Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2022 (22), №4. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Е.В. Булычева

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ, И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ

ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный медицинский университет" (Оренбург).

Резюме. Одной из серьезных проблем общественного здравоохранения является высокая распространенность среди подрастающего поколения аддиктивных форм поведения. Показано, что c 2005 по 2018 гг. среди детей и подростков уровень распространенности алкоголизма снизился в среднем в 17,5-18,5 раз, наркомании в 2,7-4,6 раза, токсикомании в 6,9-29,0 раз. При этом, среди подростков выявлены состояния, повышающие риск аддиктивного поведения, такие как выраженная деструктивная сверхзависимость (26,5%), межличностная зависимость (27,8%), обусловленная неуверенностью в себе (80,5%), потребностью в эмоциональной опоре на других (72,3%), легкой степенью депрессии (17,1%) и очень высоким уровнем тревожности (26,7%).
Ключевые слова: подростки, психоактивные вещества, заболеваемость, связанная с употреблением психоактивных веществ, факторы риска и защиты аддиктивных форм поведения.

Е.А. Бодагова, Ю.Н. Смоляков

ПОКАЗАТЕЛИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия" (Чита).

Резюме. В данной работе представлен сравнительный анализ спектральных характеристик электроэнцефалограмм 328 детей, оставшихся без попечения родителей. Контрольную группу составили 64 ребенка того же возраста, воспитывающиеся в своих биологических семьях. При проведении ЭЭГ-исследования и спектрального анализа выявлены значимые отличия ритмов ЭЭГ детей-сирот по сравнению с детьми из семей. Для детей, оставшихся без попечения родителей, характерно снижение мощности основного альфа-ритма преимущественно в ростральных корковых зонах, увеличение удельного веса тета-активности по центральным зонам, а также ослабление мощности бета-ритма в теменно-центральных и височных областях. Выявленные особенности могут свидетельствовать о нейрофизиологических изменениях у детей, оставшихся без попечения родителей, а именно, о недостаточном созревании мозговых структур.
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, социальные сироты, электроэнцефалограмма, спектральный анализ.

И.Н. Чжен

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ МОНО- И БИЛИНГВАЛЬНЫХ СЕМЕЙ

Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина (Бишкек).

Резюме. В статье рассматривается проблема билингвизма, исследуются когнитивные способности младших школьников из моно- и билингвальных семей, а также влияние знания одного или двух языков на когнитивные способности, такие как память, внимание, мышление у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: билингвизм, когнитивные способности, младшие школьники

И.В. Полякова

ТОЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И САМООЦЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ

Смоленский государственный университет (Смоленск).

Резюме. В работе исследованы психологические особенности взаимосвязи точности восприятия и самооценки младшего школьника. Цель работы заключалась в установлении связи между уровнями перцептивной точности и самооценки обучающихся. В исследовании приняли участие 20 младших школьников, обучавшихся в четвертом классе. В исследовании использованы методики "Шкалы приборов" и "Измерение самооценки" Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Установлена умеренная обратная взаимосвязь между точностью восприятия и неадекватной (завышенной/заниженной) самооценкой. Полученные результаты можно учитывать при разработке учебно-методических программ по психологии развития, детской психологии и психологическом консультировании.
Ключевые слова: модальность восприятия, точность восприятия, младший школьник, личность, самооценка, психическое состояние, эффективность обучения.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Ю.Б. Можгинский

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ: МЕЖДУ ЛЕКАРСТВАМИ И ПСИХОТЕРАПИЕЙ

АО Сеть клиник "Медси" (Москва).

Резюме. Диагностические и лечебные методики современного психоанализа позволяют оптимизировать работу психиатра. Преодоление фармакоцентричного подхода помогает избежать нежелательных эффектов лекарственной терапии - таких, например, как резистентность и полипрогмазия. Психоаналитический взгляд на происхождение и динамику психопатологических симптомов у детей и подростков составляет патогномоничную основу в диагностике и лечебном вмешательстве, давая возможность оптимизировать как фармакологический, так и психотерапевтический методы воздействия.
Ключевые слова: психоанализ, психодинамика, сепарация, онтогенез, сублимация, либидо.

А.В. Сантимов, С.В. Гречаный, Г.А. Новик

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД В ИЗУЧЕНИИ ВЛИЯНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ НА КОМОРБИДНОСТЬ ХРОНИЧЕСКОЙ МЫШЕЧНО-СКЕЛЕТНОЙ БОЛИ, ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" (Санкт-Петербург).

Резюме. Мышечно-скелетная боль - один из наиболее часто встречающихся вариантов хронической боли у детей и подростков. Взаимосвязь хронической мышечно-скелетной боли, тревоги и депрессии хорошо известна, однако не до конца ясно, участвуют ли, и какие именно, генетические и эпигенетические механизмы в развитии хронической боли, а также в ее коморбидности с тревогой и депрессией. В статье представлено клиническое наблюдение случая коморбидности хронической мышечно-скелетной боли, тревоги и депрессии у двух сестер-близнецов 12,5 лет и обзор исследований, изучавших влияние генетических и семейных факторов на хроническую мышечно-скелетную боль, тревогу и депрессию близнецовым методом.
Ключевые слова: мышечно-скелетная боль, хронический болевой синдром, тревога, депрессия, генетические факторы, семейные факторы, дети, подростки, близнецы.

Ю.Е. Куртанова, О.В. Белозерская, Ю.А. Бурдукова, В.Д. Щукина

ПРОБЛЕМЫ РЕИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ ПОСЛЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме: Статья посвящена выявлению факторов, влияющих на успешность реинтеграции в социум после продолжительного лечения детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями. Исследование проводилось с детьми, прошедшими длительный курс лечения от онкологических заболеваний, находящимися в стадии ремиссии на реабилитации в Лечебно-реабилитационном научном центре детской онкологии, гематологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева "Русское поле". В результате исследования определены факторы (психологические, физиологические, социальные), влияющие на успешность их реинтеграции в социум после продолжительного лечения.
Ключевые слова: дети, онкологические заболевания, продолжительное лечение, реинтеграция в социум.

В.А. Яковлев,1 И.Г. Соколова2

ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК И МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 367 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург).

Резюме. Статья отражает поиск возможностей интеграции приемов психотерапии и педагогической практики в школьном образовании. Представлены научные основания, актуальность и практический опыт применения интегративного подхода в коррекции и развитии ценностных ориентаций, волевых качеств и мотивов поведения у обучающихся подросткового возраста как неотъемлемых компонентов психического здоровья.
Ключевые слова: интегративный психолого-педагогический подход, динамика развития группы, волевая регуляция, ценностные ориентации, образовательные игры.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.Н.Султанова, В.А. Луговенко

ТИКОЗНЫЕ ГИПЕРКИНЕЗЫ У ДЕТЕЙ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Новосибирский государственный медицинский университет (Новосибирск).

Резюме. Тикозные гиперкинезы занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. В последнее время педагоги, медицинские психологи, социальные работники и психиатры все чаще сталкиваются с проблемой тикозных гиперкинезов у детей, определяя их как состояния нервного развития, характеризующиеся наличием тиков и связанных с ними поведенческих проблем. Современная неврология, психиатрия и медицинская психология нуждаются в актуализации как терапевтического, так и диагностического аспекта тикозных гиперкинезов. В данной статье представлен обзор современной литературы по проблеме тикозных гиперкинезов у детей, а также методов их коррекции. Анализ литературы описывает последние достижения в области неврологии и психологии. Описаны клинико-динамические и психосоциальные характеристики детей с тикозными гиперкинезами, включая электроэнцефалографическую картину. Отмечена роль тикозных гиперкинезов на психологический и эмоциональный статус детей.
Ключевые слова: тикозные гиперкинезы, тики, семейное воспитание, психокоррекция, дети.

И.В. Добряков,1 Ю.А. Фесенко2,3

ПРЕХОДЯЩАЯ ТРАНСПОЗИЦИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ОБЗОР)

1ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева", 2ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет", 3СПб ГКУЗ ЦВЛ "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина", (Санкт-Петербург).

Резюме. Статья посвящена анализу преходящей транспозиции половой идентичности у подростков с точки зрения трактовки этого состояния предыдущей международной классификации болезней (МКБ-10) и вступившей в силу в 2022 г. новой международной классификации((МКБ-11), а также с позиции новых представлений о формировании гендера, появившихся в эпоху информационно-коммуникационной революции. Показано, что революционные изменения в сфере коммуникации и получения информации произошли именно в период смены поколений, когда возможности восприятия, мышления, поведения, связанные с удовлетворением сенсорной жажды и полового влечения, стали практически безграничными, что, в свою очередь, привело к усилению аномии.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная революция, подростки, половая идентичность, психопрофилактика.

С.Н. Ениколопов, А.Г. Ефремов, С.О. Кузнецова

ШКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА "СИМПТОМАТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК SCL-90-R" (АДАПТАЦИЯ НА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ВЫБОРКЕ)

Резюме. В данной статье представлены результаты адаптации на молодежной нормативной выборке шкальной методики "Симптоматический опросник SCL-90-R" (Simptom Check List-90-Revised). Цель работы - определить основные показатели апробации методики SCL-90-R как результат статистической обработки вероятностной выборки из молодежной популяции. Участниками были 1354 испытуемых, 732 женского и 622 мужского пола, со средним возрастом 18,5 года (SD=1,36). Участники были взяты с помощью стратифицированной выборки из совокупности студентов и школьников, с последующим случайным их отбором. Ошибка выборки была оценена в 5% с уровнем достоверности 95,5%. Результаты показали значимые различия между участниками в зависимости от пола и возраста по основным и оценочным шкалам методики SCL-90-R. Предоставлены нормативные данные, разделенные по возрасту и полу. Результаты могут быть использованы как в клинической практике, так и в научных исследованиях.
Ключевые слова: симптоматический опросник SCL-90-R, подростки, юношеский возраст, нормативная выборка, психопатология, надежность методики.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

Г.В. Скобло, С.В. Трушкина

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 5 ЛЕТ

Московский государственный психолого-педагогический университет, ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

М.В. Иванов, Г.В. Козловская

РАННЕЕ ДЕТСТВО: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ)

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа" (Москва).

Резюме. Период раннего детства является уязвимым к факторам, нарушающим психическое развитие и психическое здоровье. Однако именно этот период онтогенеза является важным для укрепления психического здоровья и всего здоровья в целом. Проблемы с психическим здоровьем в детском возрасте обращают внимание разных специалистов в связи с высокой распространенностью психических расстройств, приводящих к инвалидизации детского населения. В статье приводятся направления современных исследований, прозвучавших на Всероссийской научно-практической конференции "Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития", прошедшей в Москве 15-16 июня 2022 г.
Ключевые слова: раннее детство, профилактика, абилитация, ранняя помощь, микропсихиатрия, нарушения психического развития.

РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "РАННЕЕ ДЕТСТВО: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" 15-16 ИЮНЯ 2022 ГОДА, МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА, Г. МОСКВА

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Е.О. СМИРНОВОЙ.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2022 (22), № 4. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

E.V. Bulycheva

FEATURES OF THE FORMATION OF MENTAL DISORDERS AND BEHAVIORAL DISORDERS ASSOCIATED WITH THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN MODERN ADOLESCENTS, MANAGEMENT PERSPECTIVES

Orenburg State Medical University (Orenburg).

Summary. One of the serious problems of public health is the high prevalence of addictive behaviors among the younger generation. It is shown that from 2005 to 2018, among children and adolescents, the prevalence of alcoholism decreased by an average of 17.5-18.5 times, drug addiction by 2.7-4.6 times, substance abuse by 6.9-29.0 times. At the same time, conditions that increase the risk of addictive behavior were identified among adolescents, such as pronounced destructive over-dependence (26.5%), interpersonal dependence (27.8%) due to self-doubt (80.5%), the need for emotional support for others (72.3%), mild depression (17.1%) and very high the level of anxiety (26.7%).
Keywords: adolescents, psychoactive substances, morbidity associated with the use of psychoactive substances, interpersonal dependence, risk factors and protection of addictive behaviors.

E.A. Bodagova, Y.N. Smolyakov

INDICATORS OF BIOELECTRIC BRAIN ACTIVITY IN CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Chita State Medical Academy (Chita).

Summary. This paper presents a comparative analysis of the spectral characteristics of electroencephalograms of 328 children left without parental care. The control group consisted of 64 children raised in their biological families of the same age. During the EEG study and spectral analysis, significant differences in the EEG rhythms of orphaned children compared with children from families were revealed. Children left without parental care are characterized by a decrease in the power of the main alpha rhythm mainly in the rostral cortical zones, an increase in the specific weight of theta activity in the central zones, as well as a weakening of the power of the beta rhythm in the parietal-central and temporal regions. The revealed features may indicate neurophysiological changes in children left without parental care, namely, insufficient maturation of brain structures.
Keywords: children left without parental care, social orphans, electroencephalogram, spectral analysis.

I.N. Chzhen

THE STUDY OF COGNITIVE CHARACTERISTICS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN FROM MONO- AND BILINGUAL FAMILIES

Summary. The article discusses is aimed at studying of primary schoolchild cognitive functions from mono-and bilingual families. The work revealed features of bilingualism, features of primary school-age and interrelated knowledge of one or two languages on cognitive features, such as memory, attention, thinking of primary school children.
Keywords: bilingualism, cognitive functions, primary schoolchild

I.V. Polyakovа

ACCURACY OF PERCEPTION AND SELF-ESTEEM OF A JUNIOR STUDENT: PSYCHOLOGICAL FEATURES OF RELATIONSHIP.

Smolensk State University (Smolensk).

Summary. The paper examines the psychological features of the relationship between the accuracy of perception and self-esteem of a younger student. The aim of the work was to establish a link between the levels of perceptual accuracy and self-esteem of students. The study involved 20 primary school students enrolled in the fourth grade. The study used the methods of "Scales of instruments and "Measurement of self-esteem" Dembo-Rubinstein modified by A.M. Parishioners. A moderate inverse relationship has been established between the accuracy of perception and inadequate (overestimated/underestimated) self-esteem. The results obtained can be taken into account when developing educational and methodological programs on developmental psychology, child psychology and psychological counseling.
Keywords: modality of perception, accuracy of perception, junior student, personality, self-esteem, mental state, the effectiveness of training.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

Yu.B. Mozhginskiy

CHILD PSYCHOANALYSIS: BETWEEN DRUGS AND PSYCHOTHERAPY

h2>

JSC Chain of Clinics "Medsi" (Moscow).

Summary. Diagnostic and therapeutic methods of modern psychoanalysis make it possible to optimize the work of a psychiatrist. Overcoming the pharmacocentric approach helps to avoid the undesirable effects of drug therapy, such as resistance and polypharmacy. A psychoanalytic view of the origin and dynamics of psychopathological symptoms in children and adolescents is a pathognomonic basis in diagnosis and treatment, making it possible to optimize both pharmacological and psychotherapeutic methods of influence.
Keywords: psychoanalysis, psychodynamics, separation, ontogeny, sublimation, libido.

A.V. Santimov, S.V. Grechanyi, G.A. Novik

TWIN METHOD IN THE STUDY OF THE INFLUENCE OF GENETIC AND FAMILY FACTORS ON THE COMORBIDITY OF CHRONIC MUSCULOSKELETAL PAIN, ANXIETY AND DEPRESSION IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

St. Petersburg State Pediatric Medical University (Saint-Peterburg).

Summary. Musculoskeletal pain is one of the most common types of chronic pain in children and adolescents. The relationship of chronic musculoskeletal pain, anxiety and depression is well known, but it is not completely clear whether and which genetic and epigenetic mechanisms are involved in the development of chronic pain, as well as in its comorbidity with anxiety and depression. The article presents a clinical observation of the comorbidity of chronic musculoskeletal pain, anxiety and depression in two 12.5-year-old twin sisters and a review of studies focusing on the influence of genetic and family factors on chronic musculoskeletal pain, anxiety and depression by the twin method.
Keywords: musculoskeletal pain, chronic pain syndrome, anxiety, depression, genetic factors, family factors, children, adolescents, twins.

Yu.E. Kurtanova, O.V. Belozerskaya, Yu.A. Burdukova, V.D. Schukina

PROBLEMS OF REINTEGRATION INTO SOCIETY AFTER LONG-TERM TREATMENT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH CANCER

Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article is devoted to identifying factors that influence the success of reintegration into society after prolonged treatment of primary school children with cancer. The study was conducted with children who have undergone a long course of treatment for cancer and are in remission for rehabilitation at the Medical and Rehabilitation Scientific Center for Pediatric Oncology, Hematology and Immunology named after Dmitry Rogachev "Russian Field". The study identified factors (psychological, physiological, social) that affect the success of reintegration into society after prolonged treatment.
Keywords: children, oncological diseases, long-term treatment, reintegration into society.

V.A. Yakovlev,1 I.G. Sokolova2

PSYCHOTHERAPY AND EDUCATION IS AN INTEGRATIVE APPROACH TO THE CORRECTION AND DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDES AND MOTIVES OF BEHAVIOR AND SELF-REALIZATION IN ADOLESCENT STUDENTS

1St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, 2Secondary school No. 367 Frunzensky district of St. Petersburg (Saint-Petersburg).

Summary. The article reflects the search for opportunities to integrate psychotherapy techniques and pedagogical practice in school education. The scientific grounds, relevance and practical experience of the integrative approach in the correction and development of value orientations and motives of behavior and self-realization in adolescent students are presented.
Keywords: integrative psychological and pedagogical approach, dynamics of group development, volitional regulation, value orientations, educational games.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

N.A. Sultanova, V.A. Lugovenko

TICOSIS HYPERKINESIS IN CHILDREN. THE CURRENT STATUS OF THE PROBLEM

Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk).

Summary. Tic hyperkinesis (TG) is one of the leading neurological diseases of childhood. Recently, educators, medical psychologists, social workers and psychiatrists are increasingly faced with the problem of tic hyperkinesis in children, defining them as states of nervous development characterized by the presence of tics and related behavioral problems. Modern neurology, psychiatry and medical psychology need to update both the therapeutic and diagnostic aspects of tic hyperkinesis. This article provides an overview of the current literature on the problem of tic hyperkinesis in children, as well as methods for their correction. The literature review describes the latest advances in neurology and psychology. The clinical-dynamic and psychosocial characteristics of children with tic hyperkinesis, including the electroencephalographic picture, are described. The role of tic hyperkinesis on the psychological and emotional status of children is noted.
Keywords: tic hyperkinesis, tics, family education, psychocorrection, children.

I.V. Dobryakov,1 Yu.A. Fesenko2,3

RANSIENT TRANSPOSITION OF ADOLESCENT GENDER IDENTITY IN THE INFORMATION AND COMMUNICATION REVOLUTION (REVIEW)

1Bekhterev National Medical Research Center of Psychiatry and Neurology, 2St. Petersburg State Pediatric Medical University, 3St. Petersburg "Center for Restorative Treatment "Child Psychiatry" named after S.S. Mnukhin (St. Petersburg).

Summary. The article is devoted to the analysis of transient transposition of adolescent gender identity from the point of view of the interpretation of this condition by the previous international classification of diseases (ICD-10) and the new international classification (ICD-11) which came into force in 2022, as well as from the position of new ideas of gender formation which appeared in the epoch of information and communication revolution. It is shown that revolutionary changes in the sphere of communication and obtaining information occurred precisely in the period of generational change, when the possibilities of perception, thinking, behavior related to the satisfaction of sensory thirst and sexual attraction became almost limitless, which, in turn, led to an increase in anomie.
Keywords: information and communication revolution, adolescents, gender identity, psychoprophylaxis.

S.N. Enikolopov, A.G. Efremov, S.O.Kuznetsova

THE SCALE METHODOLOGY "SYMPTOMATIC QUESTIONNAIRE SCL-90-R" (ADAPTATION ON THE RUSSIAN YOUTH SAMPLE)

FSBSI "Mental Health Research Center" (Moscow).

Summary. This article presents the results of adaptation of the "Symptomatic questionnaire SCL-90-R" (Simptom Check List-90-Revised) on a youth normative sample of the scale methodology. The purpose of the work is to determine the main indicators of testing the SCL-90-R methodology as a result of statistical processing of a probabilistic sample from the youth population. The participants were 1,354 subjects, 732 female and 622 male, with an average age of 18.5 years (SD=1.36). The participants were taken using a stratified sample from a population of students and schoolchildren, followed by their random selection. The sampling error was estimated at 5% with a confidence level of 95.5%. The results showed significant differences between participants depending on gender and age according to the basic and evaluation scales of the SCL-90-R methodology. Normative data are provided, divided by age and gender. The results can be used both in clinical practice and in scientific research.
Keywords: symptomatic questionnaire SCL-90-R, teenagers, adolescence, normative sample, psychopathology, reliability of the methodology.
OFFICIAL MATERIALS, REVIEWS, INFORMATION

M.V. Ivanov, G.V. Kozlovskaya

EARLY CHILDHOOD: PSYCHOLOGICAL HABILITATION AND PREVENTION OF MENTAL DEVELOPMENT DISTURBANCES (MATERIALS OF THE CONFERENCE)

Mental Health Research Center, Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow).

Summary. Early childhood is vulnerable to factors that impair mental development and mental health. However, it is this period of ontogenesis that is important for strengthening mental health and health in general. Mental health problems in childhood attract the attention of various specialists due to the high prevalence of mental disorders that lead to disability of the child population. The article presents the directions of modern research presented at the All-Russian Scientific and Practical Conference "Early Childhood: Psychological Habilitation and Prevention of Mental Developmental Disorders", held in Moscow on June 15-16, 2022.
Keywords: early childhood, prevention, habilitation, early intervention, micropsychiatry, mental development disorders.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS