Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2022 (22), №1. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А.В. Горюнов

ОСОБЕННОСТИ ПРЕМОРБИДНОГО ПЕРИОДА У ДЕТЕЙ С ШИЗОТИПИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. Шизотипическое расстройство (ШТР) часто развивается в детском возрасте, причем, истинное начало расстройства возникает задолго до развития клинически очерченных симптомов заболевания. Диагностика ШТР обычно происходит в стадии обострения, которое часто связано с возрастными и средовыми кризовыми периодами, а также с влиянием психотравмирующих событий. Уже в преморбидном периоде ШТР выявляются негативные процессуальные расстройства, проявляющиеся дефицитом в эмоциональной, мотивационно-волевой и интеллектуальной сферах. Дефицитарные расстройства в значительной части случаев возникают в самом раннем детстве, определяя выраженность дизонтогенеза, при этом, чем раньше возникают первые психопатологические расстройства, тем выраженнее отклонения от нормативного развития и нарушения социальной, учебной адаптации.
Ключевые слова: шизотипическое личностное расстройство, псевдопсихопатическое шизотипическое расстройство, псевдоневротическое шизотипическое расстройство, детский возраст, преморбид, дизонтогенез.

Л.С. Эверт1,3, Т.В. Потупчик2, Ю.Р. Костюченко1, Е.В. Окладникова2, Ю.В. Зыкова4

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМИ ЦЕФАЛГИЯМИ

1Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН", НИИ медицинских проблем Севера - обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН, 2ФГБОУ ВО "Красноярский государственный университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" (Красноярск), 3Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Медико-психолого-социальный институт (Абакан), 4ООО Лечебно-диагностическая клиника "Медицина компьютерных технологий" (Красноярск).

Резюме: Повторяющиеся приступы головной боли ведут к снижению качества жизни, отражаясь на психоэмоциональном состоянии и поведении подростков. Взаимосвязь рецидивирующих цефалгий с психическим здоровьем подростков - важная проблема современной педиатрии. В статье приведены результаты исследования особенностей психопатологических характеристик (уровня дистресса, депрессии, тревоги и соматизации, выраженности личностной и реактивной тревожности) у 224 подростков 12-18 лет с рецидивирующими цефалгиями. Установлено, что частые цефалгии ассоциированы с более выраженным уровнем дистресса (у 46,7%), депрессии (у 40,0%), тревоги (у 53,3%) и соматизации (у 20,0%), у подростков с частыми цефалгиями чаще регистрируется высокий уровень личностной (у 80,0%) и реактивной (у 66,7%) тревожности.
Ключевые слова: подростки, цефалгии, психопатологические расстройства.

И.В. Полякова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПОДРОСТКОВ

Смоленский государственный университет (Смоленск).

Резюме. В статье исследованы психологические особенности взаимосвязи агрессивности и личностной зрелости старших подростков. Выборку составили 49 подростков (14-16 лет). Использованы "Опросник уровня агрессивности" и "Тест-опросник личностной зрелости". Представлены результаты диагностики уровня агрессивности, враждебности и личностной зрелости. Выявлена высокая обратная взаимосвязь между агрессивностью и личностной зрелостью подростков. Установлены структурные и гендерные различия в уровнях выраженности личностной зрелости, агрессивности и враждебности подростков.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, враждебные реакции, личность, личностная зрелость, психическое здоровье.

Н.А. Довгая, А.Е. Малых

МЕДИЦИНСКИЕ СТРАХИ У ДЕТЕЙ

ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет (Владивосток).

Резюме. В статье представлены результаты исследования, направленного на сравнение страхов, связанных с медицинской сферой, у дошкольников и младших школьников. Полученные результаты указывают на то, что группа медицинских страхов, по отношению к другим видам страха, в группе дошкольников встречается несколько чаще, чем в группе младших школьников. Также выявлено, что у младших школьников значимо больше выражены страхи операций, лечь в больницу и клизм, чем у дошкольников.
Ключевые слова: медицинские страхи, детские страхи, дошкольники, младшие школьники.

О.П. Шмакова

ФАКТОРЫ РИСКА РАННЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты сравнительного изучения двух групп несовершеннолетних, наблюдавшихся в связи с хроническими психическими болезнями. Первая группа - признававшиеся в детстве инвалидами (135 больных), вторая - не являвшиеся в детстве инвалидами (221 больной). Уточнены факторы риска формирования ранней инвалидности вследствие психических заболеваний: пол (мужской для расстройств шизофренического спектра, женский для органической психической патологии), семейная отягощенность, сезон рождения (весна/осень), органические вредности в анамнезе, раннее начало, тяжесть психопатологических расстройств, низкие показатели IQ.
Ключевые слова: инвалидность, психические болезни, дети, подростки, факторы риска.

Т.Ю. Кудряшова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (г. Арзамас Нижегородской обл.).

Резюме. В статье поднимается проблема психологического благополучия семей и детей, столкнувшихся с тяжелейшими последствиями эпидемической ситуации. Приводится определение психологического благополучия человека, близкого по значению к термину психологическое здоровье. Выделяются проблемы современных детей, обусловленные дисфункциональными семейными отношениями. Приводятся результаты экспериментального исследования психологического благополучия детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: психологическое благополучие, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, виктимное поведение, тревожность, психологическая незащищенность.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

И.П. Киреева, Э.Л. Казанцева, И.К. Руднева

СМЕШАННЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ТРУДНОСТИ ДИАГНОСТИКИ, ТИПОЛОГИЯ, ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА

Ассоциация детских психиатров и психологов, ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова (Москва).

Резюме. Авторы анализируют состояние проблемы в историческом, диагностическом и психопатологическом аспектах и представляют результаты собственн го исследования. Его целью являлось изучение структуры и динамики cмешанных аффективных расстройств у детей и подростков: уточнения критериев диагностики, разработки психопатологической типологии, дифференцированной терапии. Выявлено 3 типа смешанных аффективных нарушений: с определенным суточным ритмом, с лабильным аффектом и ларвированный тип смешанных аффективных нарушений.
Ключевые слова: смешанные аффективные расстройства, биполярное аффективное расстройство, атипичные аффективные нарушения, тревога, эмоциональная лабильность, дети, подростки, нормотимики, рисперидон, луразидон.

М.В. Злоказова, Н.В. Семакина

ДИАГНОСТИКА И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ ГРУППЫ РИСКА ПО ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ И С ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет (Киров).

Резюме. В статье представлен опыт практической реализации (2019-2020) программы психопрофилактики и медико-психосоциальной помощи подросткам группы риска по развитию психических расстройств и с донозологическими психическими состояниями (ДПС) в г. Кирове, организованной на основе межведомственного взаимодействия. Были использованы данные профилактических осмотров и мониторирования психического здоровья подростков в школах с использованием психодиагностического скрининг-анкетирования. Описаны этапы реализации программы, диагностика, маршрутизация, профилактическая и медико-психосоциальная помощь подросткам, имеющим ДПС.
Ключевые слова: подростки, донозологические психические состояния, психопрофилактика, медико-психосоциальная помощь.

С.Ю. Цапина

ТЕРАПИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ АГРЕССИИ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ФГБОУ "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва)

Резюме. В статье приводится опыт работы по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями физического развития (90 семей). Рассматриваются причины родительской агрессии, направленной на ребенка, и пути ее преодоления. Выявлено три типа родительской агрессии: агрессия как способ "воспитания" ребенка; как реакция на негативную оценку поведения ребенка окружающими; как следствие фрустрации собственных потребностей. Для каждого типа определены ключевые направления и методики, направленные на устранение причин агрессии, проиллюстрированные на материале трех клинических случаев.
Ключевые слова: родительская агрессия, ребенок с нарушениями развития, психологическое сопровождение.

Я.М. Акинкина

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ПРИНЯТИЕМ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ МАТЕРИ С ОПЫТОМ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ: АНАЛИЗ СЛУЧАЯ

ФГБОУ ВО "Московский психолого-педагогически университет" (Москва)

Резюме. Разработка моделей и программ профилактики дизадаптивных форм взаимодействия матери с ребенком в настоящее время особенно актуальна. В статье приводится анализ случая психокоррекционной работы с матерью троих детей, в анамнезе которой есть перинатальные потери и опыт клинической депрессии. Основные результаты, достигнутые в процессе работы с психологом, можно обозначить как разрешение внутриличностного конфликта, проработку перинатальных потерь, освоение адаптивных моделей родительского поведения. Использование комплексного подхода в рамках психокоррекционной работы позволяет специалисту эффективно взаимодействовать с клиенткой, имеющей опыт перинатальных потерь, в условиях краткосрочной терапии.
Ключевые слова: перинатальные потери, психокоррекционная работа, принятие родительской позиции.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В.С. Собкин, Д.В. Адамчук, Е.А. Калашникова, Ю.О. Коломиец, Т.А. Лыкова, А.В. Федотова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ТАБАКОКУРЕНИЕ, УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ) СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

ФГБНУ "Институт управления образованием Российской академии образования" (Москва)

Резюме. Представлены методические рекомендации, разработанные на основе результатов анонимного анкетного опроса, проведенного среди учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ 17 субъектов РФ в 2020-2021 гг. Всего в исследовании приняли участие 40 575 человек. Охарактеризованы распространенность и мотивация аддиктивного поведения подростков, описана специфика отношений подростков, склонных к аддиктивному поведению, с учителями и родителями, роль школьной психологической службы и дополнительного образования в профилактических мерах. Рекомендации адресованы сотрудникам органов управления образованием, руководителям образовательных организаций, учителям, школьным психологам, социальным работникам.
Ключевые слова: девиантное поведение, методические рекомендации, профилактика, табакокурение, употребление ПАВ, употребление алкоголя, употребление наркотиков.

К.Л. Суркова, Н.В. Зверева

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ЗАЧАТЫХ ПУТЕМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЭКО, ИКСИ И ДР.)

ФГБНУ НЦПЗ (Москва).

Резюме. В обзоре анализируются литературные источники по изучению физического и нервно-психического развития детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Изучается возможное влияние исходов применения метода зачатия на дальнейшее развитие ребенка. Рассматриваются исследования в области неблагоприятных исходов у детей, зачатых посредством ЭКО.
Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, экстракорпоральное оплодотворение, бесплодие, когнитивное развитие ребенка, зачатого путем ЭКО.

О.М. Волкова

ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВОЙ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКОГО СИНДРОМА В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье описана новая диагностическая методика тревожно-фобического синдрома в раннем детском возрасте и её использование в аспекте дифференциального диагноза. Предложенная методика охватывает все проявления (индикаторы) страха, начиная с младенческого возраста, когда эмоциональная сфера еще недостаточно сформирована. Ее использование может широко применяться в работе педиатров, детских неврологов, психологов и психиатров с целью своевременной диагностики и проведения лечебно - профилактических и коррекционных мероприятий.
Ключевые слова: ранний детский возраст, страхи, тревожно - фобический синдром.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2022 (22), № 1. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

A.V. Goryunov

FEATURES OF THE PREMORBID PERIOD IN CHILDREN WITH SCHIZOTYPAL DISORDER

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. Schizotypal disorder often develops in childhood, and the true onset of the disorder occurs long before the development of clinically delineated symptoms of the disease. Diagnosis of STD usually occurs in the acute stage, which is often associated with age-related and environmental crisis periods, as well as with the influence of psychotraumatic events. Already in the premorbid period of STD, negative procedural disorders are revealed, manifested by deficits in the emotional, motivational-volitional and intellectual spheres. Deficiency disorders in a significant part of cases occur in early childhood, determining the severity of dysontogenesis, while the earlier the first psychopathological disorders occur, the more pronounced are deviations from normative development and violations of social and educational adaptation.
Keywords: schizotypal personality disorder, pseudopsychopathic schizotypal disorder, pseudoneurotic schizotypal disorder, childhood, premorbid, dysontogenesis.

L.S. Evert1,3, T.V. Potupchik2, Yu.R. Kostyuchenko1, E.V. Okladnikova2, Yu.V. Zykova4

PSYCHOPATOLOGICAL DISORDERS IN ADOLESCENTS WITH RECURRENT CEPHALGIA

1Federal Research Center "Krasnoyarsk Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Research Institute of Medical Problems of the North - a separate subdivision of the FRC KSC SB RAS, 2Krasnoyarsk State University prof. V.F. Voyno-Yasenetsky (Krasnoyarsk), 3Khakass State University N.F. Katanova, Medical-Psychological-Social Institute (Abakan), 4Limited Liability Company Medical and Diagnostic Clinic "Medicine of Computer Technologies" (Krasnoyarsk).

Summary: Recurrent headache attacks lead to a decrease in the quality of life, affecting the psycho-emotional state and behavior of adolescents. The relationship of recurrent cephalalgia (RC) with the mental health of adolescents is an important problem in modern pediatrics. The article presents the results of a study of the features of psychopathological characteristics (the level of distress, depression, anxiety and somatization, the severity of personal and reactive anxiety) in 224 adolescents aged 12-17 years with recurrent cephalgia. It was found that frequent cephalalgias are associated with a more pronounced level of distress (in 46.7%), depression (in 40.0%), anxiety (in 53.3%) and somatization (in 20.0%), in adolescents with frequent cephalalgia often recorded a high level of personal (in 80.0%) and reactive (in 66.7%) anxiety.
Keywords: adolescents, cephalgia, psychopathological disorders.

I.V. Polyakova

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN AGGRESSIVENESS AND PERSONAL MATURITY OF ADOLESCENTS

Smolensk State University (Smolensk).

Summary. The article examines the psychological features of the relationship between aggressiveness and personal maturity of older adolescents. The results of diagnostics of the level of aggressiveness, hostility and personal maturity are presented. A high inverse relationship between aggressiveness and personal maturity of adolescents has been revealed. Structural and gender differences in the levels of expression of personal maturity, aggressiveness and hostility of adolescents have been established.
Keywords: aggression, aggressiveness, hostile reactions, personality, personal maturity, mental health.

N.A. Dovgaya, A.E. Malykh

CHILDREN'S MEDICAL FEARS

Pacific State Medical University (Vladivostok).

Summary. The article presents the results of a research aimed at comparing medical fears of preschoolers and of primary school students. The results prove that the group of medical fears, in relation to other types of fear, occurs in the group of preschoolers a little more often than in the group of junior schoolchildren. It was also revealed that junior schoolchildren have significantly more expressed fears of operations, going to the hospital and enemas than preschoolers.
Keywords: medical fears, children's fears, preschoolers, junior schoolchildren.

O.P. Shmakova

RISK FACTORS FOR EARLY DISABILITY DUE TO MENTAL DISORDERS

FSBSI "Mental Health Research Center" (Moscow).

Summary. The article presents the results of a comparative study of two groups of minors observed in connection with chronic mental illness. The first group included those who were recognized as disabled in childhood (135 patients), the second group was those who were not disabled in childhood (221 patients). The risk factors for the formation of early disability due to mental illness were clarified: gender (male for schizophrenia spectrum disorders, female for organic mental pathology), family history, birth season (spring/autumn), history of organic hazards, early onset, severity of psychopathological disorders, low rates I.Q.
Keywords: disability, mental illness, children, adolescents, risk factors.

T.Yu. Kudryashova

EXPERIMENTAL STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF CHILDREN FROM FAMILIES IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas city, Nizhny Novgorod region).

Summary. The article raises the problem of the psychological well-being of families and children faced with the most severe consequences of the epidemic situation. The definition of psychological well-being of a person close in meaning to the term psychological health is given. The problems of modern children caused by dysfunctional family relationships are highlighted. The results of an experimental study of the psychological well-being of children from families in difficult life situations are presented.
Keywords: psychological well-being, family in a difficult life situation, victim behavior, anxiety, psychological insecurity.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

I.P. Kireeva, E.L., Kazantseva, I.K. Rudneva

MIXED AFFECTIVE DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS: DIFFICULTIES IN DIAGNOSIS, TYPOLOGY, TREATMENT, PREVENTION

Association of Child Psychiatrists and Psychologists, Pirogov Russian National Research Medical University (Moscow).

Summary. The authors analyze the state of the problem in historical, diagnostic and psychopathological aspects and presented the results of their own research. Its purpose was to study the structure and dynamics of mixed affective disorders in children and adolescents: to clarify diagnostic criteria, develop psychopathological typology, and differentiate therapy. We identified 3 types of mixed affective disorders: with a definite diurnal rhythm, with labile affect, and a larvised type of mixed affective disorders. Кeywords: mixed affective disorder, bipolar affective disorder, atypical affective disorder, anxiety, emotional lability, children, adolescents, normotimics, risperidone, lurazidone/

M.V Zlokazova, N.V Semakina

DIAGNOSTICS AND MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO ADOLESCENTS WITH PRE-PAINFUL MENTAL CONDITIONS AND THE RISK OF MENTAL DISORDERS

Kirov State Medical University (Kirov).

Summary. The article presents the experience of practical implementation (2019-2020) of the program of psychological prevention, medical and psychosocial assistance to adolescents with prenosological mental conditions in the city of Kirov, organized on the basis of interdepartmental interaction. The data of preventive examinations and monitoring of the mental health of adolescents in schools using psychological diagnostic screening questionnaires were used. The stages of the program implementation, diagnostics, routing, preventive and medico-psychosocial assistance to adolescents with prenosological mental conditions are described.
Keywords: adolescents, pre-painful mental states, psychological prevention, medical and psychosocial care.

S.Yu. Tsapina

THERAPY OF PARENTAL AGGRESSION IN FAMILIES WITH DISABLED CHILDREN

Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article presents the experience of psychological support of families raising children with autism spectrum disorders in combination with physical disorders (90 families). The causes of parental aggression towards their child, and ways to overcome it are considered. The three types of parental aggression have been identified: aggression as a way to "educate" a child; as a reaction to a negative assessment of the behavior of the child by others; as a result of frustration of their own needs. For each type, key areas and methods of eliminating the causes of aggression have been identified, and illustrated on the material of three clinical cases.
Keywords: parental aggression, a child with disabilities, psychological support

Y.M. Akinkina

PSYCHOTHEURAPIC WORK WITH ACCEPTANCE OF PARENTAL POSITION OF A MOTHER WITH EXPERIENCE OF PERINATAL LOSS: CASE ANALYSES

Moscow State Psycho-Pedagogical University (Moscow).

Summary. Nowadays creating models and programs of prevention of maladaptive forms of mother-child interection is a very actual process. In this article you can find an analyses of a real case of psychotheurapic worl with a mother of three children, who has a perinatal loss in her anamnesis. Also this client has a experience of clinical depression. Critical results of the work with a psychologist can be determined as a permission of an intrapersonal conflict, developmental work with perinatal losses, practice of new adaptive models of mother-child interaction. Psychological work with a client with perinatal losses can be determined as productive and effective due to complex approach in a process of psychotheurapic work in conditions of a short-term therapy.
Keywords: perinatal loss, psychocorrectional work, short-term psychotherapy, acceptance of parental position
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

V.S. Sobkin, D.V. Adamchuk, E.A. Kalashnikova, Yu.O. Kolomiets, T.A. Lykova, A.V. Fedotova

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR (SMOKING, ALCOHOL AND OTHER PSYCHOACTIVE SUBSTANCES) AMONG PRIMARY AND HIGH SCHOOL STUDENTS

Institute of Education Management, the Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. Methodological recommendations developed on the basis of the results of an anonymous questionnaire survey conducted among students of grades 7-11 of secondary schools in 17 subjects of the Russian Federation in 2020-2021 are presented. A total of 40,575 people participated in the study. The prevalence and motivation of addictive behavior of adolescents are characterized, the specifics of the relationship of adolescents prone to addictive behavior with teachers and parents, the role of school psychological services and additional education in preventive measures are described. The recommendations are addressed to employees of educational authorities, heads of educational organizations, teachers, school psychologists, social workers.
Keywords: deviant behavior, methodological recommendations, prevention, smoking, use of surfactants, alcohol consumption, drug use.

K.L. Surkova, N.V. Zvereva

NEURODEVELOPMENT OF CHILDREN CONCEIVED WITH THE HELP OF ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES (IVF, ICSI, ETC.)

FSBSI MHRC (Moscow)

Summary. The review analyzes the literature on the study of the physical and neuropsychic development of children conceived with the help of assisted reproductive technologies (ART). The possible influence of the results of the method of conception on the further development of the child is being studied. Reviewed studies in the field of adverse outcomes in children conceived through IVF..
Keywords: assisted reproductive technologies, in vitro fertilization, infertility, cognitive development of a child conceived by IVF.

O.M. Volkova

EXAMPLES OF THE PRACTICAL USE OF A NEW TECHNIQUE FOR DIAGNOSING ANXIETY-PHOBIC SYNDROME IN EARLY CHILDHOOD

FSBI "Scientific Center of Mental Health" (Moscow).

Summary. The article describes a new diagnostic technique of anxiety-phobic syndrome in early childhood and its use in the aspect of differential diagnosis. The proposed methodology covers all manifestations (indicators) of fear, starting from infancy, when the emotional sphere is not yet sufficiently formed. Its use can be widely used in the work of pediatricians, pediatric neurologists, psychologists and psychiatrists for the purpose of timely diagnosis and carrying out preventive and remedial measures.
Keywords: early childhood, fears, anxiety - phobic syndrome.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS