Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2022 (22), №3. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В.В. Грачев

ПРИСТУПООБРАЗНОЕ ПЕРЕЕДАНИЕ У ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ,КОМРБИДНАЯ ПАТОЛОГИЯ, ДИНАМИКА, ИСХОДЫ)

ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (Москва).

Резюме. Последнее десятилетие из гетерогенной группы атипичных расстройств пищевого поведения (РПП) выделены новые диагностические категории. Одним из таких относительно недавно выделенных РПП, диагностические критерии которого впервые включены в последнюю: 11-ю редакцию МКБ является Binge eating disorder или приступообразное переедание (BED). Целью настоящей работы явился анализ клинических проявлений, динамики и исходов BED у девушек подросткового возраста, а также уточнение взаимосвязей BED с иными РПП и коморбидной психической патологией.
Ключевые слова: расстройства пищевого поведения, атипичная нервная анорексия, атипичная нервная булимия, приступообразное переедание, компульсивное переедание, патологическое переедание, подростки

О.А. Суетина, Н.Е. Кравченко

ПСИХОГЕННЫЙ БОЛЕВОЙ СИНДРОМ В ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ

ФГБНУ Научный центр психического здоровья (Москва).

Резюме. В статье описывается психогенный болевой синдром, имеющий место в онкопедиатрической практике и развивающийся у детей с особой эмоционально-характерологической структурой.
Ключевые слова: психоонкология, онкопедиатрия, психопатологические синдромы, психогенная боль, дети и подростки.

В.С. Собкин, А.В. Федотова

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ФГБНУ Институт управления образованием Российской академии образования (Москва).

Резюме. На материалах анонимного анкетного опроса 40 575 учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ, проведенного в 17 регионах РФ в 2020-2021 гг., исследуется готовность современных подростков к проявлению гражданской позиции. Рассматривается широкий круг демографических, социально-стратификационных, поведенческих факторов, оказывающих влияние на склонность подростков к активным формам выражения протеста. Показано участие институтов семьи и школы, а также сетевой активности в формировании у подростка установок относительно различных форм протестного поведения.
Ключевые слова: подростковый возраст, социализация, выражение протеста, гражданская позиция, экстремизм, агрессия, девиантное поведение, социальные сети, социальный статус, гендерная специфика.

И.А. Горьковая, А.В. Микляева

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлен сравнительно-исторический анализ копинг-стратегий, которым отдавали предпочтение подростки с устойчивым противоправным поведением в течение последних 25 лет. Результаты обследования 277 подростков мужского пола 14-17 лет (174 подростка с устойчивым противоправным поведением, 105 подростков с условно нормативным поведением), проведенного в 1996, 2004 и 2020 гг. с помощью Методики диагностики копинг-механизмов Э. Хейма, свидетельствуют о том, что в течение этого времени наблюдается тенденция к усилению адаптивности копинг-стратегий подростков с устойчивым противоправным поведением, которая аналогична изменениям, зафиксированным в группе сравнения.
Ключевые слова: копинг-механизмы, копинг-стратегия, подростки, устойчивое противоправное поведение, условно нормативное поведение, сравнительно-историческое исследование.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

С.О. Кузнецова, С.Е. Строгова

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ АМБУЛАТОРНОГО ПРИЕМА

ФГБНУ Научный центр психического здоровья (Москва).

Резюме. В данной статье представлены результаты исследования, посвященного анализу и обобщению особенностей психологической помощи в рамках амбулаторного приема с детьми и подростками. Выборку исследования составили 133 пациентов мужского и женского пола в возрасте от 5 до 17 лет. Использованы методы тестирования, опроса, субъективного шкалирования. Было выявлено, что амбулаторный прием в большинстве обращений реализует диагностическую деятельность. В группе пациентов детского возраста выше потребность в психологической диагностике, а в группе подростков - в терапевтической и консультационной деятельности.
Ключевые слова: подростки, детский возраст, психическая патология, психологическая помощь, амбулаторный прием.

В.А. Яковлев1, И.Г. Соколова2

ПСИХОТЕРАПИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК И МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 367 Фрунзенского района (Санкт-Петербург).

Резюме. Статья отражает поиск возможностей интеграции приемов психотерапии и педагогической практики в школьном образовании. Представлены научные основания, актуальность и практический опыт применения интегративного подхода в коррекции и развитии ценностных ориентаций, волевых качеств и мотивов поведения у обучающихся подросткового возраста как неотъемлемых компонентов психического здоровья.
Ключевые слова: интегративный психолого-педагогический подход, динамика развития группы, волевая регуляция, ценностные ориентации, образовательные игры.

Н.Н. Архангельская

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОПЫТОМ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, СПб ГКУЗ ЦВЛ "Детская психиатрия" им. С.С. Мнухина (Санкт-Петербург).

Резюме. Статья посвящена изучению взаимосвязи между личностными особенностями и готовностью к профессиональному самоопределению подростков с опытом школьной дизадаптации. Все подростки лечились в психоневрологическом дневном реабилитационном стационаре и имели диагноз "органическое эмоционально-лабильное расстройство". Полученные результаты говорят о низком уровне самоуважения и жизнестойкости у испытуемых. Выявлена положительная связь между субъектностью, жизнестойкостью и готовностью к профессиональному самоопределению. Подчеркнута важность интеграции психокоррекционной работы и профориентации.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подростки, школьная дизадаптация, органическое эмоционально-лабильное расстройство, реабилитация.
АРХИВ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В.М. Башина

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АУТИЗМА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБНУ Научный центр психического здоровья (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты клинико-катамнестического изучения 500 детей в возрасте от 1 года до 10 лет с разными формами аутизма. Среди них было 240 пациентов с детским аутизмом и 160 - с атипичным аутизмом (из которых 100 больных перенесли в прошлом кататонические, кататоно-регрессивные и полиморфные приступы эндогенного психоза, а у 60 диагностировали умеренную умственную отсталость с аутистическими чертами при синдромах Мартина-Белл, Дауна, туберозном склерозе, фенилкетонурии). В число обследованных вошли также 60 больных с синдромом Ретта, 20 - с синдромом Аспергера и 20 - с психогенным парааутизмом. Обсуждается проблема гетерогенности аутизма в детстве, представленного как континуумом эндогенных расстройств (от эволютивных до психотических), так и группой аутистических состояний другого происхождения (хромосомного, обменного, психогенного). Были предложены новые принципы диагностики аутизма разного генеза в соответствии с критериями МКБ-10. С позиций деонтологического подхода было рассмотрено использование рубрик МКБ-10 при диагностике расстройств процессуального генеза.
Ключевые слова: детский аутизм Каннера, атипичный аутизм, парааутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта,
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

И.А. Симоненко, К.Б. Сулейманов

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет (Курск)

Резюме. В статье приводятся результаты исследования 10 дошкольников с расстройствами аутистического спектра по результатам внедрения экспериментальной программы развития регуляции поведения. При помощи методики CARS исследуется эффективность реализации коррекционно-развивающей программы, проводится интерпретация полученных результатов.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, регуляция поведения, CARS, аутизм.

В.М. Ганузин1, Б.Д. Борохов2

ПОСТДИДАКТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРОБЛЕМОЙ

1Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль), 2Реабилитационная программа "СЕЛА" для неблагополучных детей и подростков (Иерусалим, Израиль).

Резюме. В статье авторы рассматривают предложения, направленные на максимальное клиническое применение классификации и группировки расстройств, непосредственно связанных со стрессом, в 11-м пересмотре Международной классификации болезней (МКБ-11). Авторы предлагают включить как один из вариантов посттравматического стрессового расстройства, постдидактическое стрессовое расстройство, что позволит дифференцировано ставить диагноз данной формы стрессового расстройства у детей и подростков.
Ключевые слова: психические и психосоматические отклонения, постдидактическое стрессовое расстройство, дети и подростки, классификация.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

М.Ю. Городнова

НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. На основе обзора литературных данных обоснована центральная позиция нейрокогнитивных расстройств в отношении социальной дизадаптации, эмоциональных и поведенческих нарушений, формирования внутренней картины болезни и приверженности к антиретровирусной терапии, что в совокупности и конечном итоге определяет качество жизни ребенка и подростка с ВИЧ. Подчеркнута необходимость совершенствования реабилитационной помощи, включающей в себя раннюю и постоянную диагностику когнитивного статуса ребенка, мероприятий, направленных на развитие его когнитивных функций и коррекцию когнитивного дефицита с использованием мероприятий нейропсихологической реабилитации.
Ключевые слова: нейрокогнитивные расстройства, дети, подростки, ВИЧ, реабилитация, психологическая коррекция.

А.А. Пичиков, Ю.В. Попов, Р.В. Гребенщикова

СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И НАРУШЕНИЙ ОБРАЗА ТЕЛА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург).

Резюме. В работе проведена оценка зарубежного и отечественного опыта первичной и вторичной профилактики расстройств пищевого поведения и связанных с ними факторов риска. Приведены примеры вмешательств, которые могут быть реализованы на уровне школы, а также решения в продвижении позитивного образа тела и здорового питания среди школьников. Обоснована необходимость комплексных подходов профилактики расстройств пищевого поведения, избыточной массы тела и ожирения у подростков.
Ключевые слова: профилактика, подростковый возраст, нервная анорексия, нервная булимия, ожирение, неудовлетворенность телом.

А.В. Коткова, О.В. Баландина, Ж.В.Альбицкая, У.А. Насонова, О.М. Силантьева

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" (Нижний Новгород).

Резюме. В результате проведенного анализа источников литературы составлен обзор современного состояния знаний о методах диагностики расстройств речи у детей. Описаны основные стратегии, применяемые для раннего выявления заболевания. Представлено современное состояние проблемы расстройств речи у детей в свете недостаточности теоретических знаний о механизмах описанных расстройств. В обзоре отражена значимость и дефицит объективных методов диагностики. Научные литературные данные, приведенные в данном обзоре, показали необходимость дальнейшего изучения и создания универсальной методики диагностики для русскоязычных детей.
Ключевые слова: расстройства речи, дети, дисфазия развития, недоразвитие речи, расстройство рецептивной речи, расстройство экспрессивной речи, скрининг.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

К 95-ЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕРЫ МИХАЙЛОВНЫ БАШИНОЙ

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2022 (22), № 3. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

V.V. Grachev

BING EATING DISORDER IN ADOLESCENT GIRLS (CLINICAL MANIFESTATIONS, COMORBID PATHOLOGY, DYNAMICS, OUTCOMES)

Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Moscow).

Summary. In the last decade, new diagnostic categories have emerged from the heterogeneous group of atypical eating disorders (ED). One of these relatively recently identified EDs, the diagnostic criteria for which was first included in the latest: ICD 11th edition, is Binge eating disorder (BED). The aim of this work was to analyze the clinical manifestations, dynamics and outcomes of BED in adolescent girls, as well as to clarify the relationship of BED with other ED and comorbid mental pathology.
Keywords: eating disorders, atypical anorexia nervosa, atypical bulimia nervosa, binge eating disorder, adolescents.

O.A. Suetina, N.E. Kravchenko

PSYCHOGENIC PAIN SYNDROME IN PEDIATRIC ONCOLOGY

Mental Health Research Centre (Moscow).

Summary. The article describes a psychogenic pain syndrome that occurs in oncopediatric practice and develops in children with a special emotional and characterological structure.
Keywords: Psychooncology, pediatric oncology, psychopathological syndromes, psychogenic pain, children and adolescents.

V.S. Sobkin, A.V. Fedotova

ON THE FORMS OF ADOLESCENTS' PROTEST ACTIVITY

Institute of Education Management of the Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. The paper relies on the results of anonymous questionnaire survey of 40 575 students of grades 7-11, which was conducted in 2020-2021 in schools located in 17 regions of Russian Federation. The study deals with modern teenagers' willingness to demonstrate their civil attitude. It explores a wide range of demographic, socio-stratification, and behavioral factors that influence the adolescents' eagerness to be involved into active forms of protest. The authors accentuate the roles of the institutions of family and school, as well as social network activity in the formation of adolescents' attitudes towards various forms of protest behavior. Keywords. Adolescence, socialization, protest demonstration, civil attitude, extremism, aggression, deviant behavior, social media, social status, gender specifics.

I.A. Gorkovaya, A.V. Miklyaeva

COPING-STRATEGIES OF ADOLESCENTS WITH ILLEGAL BEHAVIOR IN TERMS OF TRANSFORMATION OF RUSSIAN SOCIAL REALITY: COMPARATIVE HISTORICAL ANALYSIS

St. Petersburg State Pediatric Medical University, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg).

Summary. The article presents the comparative historical analysis of coping strategies that have been preferred by adolescents with persistent illegal behavior over the past 25 years. The survey included 277 male adolescents aged 14-17 (174 adolescents with persistent illegal behavior, 105 adolescents with conditionally normative behavior). It was conducted in 1996, 2004 and 2020 with the use of the Diagnostic Technique of coping mechanisms (E. Heim). The results show that during this time there is a tendency to increase the adaptability of coping strategies of adolescents with persistent illegal behavior, which is similar to the changes in the comparison group.
Keywords: coping mechanisms, coping strategy, adolescents, persistent illegal behavior, conditionally normative behavior, comparative historical research.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

S.O. Kuznetsova, S.E. Strogova

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE IN THE FRAMEWORK OF OUTPATIENT ADMISSION

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. This article presents the results of a study devoted to the analysis and generalization of the features of psychological assistance in the framework of outpatient admission to children and adolescents. The study sample consisted of 133 male and female patients aged 5 to 17 years. The methods of testing, questioning, and subjective scaling were used. It was revealed that outpatient admission in most cases implements diagnostic activities. In the group of children's patients, the need for psychological diagnostics is higher, and in the group of adolescents - in therapeutic and consulting activities.
Keywords: teenagers, mental pathology, childhood, psychological assistance, outpat

V.A. Yakovlev1, I.G. Sokolova2

PSYCHOTHERAPY AND EDUCATION IS AN INTEGRATIVE APPROACH TO THE CORRECTION AND DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDES AND MOTIVES OF BEHAVIOR AND SELF-REALIZATION IN ADOLESCENT STUDENTS

1St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, 2Secondary school № 367 (St. Petersburg).

Summary. The article reflects the search for opportunities to integrate psychotherapy techniques and pedagogical practice in school education. The scientific grounds, relevance and practical experience of the integrative approach in the correction and development of value orientations and motives of behavior and self-realization in adolescent students are presented.
Keywords: integrative psychological and pedagogical approach, dynamics of group development, volitional regulation, value orientations, educational games.

N.N. Arhangelskaia

READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN ADOLESCENCES WITH THE EXPERIENCE OF SCHOOL MALADJUSTMENT IN NEUROPSYCHIATRIC REHABILITATION DAY HOSPITAL

St. Petersburg State Pediatric Medical University, Minukhin Saint-Petersburg Rehabilitation Center "Child Psychiatry" (St. Petersburg).

Summary. The article is devoted to the study of the relationship between personality features and readiness for professional self-determination in adolescents with the experience of school maladjustment. All adolescents treated in neuropsychiatric rehabilitation day hospital and were diagnosed with organic emotionally labile disorder. The results obtained indicate a low level of hardiness and self-esteem in examinees. A positive correlation between subjectivity, hardiness and readiness for professional self-determination is revealed. The importance of integrating psychological correction and career guidance is emphasized.
Keywords: professional self-determination, school maladjustment, adolescents, organic emotionally labile disorder, rehabilitation.
ARCHIVE OF CHILD PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, SOCIAL AND CORRECTIONAL PEDAGOGY

V.M. Bashina

CURRENT STATE OF AUTISM IN CHILDREN

Mental Health Research Centre (Moscow).

Summary. The article presents the results of a clinical follow-up study of 500 children aged 1 to 10 years with various forms of autism. Among them, there were 240 patients with childhood autism and 160 with atypical autism (of which 100 patients had experienced catatonic, catatonic-regressive and polymorphic attacks of endogenous psychosis in the past, and 60 were diagnosed with moderate mental retardation with autistic features in Martin-Bell syndrome, Down syndrome, tuberous sclerosis, phenylketonuria). The surveyed also included 60 patients with Rett syndrome, 20 with Asperger syndrome and 20 with psychogenic paraautism. The problem of the heterogeneity of autism in childhood, represented by both a continuum of endogenous disorders (from evolutionary to psychotic) and a group of autistic conditions of a different origin (chromosomal, metabolic, psychogenic), is discussed. New principles for diagnosing autism of various genesis were proposed in accordance with the ICD-10 criteria. From the standpoint of the deontological approach, the use of ICD-10 rubrics in diagnosing disorders of procedural genesis was considered.
Keywords: Kanner childhood autism, atypical autism, paraautism, Asperger syndrome, Rett syndrome,
SHORT COMMUNICATIONS

I.A. Simonenko, K.B. Suleymanov

EFFECTIVENESS OF THE PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF BEHAVIOR REGULATION IN PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Kursk State Medical University (Kursk).

Summary. The article presents the results of a study of 10 preschoolers with autism spectrum disorders based on the results of the introduction of an experimental program for the development of behavior regulation. With the help of the CARS methodology, the effectiveness of the implementation of the correctional and developmental program is investigated, the interpretation of the results obtained is carried out.
Keywords: autism spectrum disorders, behavior regulation, CARS, autism.

V.M. Ganuzin1, B.D. Borokhov2

РOSTDIDACTIC STRESS DISORDER IN CHILDREN AND ADOLESCENTS: REFLECTIONS ON THE PROBLEM

1Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl, Russia), 2Rehabilitation program "SELA" for disadvantaged children and teenagers (Jerusalem, Israel).

Summary. In the article, the authors consider proposals aimed at maximizing the clinical application of the classification and grouping of disorders directly related to stress in the 11th revision of the International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. (ICD-11). The authors propose to include, as one of the variants of post-traumatic stress disorder, post-didactic stress disorder, which will allow differential diagnosis of this form of stress disorder in children and adolescents. Keywords. Mental and psychosomatic disorders, post-didactic stress disorder, children and adolescents, classification.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

M.Yu. Gorodnova

NEUROCOGNITIVE DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH HIV INFECTION: THE RELEVANCE OF THE PROBLEM AND THE SEARCH FOR ITS SOLUTION

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (St. Petersburg).

Summary. Based on a review of the literature data, the central position of neurocognitive disorders in relation to social maladaptation, emotional and behavioral disorders, the formation of an internal picture of the disease and adherence to antiretroviral therapy is substantiated, which, together and ultimately, determines the quality of life of a child and adolescent with HIV. The necessity of improving rehabilitation care, including early and continuous diagnosis of the child's cognitive status, measures aimed at the development of his cognitive functions and correction of cognitive deficits using neuropsychological rehabilitation measures, is emphasized.
Keywords: neurocognitive disorders, children, adolescents, HIV, rehabilitation, psychological correction.

A.A. Pichikov, Yu.V. Popov, R.V. Grebenshchikova

STRATEGIES FOR PREVENTION OF EATING DISORDERS AND BODY IMAGE DISTURBANCES IN ADOLESCENCE

V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology (St. Petersburg).

Summary. An analysis of existing approaches to prevention, taking into account international experience, will make it possible to use the most effective programs in the future. In the study foreign and domestic experience of primary and secondary prevention of eating disorders and their associated risk factors is evaluated. Examples of interventions that can be implemented at the school level, as well as solutions in promoting positive body image and healthy eating among schoolchildren are given. The need for comprehensive approaches to prevention of eating disorders, overweight and obesity in adolescents is substantiated.
Keywords: prevention, adolescence, anorexia nervosa, bulimia nervosa, obesity, body dissatisfaction.

A.V. Kotkova, O.V. Balandina, Zh.V. Albitskaya, U.A. Nasonova, O.M. Silantieva

METHODS OF DIAGNOSIS OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN (LITERATURE REVIEW)

Privolzhsky Research Medical University (Nizhny Novgorod).

Summary. As a result of the analysis of literature sources, a review of the current state of knowledge about the methods of diagnosing speech disorders in children was conducted. The main strategies used for early detection of the disease are described. The current state of the problem of speech disorders in children is presented in the light of the lack of theoretical knowledge about the mechanisms of the described disorders. The review reflects the importance and lack of objective diagnostic methods. The scientific literature data presented in this review showed the need for further study and the creation of a universal diagnostic methodology for Russian-speaking children.
Keywords: speech disorders, children, developmental dysphasia, speech underdevelopment, receptive speech disorder, expressive speech disorder, screening.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS