
Russian State University for the Humanities (Moscow).
Summary. The article presents the "My Body Story" method as a method of qualitative research of attitudes towards one's own body, revealing primarily its unconscious components, its theoretical justification, features of its application and empirical studies of this attitude in nervous anorexia, conducted with its use. The criteria, methods and results of content analysis of texts obtained as a result of applying this method, as well as features of its application in longitudinal and cross-sectional research are shown.
Keywords: "My Body Story" method, qualitative research, attitudes towards one's own body, unconscious conflicts in attitudes towards one's own body, conflicting bodily embodiment, nervous anorexia
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS
|