Выпуск 2024 (24), №2. Содержание номера
ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ,
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Е.А. Бодагова, Н.В. Говорин
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ
В ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия" (Чита).
Резюме. Проведено сплошным методом клиническое обследование 516 воспитанников 15 Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В группу контроля включены 100 детей и подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и проживающих в своих биологических полных семьях. Психометрическая диагностика проводилась с помощью стандартизированных скрининговых методик: опросник Спилбергера-Ханина, М. Ковач, Басса-Дарки, Леонгарда-Шмишека, опросник суицидального риска, тест Равена. Результаты исследования показали, что социальные сироты отличаются от контрольной группы наличием отягощенной алкоголизмом наследственности, выраженных психических расстройств, а также более высокими показателями тревожности, агрессивности и депрессии (p<0,05). Проведенное исследование указывает на необходимость всестороннего многоаспектного анализа психического здоровья социальных сирот с целью дальнейшей психопрофилактики и ресоциализации детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: социальные сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из полных семей, психические расстройства, психопатология.
Е.А. Антонова, Н.В. Зверева, А.А. Коваль-Зайцев
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).
Резюме. В настоящем исследовании предпринята попытка описать особенности мышления и гендерной идентичности у подростков с расстройствами шизофренического спектра (РШС). По результатам патопсихологического обследования 72 подростков, нарушения операционального компонента мышления можно рассматривать как один из факторов, изменяющих процессы усвоение гендерных стереотипов, восприятия мужских и женских фигур и формирования гендерной идентичности. Было показано, что подростки с РШС достоверно реже отмечают у себя гендерные качества, соответствующие их полу, и в меньшей степени используют гендерно окрашенные слова при самоописании. Последнее может быть обусловлено как небинарной гендерной идентичностью, так и снижением процесса обобщения, связанным с трудностями выделения категорий. Подростки контрольной группы чаще сообщают о цисгендерной идентичности, проявляя при этом андрогинную гендерную экспрессию.
Ключевые слова: расстройства шизофренического спектра, гендерная идентичность, гендерная экспрессия, когнитивная сфера, подростковый возраст.
Н.А. Довгая, А.Е. Малых
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НЕНАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТЬЮ
ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет (Владивосток).
Резюме. В статье представлены результаты исследования, цель которого выявить выраженность и содержание социальных страхов и социальной тревоги у старших подростков с ненадежной привязанностью к матери. Для реализации поставленной цели было проведено сравнение подростков с ненадежной и надежной привязанностью. Полученные результаты демонстрируют бо?льшую выраженность социальной тревоги, общей, школьной, межличностной и самооценочной тревожности, страха негативной оценки и большинства социальных страхов у подростков с ненадежной привязанностью. Также выявлена более высокая интеграция показателей страхов и тревожности у подростков с ненадежной привязанностью.
Ключевые слова: социальные страхи, тревожность, старшие подростки, привязанность.
А.С. Мосина. Е.Б. Фанталова
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ БОЛЬНЫХ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА
Московский государственный психолого-педагогический университет ((Москва).
Резюме. В статье исследуются уровень мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач, ведущие смысложизненные ориентации и локус контроля, уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах, "Я-концепция" и ее компоненты у подростков с сахарным диабетом 1 типа. Применяются опросники, направленные на измерение выраженности особенностей мотивационно-личностной сферы, а также методы статистического анализа. В исследовании приняли участие 9 подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом в возрасте от 14 до 17 лет, имеющие стаж заболевания от 3 до 10 лет. Выявлена связь между наличием сахарного диабета 1 типа и повышенным уровнем мотивации к успеху,
Ключевые слова: сахарный диабет, мотивационно-личностная сфера, внутренняя картина болезни, смысложизненные ориентации, внутренние конфликты, ведущие ценности.
М.В. Рыгалова
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Алтайский государственный технический университет им.
И.И. Ползунова (Барнаул).
Резюме. В статье рассматриваются возможности развития эмоционального интеллекта подростков посредствам театральной деятельности. Театральная деятельность является интегративным видом творческой деятельности, который сочетает в себе коммуникативную, эмоциональную, психологическую составляющую. В этом виде деятельности активно развиваются и проявляются волевой и эмоциональный компоненты, большая роль отводится эмоциональной составляющей. В практической части статьи приводится исследование эмоционального интеллекта подростков, его результаты, которые подтверждают гипотезу исследования о том, что если подростки занимаются театральной деятельностью, то уровень их эмоционального интеллекта увеличивается.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростковый возраст, театральная деятельность, развитие эмоционального интеллекта, эмоции.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ,
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ
Е.Э. Артемова, Л.А. Тишина
РОЛЬ ИМИТАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).
Резюме. В системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями имитации как средству, а в ряде случаев самостоятельной технологии, уделяется огромное значение. Часто именно имитативный навык в обучении ребенка с проблемами в развитии является основным в плане формирования алгоритмов учебных действий или моделей поведения. Роль имитации довольно широко рассматривается в развитии коммуникации, активизации речевой деятельности, в процессе овладения разного рода академическими умениями и навыками обучающимися с особыми образовательными потребностями. В статье рассматривается роль имитации в процессе формирования социальной игры у обучающихся с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, имитативные навыки, коммуникативные навыки, игровая деятельность, особые образовательные потребности
В.И. Шебанова, С.Г. Шебанова, Н.В. Пасенко
ВИЗУАЛЬНО-НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
ФГБОУ ВО "Херсонский аграрный университет" (Херсон)
Резюме. В статье акцентируется внимание на применении визуально-нарративного подхода при оказании психологической помощи личности с нарушениями пищевого поведения. Показано, что одним из подходов, широко применяемым специалистами при оказании психологической помощи в решении разнообразного спектра психологических личностных проблем, нормализации пищевого поведения и психологического состояния личности в кризисных и травматических ситуациях является визуально-нарративный подход. Сделан акцент на особой ценности данного подхода как эффективного средства психологической самопомощи.
Ключевые слова: визуально-нарративный подход, нарушения пищевого поведения, нормализация пищевого поведения, психологическая помощь, самопомощь, кризисные ситуации, травматические ситуации, поиск ресурсов, само- и жизнеконструирование.
Е.Е. Клопотова, С.Ю. Смирнова
ЦИФРОВЫЕ ИГРУШКИ - ВЫЗОВ СОВРЕМЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).
Резюме. Одной из особенностей современных игрушек стало использование цифровых технологий. В статье приведен анализ представлений родителей о цифровых игрушках. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной осведомленности родителей об игрушках, подключенных к интернету, их функциях, возможностях, рисках использования. Поднимается вопрос: насколько цифровая игрушка является самостоятельным цифровым агентом, готовым к взаимодействию с ребенком, и насколько она требует вмешательства со стороны взрослого как посредника.
Ключевые слова: цифровая игрушка, дошкольники, родители, цифровая социализация, игрушки, цифровые устройства, цифровой контент
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
И.В. Борисова, М.К. Буряк
ВЗАИМОСВЯЗЬ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА СО СТРАТЕГИЯМИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского" (Брянск).
Резюме. В данной работе представлены результаты исследования, цель которого изучение взаимосвязи склонности к суицидальному риску со стратегиями совладающего поведения в раннем юношеском возрасте. В эмпирическом исследовании приняли участие 50 респондентов 16-18 лет, из них 32 девушки (64%) и 18 юношей (36%). Исследование проводилось с помощью опросника суицидального риска А.Г. Шмелева в модификации Т.Н. Разуваевой и опросника "Способы совладающего поведения" Р. Лазаруса и С. Фолкмана. В ходе исследования было установлено преобладание пониженного уровня сформированности суицидальных намерений у респондентов обоих полов. Девушки имеют более высокий риск суицидального поведения по сравнению с юношами, в то же время стратегии совладания со стрессом у них более развиты, чем у юношей. Установлены значимые взаимосвязи между различными компонентами суицидального риска и стратегиями совладающего поведения.
Ключевые слова: суицидальный риск, совладающее поведение, юноши, девушки.
А.Г. Кощавцев, А.Н. Голод
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ЭЭГ У ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ
Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).
Резюме. Обследовано 100 подростков (56 мальчиков и 44 девочки) с синдромом вегетативной дисфункции в возрасте от 13 до 17 лет (средний возраст 15,56±1,36 лет). В психиатрии и неврологии применяются параметры количественной ЭЭГ, основанные на математической обработке, для повышения объективности полученных клинических данных. Результаты спектрального анализа ЭЭГ свидетельствуют о тенденции к преобладанию низкочастотного альфа-диапазона, что может говорить о некоторой задержке развития биоэлектрической активности корково-подкорковых образований головного мозга, у подростков с синдромом вегетативной дисфункции. Отличительной характеристикой результатов когерентного анализа ЭЭГ для пациентов с синдромом вегетативной дисфункции является б?льшая выраженность ког-гиперинтеграций, то есть большей ирритации коры по сравнению с подростками без вегетативной дисфункции.
Ключевые слова: ЭЭГ, спектральный анализ, когерентный анализ, синдром вегетативной дисфункции.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Р.В. Бисалиев
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ-ПАЦИЕНТОВ СОМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Образовательное частное учреждение высшего образования "Московская международная академия" (Москва).
Резюме. Цель: провести теоретический анализ по проблеме суицидального поведения у детей и подростков, страдающих соматическими расстройствами. Материал и методы. Проведен анализ 29 источников. Анализировались материалы, которые касались взаимосвязи между суицидальным поведением и соматической патологией у детей и подростков. Результаты. Установлено, что не сформированы теоретико-методологическая основа, концептуальные подходы и принципы понимания феномена суицидального поведения в структуре соматических расстройств педиатрических пациентов. Заключение. Решение проблем соматической патологии и суицидального поведения у детей и подростков позволит улучшить медико-социальный прогноз и качество их жизни.
Ключевые слова: суицид, соматические заболевания, дети, подростки, профилактика.
И.Н. Рахманина,1,2,3 Т.Ю. Овсянникова,1,2,3 Н.К. Булатова1
ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С СЕЛЕКТИВНЫМ МУТИЗМОМ
1ГАУ АО "Научно-практический центр реабилитации детей "Коррекция и развитие", 2Астраханский государственный университет, 3Астраханский государственный медицинский университет (Астрахань).
Резюме. В статье представлен опыт работы педагога-психолога с детьми с селективным мутизмом на базе ГАУ АО "Научно-практический центр реабилитации детей "коррекция и развитие". Описаны психологические особенности детей с селективным мутизмом и представлен перечень методик, позволяющих эффективно помочь ребенку преодолеть коммуникативные трудности.
Ключевые слова: селективный мутизм, ЗПР, тревога, агрессия, негативизм, игры с песком, эбру-терапия, метафорические карты, игры с кинезиологическими мячиками, дыхательные техники.
А.И. Тащёва1, М.Р. Арпентьева2, М.А. Спиженкова3, С.В. Гриднева1, С.В. Коптяева4
КОМПОНЕНТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО КОУЧИНГА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
С СИНДРОМОМ Г. АСПЕРГЕРА
1Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону),2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва), 3Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 4Калужская областная детская библиотека (Калуга).
Резюме. Теоретическое и эмпирическое изучение вопросов инклюзии учеников с синдромом Г. Аспергера в образовательную среду школы и вуза дает возможность разработать рекомендации по оптимизации инклюзивного образования и инклюзивного коучинга, составляющего основное содержание психолого-педагогического сопровождения инклюзии в образовании. Инклюзивный коучинг включает долгосрочную, многокомпонентную и многоуровневую коррекционно-развивающую поддержку учащихся и обучающихся с синдромом Аспергера. Он значительно повышает результативность образования и качество учебного и социального функционирования человека.
Ключевые слова: инклюзия, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивный коучинг, студент, развитие, зона ближайшего развития, перспектива.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ
2024 (24), № 2. CONTENTS
PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY,
SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS
E.A. Bodagova, N.V. Govorin
COMPARATIVE CLINICAL AND PSYCHOPATHOLOGICAL ANALYSIS OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE AND CHILDREN LIVING IN FULL FAMILIES
Chita State Medical Academy (Chita).
Summary. The continuous clinical examination of 516 pupils of 15 Centers for children left without parental care was conducted. The control group included 100 children and adolescents enrolled in secondary schools and living in their biological full families. Psychometric diagnostics was performed using standardized screening techniques: the Spielberger-Khanin questionnaire, M. Kovac, Bass-Darky, Leonhard-Shmishek, the suicide risk questionnaire, the Raven test. The results of the study showed that social orphans differ from the control group in the presence of heredity burdened with alcoholism, severe mental disorders, as well as higher rates of anxiety, aggression and depression (p<0.05). The conducted research indicates the need for a comprehensive multidimensional analysis of the mental health of social orphans in order to further psychoprophylaxis and resocialization of children left without parental care.
Keywords: social orphans, children left without parental care, children from full families, mental disorders, psychopathology.
E.A. Antonova, N.V. Zvereva, A.A. Koval-Zaitcev
THE PECULIARITIES OF COGNITIVE FUNCTION AND GENDER IDENTITY
IN ADOLESCENTS WITH SCHIZOPHRENIA SPECTRUM DISORDERS
Mental Health Research Center, Moscow State University of Psychology & Education" (Moscow).
Summary. The present study reviews the peculiarities of cognitive function and gender identity in adolescents with schizophrenia spectrum disorders. According to the pathopsychological examination results, cognitive disorder is one of the factors transforming the gender stereotypes assimilation, gender role self-perception and gender identity development. Adolescents with schizophrenia significantly lesser reveal gender features corresponding to their sex and use lesser gender related words describing themselves. It may be conditioned to the non-binary gender identity or the decrease of the generalization as a process of highlighting categories. Adolescents in the control group more often appreciate their gender identity as cisgender with androgynous gender expression.
Keywords: schizophrenia spectrum disorders, gender identity, gender expression, cognitive function, adolescents.
N.A. Dovgaya, A.E. Malykh
SOCIAL FEARS IN OLDER ADOLESCENTS WITH UNRELIABLE ATTACHMENT
Pacific State Medical University (Vladivostok).
Summary. The article presents the results of a study aimed at identifying the severity and content of social fears and social anxiety in older adolescents with unreliable attachment to their mother. To achieve this goal, a comparison of adolescents with unreliable and reliable attachment was carried out. The obtained results demonstrate a high degree of social anxiety, general, school, interpersonal and self-esteem anxiety, fear of negative evaluation and most social fears in adolescents with unreliable attachment. There was also a higher integration of indicators of fears and anxiety in adolescents with unreliable attachment.
Keywords: social fears, anxiety, adolescents, attachment.
A.S. Mosinа. E.B. Fantalova
FEATURES OF MOTIVATIONAL AND PERSONALITY SPHERE OF PATIENTS
WITH TYPE I DIABETES MELLITUS
Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).
Summary. The article examines the level of motivation for success and motivation to avoid failure, leading life orientations and locus of control, the level of correlation between "value" and "availability" in various spheres of life, "Self-concept" and its components in adolescents with type 1 diabetes. Questionnaires are used aimed at measuring the severity of the characteristics of the motivational and personal sphere, as well as methods of statistical analysis. The study involved 9 adolescents with insulin-dependent diabetes mellitus aged 14 to 17 years, with a disease experience of 3 to 10 years. A connection has been identified between the presence of type 1 diabetes and an increased level of motivation to succeed,
Keywords: diabetes mellitus, motivational and personal sphere, internal picture of the disease, life-meaning orientations, internal conflicts, leading values.
M.V. Rygalova
STUDY OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF ADOLESCENTS, ENGAGED
IN THEATER ACTIVITIES
Polzunov Altai State Technical University (Barnaul).
Summary. The article discusses the possibilities of developing emotional intelligence through theatrical activities. Theatrical activity is an integrative type of creative activity that combines communicative, emotional, and psychological components. In this type of activity, volitional and emotional components actively develop and manifest themselves. The emotional component also plays a big role. The practical part of the article provides a study of the emotional intelligence of adolescents and its results. They confirm the research hypothesis that if teenagers engage in theatrical activities, their level of emotional intelligence increases.
Keywords: emotional intelligence, adolescence, theatrical activity, development of emotional intelligence, emotions.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION,
MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT
E.E. Artemova, L.A. Tishina
THE ROLE OF IMITATION IN THE FORMATION OF GAME SKILLS OF STUDENTS
WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).
Summary. In the system of education and upbringing of children with special educational needs, imitation as a means, and in some cases an independent technology, is given great importance. Often it is the imitative skill in teaching a child with developmental problems that is the main one in terms of forming algorithms for educational actions or behavioral models. The role of imitation is widely considered in the development of communication, the activation of speech activity, in the process of mastering various kinds of academic skills and abilities by students with special educational needs. The article examines the role of imitation in the process of forming a social game in students with autism spectrum disorders of primary school age.
Keywords: autism spectrum disorders, imitative skills, communication skills, play activity, special educational needs
V.I. Shebanova, S.G. Shebanova, N.V. Pasenko
VISUAL-NARRATIVE APPROACH AS A WAY TO NORMALIZE EATING BEHAVIOR
Kherson Agrarian University (Kherson).
Summary. The article focuses on the use of a visual-narrative approach in providing psychological assistance to individuals with eating disorders. It is shown that one of the approaches widely used by specialists in providing psychological assistance in solving a diverse range of psychological personal problems, normalizing eating behavior and the psychological state of the individual in crisis and traumatic situations is the visual-narrative approach. Emphasis is placed on the special value of this approach as an effective means of psychological self-help.
Keywords: visual-narrative approach, eating disorders, normalization of eating behavior, psychological help, self-help, crisis situations, traumatic situations, search for resources, self- and life-construction.
Е.Е. Klopotova, S.Yu. Smirnova
DIGITAL TOYS ARE A CHALLENGE FOR MODERN PARENTS
Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).
Summary. One of the features of modern toys has become the use of digital technologies. The analysis of parents' ideas about digital toys is given. The data obtained indicate a lack of awareness among parents about toys connected to the Internet, its functions, capabilities, and risks of use. The question is raised to what extent a digital toy is an independent digital agent ready to interact with a child, and to what extent it requires intervention from an adult as an intermediary.
Keywords: digital toy, preschoolers, parents, digital socialization, toys, digital devices, digital content
SHORT COMMUNICATIONS
I.V. Borisova, M.K. Buryak
THE RELATIONSHIP OF SUICIDAL RISK WITH COPING STRATEGIES IN EARLY ADOLESCENCE
Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky (Bryansk).
Summary. This paper presents the results of a study of the relationship between suicidal risk propensity and coping strategies in early adolescence. The empirical study involved 50 respondents aged 16-18, of whom 32 were girls (64%) and 18 were boys (36%). The study was conducted using the A.G. Shmelev suicide risk questionnaire modified by T.N. Razuvaeva and the questionnaire "Methods of coping behavior" by R. Lazarus and S. Folkman. In the course of the study, the prevalence of a reduced level of formation of suicidal intentions in respondents of both sexes was established. Girls have a higher risk of suicidal behavior compared to boys, at the same time, they have more developed strategies for coping with stress than boys. Significant relationships have been established between various components of suicidal risk and coping strategies.
Keywords: suicidal risk, coping behavior, boys, girls.
A.G. Koshchavtsev, A.N. Golod
QUANTITATIVE EEG IN ADOLESCENTS WITH VEGETATIVE DYSFUNCTION SYNDROME
Pediatric Medical University (Saint-Petersburg).
Summary. Surveyed 100 adolescents (56 boys and 44 girls) with vegetative dysfunction syndrome aged from 13 to 17 years (average age 15.56±1.36 years). The results of spectral analysis of the EEG indicate a tendency towards the predominance of the low-frequency alpha range, which may indicate a slight delay in the development of bioelectrical activity of the cortical-subcortical formations of the brain in adolescents with vegetative dysfunction syndrome. A distinctive characteristic of the results of coherent EEG analysis for patients with vegetative dysfunction syndrome is the greater severity of coherent hyperintegrations.
Keywords: EEG, spectral analysis, coherence analysis, vegetative dysfunction syndrome.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS
R.V. Bisaliev
SUICIDAL BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS-PATIENTS WITH SOMATIC DISORDERS
Private educational institution of higher education "Moscow International Academy" (Moscow).
Summary. The purpose of the study: to conduct a theoretical analysis on the problem of suicidal behavior in children and adolescents suffering from somatic disorders. Material and methods. The analysis of 29 sources was carried out. The materials dealing with the relationship between suicidal behavior and somatic pathology in children and adolescents were analyzed. Results. It is established that the theoretical and methodological basis, conceptual approaches and principles of understanding the phenomenon of suicidal behavior in the structure of somatic disorders of pediatric patients have not been formed. Conclusion. Solving the problems of somatic pathology and suicidal behavior in children and adolescents will improve their medical and social prognosis and quality of life.
Keywords: suicide, somatic diseases, children, adolescents, prevention.
I.N. Rachmanina,1,2,3 T.Y. Ovsyannikova,1,2,3 N.K. Bulatova1
EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WITH SELECTIVE MUTISM
1Scientific and Practical Center for Children's Rehabilitation "Correction and Development", 2Astrakhan State University, 3Astrakhan State Medical University (Astrakhan).
Summary. The article presents the experience of a teacher - psychologist working with children with selective mutism on the basis of the State Educational Institution of JSC "Scientific and Practical Center for Rehabilitation of Children "Correction and Development". The psychological characteristics of children with selective mutism are described and a list of techniques that can effectively help a child overcome communication difficulties is presented.
Keywords: selective mutism, ZPR, anxiety, aggression, negativism, sand games, ebru therapy, metaphorical cards, games with kinesiological balls, breathing techniques.
A.I. Tashcheva1, M.R. Arpentieva2, M.A. Spizhenkova3, S.V. Gridneva1, S.V. Koptyaeva4
COMPONENTS OF THE INCLUSIVE COACHING OF PUPILS AND STUDENTS
WITH ASPERGER SYNDROME
1Southern Federal University (Rostov-on-Don), 2Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow), 3K.E. Tsiolkovskiy Kaluga State University, 4Kaluga Regional Children's Library (Kaluga).
Summary. The empirical analysis of the problems of inclusion of students with G. Asperger's syndrome in the educational environment of schools and universities included humanitarian and research tasks, which were solved on the basis that the inclusion of children, adolescents and boys / girls with ASD requires taking into account individual characteristics and developing individualized and flexible coaching programs aimed at social adaptation of students by reducing their anxiety in different situations and contexts of inclusive interaction, increasing self-esteem and assessment of the people around them, trust and respect of members of the inclusive process.
Keywords: inclusion, support, inclusive coaching, student, development, zone of proximal development, perspective.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS
|