Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2024 (24), №3 Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Ю.В. Шапошникова

ФАКТОРЫ РИСКА НЕСУИЦИДАЛЬНЫХ САМОПОВРЕЖДЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ НЕПСИХОТИЧЕСКОГО УРОВНЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1" (Красноярск).

Резюме. В статье рассмотрены факторы риска несуицидальных самоповреждений у подростков женского пола с психическими расстройствами непсихотического уровня. В исследовании приняли участие 100 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Сформировано две группы наблюдаемых: 60 подростков, прибегающих к нанесению несуицидальных самоповреждений; 40 пациентов, не прибегающих к нанесению самоповреждений. Выявлено, что тревожная, депрессивная симптоматика, нарушение детско-родительских отношений являются факторами риска несуицидальных самоповреждений у пациентов женского пола с психическими расстройствами непсихотического уровня.
Ключевые слова: Несуицидальные самоповреждения, факторы риска, подростки, НССП.

Г.В. Козловская, Е.Е. Балакирева, М.В. Иванов, М.А. Калинина, А.В. Куликов, Г.Н. Шимонова, Н.И. Голубева

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА В КОРРЕЛЯЦИИ С ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ, РАННЕМ ДЕТСКОМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. Актуальность. Статья посвящена обсуждению состояния проблемы изучения особенностей темперамента в раннем возрасте. Как показывают данные литературы, большинство сообщений относится к оценке состояния темперамента у взрослых и старших подростков. Цель: оценить возможности оригинальной методики для изучения основных характеристик темперамента. Были сопоставлены основные характеристики темперамента в классической методике и оригинальной авторской методике. Материал, методы. Были обследованы дети раннего и дошкольного возраста из групп риска по эндогенной, психогенной, экзогенно-органической патологии и здоровый контроль (всего 80 человек) классической и оригинальной методиками оценки темперамента. Результаты. Как показало исследование, использование обеих шкал показывает сходные результаты. Заключение. Исследование позволило прийти к заключению. Что оригинальная методика может быть использована для оценки темперамента в раннем возрасте.
Ключевые слова: ранний детский возраст, дошкольный возраст, темперамент, динамическое наблюдение, прогноз, психическое здоровье.

Ю.Ю. Пенцак, Е.Г. Каримулина, А.В. Иванова

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. Работа направлена на изучение особенностей пространственных представлений у младших школьников с трудностями освоения навыков письма. Оценка сформированности пространственных представлений у младших школьников, имеющих стойкие нарушения письма, проводилась с помощью батареи нейропсихологических проб. Полученные результаты указывают на комплексность нарушений пространственных представлений у младших школьников с трудностями усвоения письма, обучающихся в массовом классе и не имеющих диагноза, а также у детей с задержкой психического развития, обучающихся в малокомплектном классе.
Ключевые слова: нарушения письма, дислексия, дисграфия, пространственные представления, младшие школьники, задержка психического развития.

А.С. Мосина. Е.Б. Фанталова

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ БОЛЬНЫХ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА (СООБЩЕНИЕ 2)

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье исследуются уровень мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач, ведущие смысложизненные ориентации и локус контроля, уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах, "Я-концепция" и ее компоненты у подростков с СД 1 типа. Применяются опросники, направленные на измерение выраженности особенностей мотивационно-личностной сферы, а также методы статистического анализа. В исследовании приняли участие 9 подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом в возрасте от 14 до 17 лет, имеющие стаж заболевания от 3 до 10 лет. Выявлена связь между наличием СД 1 типа и повышенным уровнем осмысленности жизни и вовлеченности в процесс жизни, своеобразием самовосприятия и самоотношения.
Ключевые слова: сахарный диабет, мотивационно-личностная сфера, внутренняя картина болезни, смысложизненные ориентации, внутренние конфликты, ведущие ценности.

И.Н. Власенкова, М.А. Нистратова, А.В. Клименко

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ФГБОУВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье представлены сравнительные результаты исследования особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков, страдающих хроническим аллергическим ринитом и хроническим гастритом, в сравнении со здоровыми сверстниками.
Ключевые слова: подростки, соматические заболевания, хронический аллергический ринит, хронический гастрит, эмоционально-личностная сфера.

Е.В. Иванова

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ИХ РОДИТЕЛЕЙ

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В работе предпринята попытка конкретизировать понятие эмоционального благополучия (ЭБ) детей дошкольного возраста и его значимых показателей; выявить связи ЭБ детей с жизнестойкостью их родителей. Описывается портрет ЭБ ребенка и три группы детей с разными уровнями ЭБ, в том числе в контексте его социальной ситуации развития, формируемой позицией современного родительства, которое рассматривается как феномен "ответственного родительства".
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, жизнестойкость, ответственное родительство, детско-родительские отношения.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Л.Ж. Аттаева1, И.В. Макаров2,3

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПАТОПЛАСТИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ТЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ

1Психоневрологический диспансер № 15 - филиал ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева" (Москва), 2ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева", 3ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" (Санкт-Петербург).

Резюме. Проведен анализ зарубежных и отечественных исследований по теме работы, выделены теоретические основы для понимания стереотипии как предиктора психического расстройства и как дифференцированного симптома психического нарушения, которое может изменяться под воздействием патопластических факторов. В последние годы происходят позитивные изменения общей и психиатрической культуры, увеличение терпимости и образованности населения. Происходит смена подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования, в частности, "инклюзивного образования". В условиях инклюзивного образования особую важность будут иметь личностно-средовые факторы социальной среды, которые могут оказывать патопластическое влияние на течение стереотипий, прогноз течения заболевания и эффективность реабилитации.
Ключевые слова: патопластика, патоморфоз, патопластический фактор, инклюзивное образование, стереотипии.

В.И. Шебанова, С.Г. Шебанова

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ УБЕЖДЕНИЙ И ТАКТИК КОНТРОЛЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИТУАЦИЯХ ПРИЕМА ПИЩИ

ФГБОУ ВО "Херсонский аграрный университет" (Херсон).

Резюме. Представлено разнообразие когниций (мнений, суждений, представлений) взрослых относительно необходимости контроля пищевого поведения ребенка и выбора средств воздействия на него в "ситуации приема пищи". Показано, что тактики родительского контроля пищевого поведения детей в "ситуации приема пищи" достаточно вариативны. Выявленные особенности родительских убеждений и тактик контроля пищевого поведения детей в ситуации приема пищи указывают на недостаточную компетентность родителей.
Ключевые слова: пищевое поведение, проблемное пищевое поведение, контроль пищевого поведения ребенка, средств воздействия, ситуации приема пищи.

О.И. Богачева, М.В. Иванов, Е.Е. Балакирева

ОБОСНОВАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. Информирование родителей детей с нарушениями развития является одним из важных принципом семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, включающая психообразование и психологическую поддержку родителей. Цель - описать содержание психообразовательной программы для родителей, воспитывающих детей с РАС. Среди положительных эффектов психообразования является изменение у родителей отношения к болезни ребенка в направлении к признанию факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности рекомендаций специалистов.
Ключевые слова: психообразование; программа для родителей; аутизм; расстройства аутистического спектра; РАС; отношение к болезни.
АРХИВ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Н.В. Симашкова

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ: КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И АБИЛИТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Научный центр психического здоровья РАМН (Москва).

Резюме. Обсуждаются проблемы диагностики психических нарушений в детском возрасте. Наиболее актуальным признается соотношение раннего детского аутизма и детского типа шизофрении. На материале выборки из 4500 пациентов приведено обоснование комплексной клинико-биологической диагностики и дифференциации расстройств аутистического спектра (РАС). Психотические формы аутизма составляют 61% в изученной выборке больных, из них детский психоз - 35%, атипичный детский психоз эндогенный - 12%, атипичный детский психоз синдромальный - 14%. Результаты используются в разработке модели оказания помощи больным с нозологически разными формами психической патологии у детей.
Ключевые слова: детский возраст; ранний детский аутизм; детский психоз; комплексная диагностика; абилитация
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.А. Резаков, С.В. Гречаный

ДЕПРЕССИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме. Рост депрессивных расстройств у детей и подростков во всем мире заставляет задуматься об их этиологии и более четких критериях диагностики, что влияет на проведение лечебно-реабилитационных мероприятий, реабилитационный потенциал и дальнейший прогноз имеющихся нарушений. В статье приводится обзор литературы по депрессивным нарушениям у детей и подростков, описаны подходы различных исследователей в отношении этиологии, клинической картины и динамики данных нарушений в зависимости от пола и возраста.
Ключевые слова: дети и подростки, депрессивные расстройства, динамика и клиническая картина депрессивных нарушений.

В.В. Грачев1, С.А. Акопян2

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

1Центр психотерапии ООО "Медикас", 2ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой" (Москва).

Резюме. Целью настоящего обзора являлось максимально полное отражение и анализ данных современных исследований, посвященных эпидемиологическим и клиническим аспектам расстройств пищевого поведения (РПП) у подростков мужского пола. Обзор представляется актуальным, принимая во внимание наблюдающийся рост распространенности пищевой психопатологии в указанном половозрастном контингенте. Обзор обобщает данные отечественных и зарубежных статей по описанной выше тематике включенных в PubMED и Google Schoar.
Ключевые слова: расстройства пищевого поведения, распространенность, клинические проявления, подростки мужского пола, гендерные различия

В.М. Ганузин, Г.С. Маскова, Л.И. Мозжухина, Е.А. Мавренкова

СОН И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).

Резюме. Сон у детей меняется на протяжении всей жизни, причем особенно заметные изменения происходят в течение первых нескольких лет жизни, а также при переходе от детства к подростковому возрасту. Такие изменения частично являются результатом созревания мозга, а также изменений в распорядке дня, требованиях окружающей среды и обязанностях. Несмотря на автоматизм сна у детей и подростков, в ряде случаев бывают моменты, когда сон может быть нарушенным. Авторы статьи провели аналитический обзор научных исследований по особенностям сна у детей и подростков и представили собственные наблюдения особенностей сна у детей первого года жизни.
Ключевые слова: сон, дети, подростки, возрастные особенности.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

К 70-ДЕТИЮ НАТАЛЬИ ВАЛЕНТИНОВНЫ СИМАШКОВОЙ

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2024 (24), № 3. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

Yu.V. Shaposhnikova

RISK FACTORS FOR NON-SUICIDAL SELF INJURY IN FEMALE PATIENTS WITH NON-PSYCHOTIC MENTAL DISORDERS IN ADOLESCENCE

Krasnoyarsk regional psychoneurological dispensary № 1 (Krasnoyarsk).

Summary. The where examined risk factors for non-suicidal self-harm in female adolescents with non-psychotic mental disorders. The study involved 100 adolescents aged 15 to 17 years, two groups were formed, 60 adolescents with non-suicidal self injury and 40 patients without self injury. Anxiety, depressive symptoms, and disruption of parent-child relationships where are risk factors for non-suicidal self injury in female patients with non-psychotic mental disorders.
Keywords: Non-suicidal self injury, risk factors, adolescents, NSSI.

G.V. Kozlovskaya, E.E. Balakireva, M.V. Ivanov, M.A. Kalinina, A.V. Kulikov, G.N. Shimonova, N.I. Golubeva

FEATURES OF TEMPERAMENT IN CORRELATION WITH MENTAL PATHOLOGY IN INFANCY, EARLY AND PRESCHOOL CHILDHOOD

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. Objective. The article is devoted to a discussion of the state of the problem of studying the characteristics of temperament at an early age. According to the literature, most of the reports relate to the assessment of the state of temperament in adults and older adolescents. Aim: to evaluate the capabilities of the original technique for studying the main characteristics of temperament. The main characteristics of temperament in the classical method and the original author's method were compared. Material, methods. Children of early and preschool age from risk groups were examined for endogenous, psychogenic, exogenous-organic pathology and healthy control (a total of 80 people) with classical and original methods of assessing temperament. Results. Studies have shown similar results. Conclusion. The study allowed us to come to a conclusion. That the original technique can be used to assess temperament at an early age.
Keywords: early childhood, preschool age, temperament, dynamic observation, prognosis, mental health.

Yu.Yu. Pentsak, E.G. Karimulina, A.V. Ivanova

SPATIAL REPRESENTATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WHO HAVE DIFFICULTY DEVELOPING WRITING SKILLS

Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow).

Summary. The work is aimed at studying spatial representations in younger schoolchildren with difficulties in developing writing skills. A battery of neuropsychological samples was selected in order to assess the formation of spatial representations. The results indicate the complexity of difficulties of spatial representations in younger schoolchildren with writing disorders who study in a mass class and do not have a diagnosis, as well as in impaired mental function pupils.
Keywords: writing disorders, dyslexia, spatial representations, primary school children, mental retardation

A.S. Mosinа. E.B. Fantalova

FEATURES OF MOTIVATIONAL AND PERSONALITY SPHERE OF PATIENTS WITH TYPE I DIABETES MELLITUS (MESSAGE 2)

Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary. The article examines the level of motivation for success and motivation to avoid failure, leading life orientations and locus of control, the level of correlation between "value" and "availability" in various spheres of life, "Self-concept" and its components in adolescents with type 1 diabetes. Questionnaires are used aimed at measuring the severity of the characteristics of the motivational and personal sphere, as well as methods of statistical analysis. The study involved 9 adolescents with insulin-dependent diabetes mellitus aged 14 to 17 years, with a disease experience of 3 to 10 years. A connection has been identified between the presence of type 1 diabetes and an increased level of motivation to succeed,
Keywords: diabetes mellitus, motivational and personal sphere, internal picture of the disease, life-meaning orientations, internal conflicts, leading values.

I.N. Vlasenkova, M.A. M.A. Nistratova, A.V. Klimenko

EMOTIONAL AND PERSONAL SPHERE IN ADOLESCENTS WITH SOMATIC DISEASES

Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article presents comparative results of the study of the features of the emotional and personal sphere in adolescents suffering from chronic allergic rhinitis and chronic gastritis in comparison with healthy peers.
Keywords: adolescents, somatic diseases, chronic allergic rhinitis, chronic gastritis, emotional and personal sphere.

E.V. Ivanova

EMOTIONAL WELL-BEING OF PRESCHOOLERS AND CHARACTERISTICS OF THE RESILIENCE OF THEIR PARENTS

Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary. The paper attempts to concretize the concept of emotional well-being (EWB) of preschool children and its significant indicators; to identify connections between EWB children and the resilience of their parents. A portrait of a child's EWB and three groups of children with different levels of EWB are described, including in the context of his social development situation, formed by the position of modern parenting, which is considered as a phenomenon of "responsible parenting".
Keywords: emotional well-being, resilience, responsible parenthood, child-parent relationships.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

L.Zh. Attaeva1, I.V. Makarov2,3

INCLUSIVE EDUCATION AS A PATHOPLASTIC FACTOR AFFECTING THE COURSE OF MENTAL ILLNESS IN CHILDREN

1Psychoneurological Dispensary № 15 - branch of Mental-Health Clinic № 1 named after N.A. Alexeev (Moscow), 2V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology, 3North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (St.Petersburg).

Summary. The analysis of foreign and domestic research on the topic of the work is carried out, the theoretical foundations for understanding stereotypy as a predictor of a mental disorder and as a differentiated symptom of a mental disorder that can change under the influence of pathoplastic factors are highlighted. In recent years, there have been positive changes in general and psychiatric culture, an increase in tolerance and education of the population. There is a change in approaches to education and to socio-cultural policy in general. Changes in public consciousness have caused the emergence of a new paradigm of education, in particular, "inclusive education". In the context of inclusive education, personal and environmental factors of the social environment will be of particular importance, which can have a pathoplastic effect on the course of stereotypes, the prognosis of the course of the disease and the effectiveness of rehabilitation.
Keywords: pathoplasty, pathomorphosis, pathoplastic factor, inclusive education, stereotypes.

V.I. Shebanova, S.G. Shebanova

PECULIARITIES OF PARENTAL BELIEFS AND TACTICS OF CONTROLLING CHILDREN'S EATING BEHAVIOR IN EATING SITUATIONS

Kherson Agrarian University (Kherson).

Summary. The diversity of cognitions (opinions, judgments, perceptions) of adults regarding the necessity of controlling the child's eating behavior and the choice of means of influencing it in the "eating situation" is presented. It is revealed that the tactics of parental control of children's eating behavior in the "eating situation" are quite variable. The revealed peculiarities of parental beliefs and tactics of controlling children's eating behavior in the situation of eating indicate the lack of parental competence.
Keywords: eating behavior, problematic eating behavior, control of children's eating behavior, means of influence, eating situations.

O.I. Bogacheva, M.V. Ivanov, E.E. Balakireva

JUSTIFICATION AND STRUCTURE OF THE PSYCHOEDUCATIONAL PROGRAM FOR PARENTS OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. Informing parents of children with developmental disabilities is one of the important principles of a family-oriented approach in organizing comprehensive care for children. One of the tasks of child clinical psychology is working with the child's family, including psychoeducation and psychological support for parents. The aim is to describe the content of a psychoeducational program for parents raising children with ASD. Among the positive effects of psychoeducation is a change in parents' attitude toward the child's illness towards recognizing the fact that the child has a diagnosis and increasing parental commitment to the recommendations of specialists.
Keywords: psychoeducation, program for parents, autism, autism spectrum disorders, ASD, attitude to the disease.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

A.A. Rezakov, S. V. Grechany

DEPRESSIVE DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS (LITERATURE REVIEW)

St. Petersburg State Pediatric Medical University (Saint-Petersburg).

Summary. The growth of depressive disorders in children and adolescents around the world makes us think about their etiology and clearer diagnostic criteria, which affects the conduct of treatment and rehabilitation measures, rehabilitation potential and further prognosis of existing disorders. The article provides a review of the literature on depressive disorders in children and adolewscents, describes the approaches of various researchers redarding the etiology and clinicsl picture of these disorders, depending on gender and age.
Keywords: children and adolescents, depressive disorders, dynamics and clinical picture of depressive disorders.

V.V. Grachev1, S.A. Akopyan2

PREVALENCE AND CLINICAL FEATURES OF EATING DISORDERS IN ADOLESCENT BOYS (ANALYTICAL REVIEW)

1Psychotherapy Center "Medikas", 2Scientific-Practical Children's and Adolescents Mental Health Center n.a. G.E. Sukhareva (Moscow).

Summary: The purpose of this review was to provide the most complete reflection and analysis of data from modern studies on the epidemiological and clinical aspects of eating disorders (ED) in adolescent males. The review seems relevant, taking into account the observed increase in the prevalence of eating psychopathology in the specified age and gender cohort. The review summarizes data from domestic and foreign articles included in PubMED and Google Schoar on the above-mentioned topics.
Keywords: eating disorders, prevalence, clinical features, male adolescents, gender differences.

V.M. Ganuzin, G.S. Maskova, L.I. Mozzhukhina, E.A. Mavrenkova

SLEEP AND ITS FEATURES IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).

Summary. Children's sleep changes throughout life, with particularly noticeable changes occurring during the first few years of life and during the transition from childhood to adolescence. Such changes are partly the result of brain maturation, as well as changes in daily routine, environmental demands, and responsibilities. Despite the automaticity of sleep in children and adolescents, in some cases, there are times when sleep may be disturbed. The authors of the article conducted an analytical review of scientific studies on sleep patterns in children and adolescents and presented their own observations of sleep patterns in children of the first year of life.
Keywords: sleep, children, adolescents, age characteristics.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS