Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2021 (21), №4. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Н.Е. Кравченко, О.А. Суетина

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ, НАБЛЮДАЕМЫХ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье обсуждаются особенности развития психопатологических симптомокомплексов и состояний при онкологических заболеваниях у детей и подростков, которые могут наблюдаться на разных этапах онкологического процесса.
Ключевые слова: психоонкология, онкопедиатрия, психопатологические синдромы, дети и подростки.

Г.Н. Шимонова, М.А. Калинина, Г.В. Козловская

ОСОБЕННОСТИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. Двигательные дисфункции обычно обнаруживаются у детей с нарушениями психического развития. ЭтИ отклонения в развитии произвольного контроля моторных навыков, включающие скорость и координацию движений, а также отдельные симптомы, относимые к так называемым "мягким или нелокализованным неврологическим знакам" (ННЗ). ННЗ - это двигательные и сенсорные состояния, которые не связаны с конкретными церебральными поражениями. В настоящей статье анализируется прогностическая значимость моторных нарушений на начальных этапах заболевания детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). В течение 3 лет прослежены 120 детей с РАС и описаны неврологические нарушения и их динамика, свойственная РАС. Выделены специфические типы моторно-двигательных расстройств при РАС.
Ключевые слова: аутизм; раннее детство; мягкие (нелокализованные) неврологические знаки.

Е.В. Захарчук1,2,3, Е.Л. Доценко2, С.Х. Гаибов1,3

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РИСКОМ ПОВТОРНЫХ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫХ ТРАВМ

1ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет", 2ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет", 3ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница №2" (Тюмень).

Резюме. Детский травматизм предотвратим, но продолжает оставаться значительной проблемой общественного здравоохранения во всем мире. Более 3 млн. детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России (Росстат). В СЩА по поводу детских травм ежегодно регистрируется около 9,2 миллионов обращений в отделения неотложной медицинской помощи и до 17 миллиардов долларов идет на медицинские расходы. Специалистам в посттравматической работе требуется комплексно учитывать и особенности факторов, обусловивших факт травмы ребенка. В той мере, в которой эти особенности оказали влияние на травматическое событие впервые, они способны обусловить и повторные травмы. Особенности стиля воспитания, поведения родителей и индивидуально-психологические особенности детей могут увеличивать риск травм у детей. Изучение факторов риска повторных непреднамеренных травм имеет важное значения для профилактики детского травматизма.
Ключевые слова: непреднамеренные травмы, детский травматизм, повторный травматизм, факторы риска травм у детей.

Е.Е. Вакнин, А.Н. Султанова, П.А. Максименко

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Новосибирский государственный медицинский университет, Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи (Новосибирск).

Резюме. В статье приведены результаты исследования гностической сферы у детей с диагнозом ДЦП разной степени тяжести. Исследуются такие гностические сферы, как: вербальный и невербальный слуховой гнозис, зрительный и тактильный гнозис, а также выявляется взаимосвязь между степенью тяжести заболевания ДЦП с глубиной поражения определенного вида гнозиса. В качестве методики исследования использован Методический альбом нейропсихологической диагностики Л.С. Цветковой. Для статистической обработки данных были использованы коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни, предназначенные для работы с непараметрическими данными.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, гнозис, гностические расстройства, восприятие.

Д.А. Солоднева1, А.Г Суханова2, П.А. Побокин1

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1ФГБОУ ВО "Смоленский государственный медицинский университет", 2Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского (Смоленск ).

Резюме. Статья описывает особенности эмоционального интеллекта и уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета. В процессе исследования были подробно изучены такие личностные характеристики, как: понимание и управление своими эмоциями, эмпатия, межличностный эмоциональный интеллект, контроль экспрессии, коммуникативные способности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты, кластерный анализ
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Л.П. Кисельникова, Н.А. Сирота, М.П. Лямцева, Т.А. Добролежева

ОТ ДОМА ДО ВРАЧА: "СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ" - МЕТОД ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова (Москва).

Резюме. Применение метода "социальная история" повышает сотрудничество с стоматологом детей с расстройством аутистического спектра - как вербальных, так и невербальных. Метод "социальная история" как один из научно-обоснованных походов прикладного анализа поведения помогает снизить проявление нежелательного поведения у детей с расстройством аутистического спектра и может быть использован в качестве подготовки ребенка к стоматологическому приему и проведению стоматологических манипуляций.
Ключевые слова: дети, расстройство аутистического спектра, социальная история.

Е.В. Булычева, О.М. Жданова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный медицинский университет" (Оренбург).

Резюме. Научные данные последних лет свидетельствуют о том, что агрессия в школьной среде становится угрожающе распространённой. С целью выявления психологических предикторов формирования агрессивного поведения у школьников с адекватной выраженностью агрессии (1-я группа), агрессивным поведением (2-я группа) и подавлением агрессии (3-я группа) проведена сравнительная характеристика стрессоустойчивости, стресса, тревожности, негативных эмоциональных переживаний, познавательной активности и коммуникативной успешности. С помощью корреляционного анализа были проанализированы взаимосвязи между различными формами агрессивных и враждебных реакций и показателями психического здоровья. Установлено, что у учащихся с агрессивным поведением относительно данных школьников групп сравнения уровень раздражительности в среднем был выше в 1,4 раза, подозрительности в 1,3 раза, враждебности в 1,3 раза и целевой (мотивационной) агрессии в 1,2 раза, что, вероятно, обусловлено неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью (50,0%), формированием высокого уровня стресса (32,1%), тревожности и негативных эмоциональных переживаний в повседневной и учебной деятельности школьников (12,5-21,9%). Доказано, что с увеличением нервно-психического напряжения за счет стресса, тревожности, негативных эмоциональных переживаний и низкой стрессоустойчивости у школьников увеличивалась степень выраженности агрессивности (r=0,4-0,7) и враждебности (r=0,3-0,7), что в совокупности обеспечивало формирование целевой (мотивационной) агрессии. Заключение. Высокий уровень распространённости агрессивного поведения среди современных школьников (48,8%) определяет необходимость проведения в условиях учебных учреждений скрининг-диагностики психоэмоционального состояния учащихся для раннего выявления психологических предикторов агрессивного поведения и своевременной их коррекции.
Ключевые слова: школьники, агрессивное поведение, психологические предикторы агрессии, стрессоустойчивость, стресс, тревожность, гнев, познавательная мотивация, коммуникативная успешность/

Н.В. Александрова1,2, Е.С. Асмаковец1, О.В. Зайцева1

ПРОСВЕЩЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ: ПОМОЩЬ В ВОСПИТАНИИ И ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА

1ФБГОУ ВО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского", 2ЧУОО "Омская гуманитарная академия" (Омск).

Резюме. Психические расстройства у приемных детей - социальных сирот - имеют высокую распространенность. В статье приведены результаты исследования методом анкетирования представлений в области детской психиатрии и отношения к психиатрической помощи у замещающих родителей Омска и Омской области. Установлено, что проявления психических расстройств имеются у большинства приемных детей. Замещающие родители в большинстве случаев не понимают клинической природы многочисленных проблем с их воспитанием, что вызывает выраженные трудности, являясь фактором риска вторичного сиротства. Раскрыта потребность замещающих родителей в получении знаний по детской психиатрии.
Ключевые слова: замещающие родители, социальные сироты, просвещение в детской психиатрии, проявления психических расстройств у приемных детей, вторичное сиротство.

Г.В. Валеева1, А.И. Коробченко2, П.В. Меньшиков3, М.Р. Арпентьева4

СУБЪЕКТНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ВУЗОВСКОГО ИНКЛЮЗИВНОГО НЕЙРООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1Высшая школа физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Челябинск), 2Иркутский государственный университет путей сообщения (Иркутск), 3Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 4Центр психолого-педагогической, медико-социальной помощи "Содействие" (Калуга).

Резюме. Изучение проблем нейрообразования тесно связано с осмыслением социально-психологических сторон цифровизации инклюзивного обучения и воспитания человека, воздействия нейроцифровых технологий на становление и развитие учеников и педагогов как субъектов. Базовыми условиями продуктивного и эффективного, то есть дающего возможность формировать и совершенствовать человека как субъекта культуры, являются: 1) формирование и развитие нейрокультуры в контексте цифровой и общечеловеческой культуры; 2) последовательность ориентации нейрообразования на формирование и развитие субъектности.
Ключевые слова: нейрообразование, нейротехнологии, инклюзивное образование, цифровая культура, субъектность, трансгуманизм, деформации.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ю.В. Зыкова

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

ООО Лечебно-диагностическая клиника "Медицина компьютерных технологий" (Красноярск).

Резюме. Несмотря на то, что проблема интернет-зависимости рассматривается уже несколько десятилетий, до сегодняшнего дня не существует единой классификации и методов диагностики этого феномена. В данном обзоре приводится статистика распространенности интернет-зависимости в мире, представлены наиболее интересные, с точки зрения авторов, типологии интернет-зависимых подростков. Обсуждаются особенности личности подростков и особенности их отношений в семье, которые предрасполагают к развитию интернет-зависимого поведения. Рассматривается взаимосвязь межполушарной асимметрии, выраженности акцентуаций характера и степенью интернет-зависимости.
Ключевые слова: интернет зависимость, межполушарная асимметрия, акцентуации характера.

Е.Ю. Шакун1, Е.В. Фадеева1,2

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР: ОБЗОР РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1ННЦ наркологии - филиал ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского", 2ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" Москва.

Резюме. Статья посвящена проблеме изучения зависимости от компьютерных игр в РФ. Описана актуальная проблематика игровой зависимости и исследований, направленных на изучение данного феномена. Приведены аддиктогенные факторы видеоигр, охарактеризованы группы риска и влияние данной зависимости на когнитивную и эмоциональную сферы личности. Составлен психологический портрет среднестатистического пользователя компьютерных игр. Представлена динамика развития зависимости от видеоигр в виде последовательных стадий. Проанализировано влияние последних событий, связанных с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), на использование видеоигр.
Ключевые слова: компьютерные игры, видеоигры, компьютерная игровая зависимость, зависимость от видеоигр, компьютерное игровое расстройство.

В.М. Ганузин

АНАЛИЗ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РЯДОВЫЕ ШКОЛЬНЫХ ВОЙН (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).

Резюме. В статье рассматриваются вопросы влияния школьной среды и педагогического процесса на психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса. Дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по психологической опасности школьного климата, педагогического насилия, дидактогении, постдидактического стресса, виктимизации, суицидальных ситуаций, применения оружия в школе и факторов, способствующих их возникновению.
Ключевые слова: школьный климат, буллинг, виктимизация, педагогическое насилие, постдидактический стресс, оружие в школе.

С.В. Трушкина

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

ФГБНУ НЦПЗ (Москва)

Резюме. Рассмотрены отечественные и зарубежные психодиагностические методики для оценки развития детей раннего возраста. Показаны различия методологических подходов российских и западных психологических школ к определению уровня развития детей. Отмечается рост роли показателей эмоционального и социального развития ребенка при оценке общего уровня его развития. Обоснована необходимость разработки новых российских диагностических инструментов.
Ключевые слова: ранний возраст, психологическая диагностика, тесты развития, уровни социально-эмоционального функционирования.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

С.В. Гречаный

Рецензия на руководство для врачей "Детская шизофрения"

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2021 (21), № 4. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

N.E. Kravchenko, O.A. Suetina

FEATURES OF THE DYNAMICS OF SOME PSYCHOPATHOLOGICAL SYNDROMES OBSERVED IN CHILDREN AND ADOLESCENTS SUFFERING FROM CANCER

FSBSI "Mental Health Research Centre" (Moscow).

Summary. The article discusses the features of the development of psychopathological symptom complexes and conditions in oncological diseases in children and adolescents observed at different stages of the oncological process.
Keywords. psychooncology, pediatric oncology, psychopathological syndromes, children and adolescents.

G.N. Shimonova, M.A. Kalinina, G.V. Kozlovskaya

FEATURES OF NEUROLOGICAL DISTURBANCES IN YOUNG CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

FSBSI Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. Motor dysfunctions are commonly found in children with mental disabilities. These are deviations in the development of voluntary control of motor skills, including speed and coordination of movements, as well as individual symptoms attributed to the so-called "soft or non-localized neurological signs" (NNS). MND are motor and sensory conditions that are not associated with specific cerebral lesions. This article analyzes the prognostic significance of motor disorders at the initial stages of the disease in young children with autism spectrum disorders (ASD). For 3 years, 120 children with ASD were traced and neurological disorders and their dynamics characteristic of ASD were described. The specific types of motor-motor disorders in ASD have been identified.
Keywords: autism; early childhood; soft (non-localized) neurological signs.

E.V. Zakharchuk1,2,3, E.L.Dotsenko2, S Н. Gaibov1,3

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN AT RISK OF UNINTENTIONAL RE-INJURIES

1Medical University of Tyumen, 2University of Tyumen, 3Regional State Hospital № 2 (Tyumen).

Summary. Children injuries are preventable, but it is still a significant public health problem worldwide. Unintentional injuries are especially preventable in younger age groups. More than 3 million children's injuries are registered annually by medical institutions of Russia (Rosstat). In the United States of America about 9.2 million calls in case of children's injuries are registered to emergency departments annually and medical expenses compose 17 million dollars. In preschool age injuries are considered the leading cause of childhood disability. Post-traumatic area specialists need to comprehensively pay attention to the factors that cause children injury. Primary traumas may also cause repeated injuries. The peculiarities of bringing up style, the behavior of parents and the individual psychological characteristics of children influence the risk of injuries in children. Modern scientific literature describes 2 main groups of the factors of traumatic behavior of children: individual psychological characteristics of a child and the peculiarities of micro-social environment of his development. However, it is not possible to find systematically organized studies in the available literature, so the study of risk factors for repeated unintentional injuries is important for the prevention of children injuries.
Keywords: unintentional injuries, childhood injuries, re-injuries, risk factors.

E.E. Vaknin, А.N. Sultanova, P.A. Maksimenko

NEUROSYCHOLOGICAL STUDIES OF GNOSTIC PROCESSES IN CHILDREN WITH CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS OF VARIOUS DEGREES OF SEVERITY

Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg), Novosibirsk State Medical University, City Children's Clinical Hospital of Emergency Medical Care (Novosibirsk)

Summary. The article presents the results of the study of the gnostic sphere in children diagnosed with cerebral palsy of different severity. Gnostic spheres such as verbal and non-verbal auditory gnosis, visual and tactile gnosis are studied, as well as the relationship between the severity of the disease of cerebral palsy with the depth of damage to a certain type of gnosis is revealed. The Methodological Album of Neuropsychological Diagnostics of Tsvetkova L. S. For statistical data processing, the Spearman rank correlation coefficient and the Mann-Whitney U-criterion were used to work with non-parametric data.
Keywords: cerebral palsy, gnosis, gnostic disorders, perception.

D.A. Solodneva1, A.G. Suhanova2, Р.А. Pobokin1

EATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ANXIETY IN FIRST COURSE STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

1Smolensk State Medical University, 2Military Academy of the Air Defense Forces Named after Marshal of the Soviet Union А.М. Vasilevsky (Smolensk).

Summary. The article describes the features of emotional intelligence and the level of anxiety in first-year medical university students. In the course of the study, such personal characteristics as understanding and managing one's emotions, empathy, interpersonal emotional intelligence, expression control, and communication abilities were carefully analyzed.
Keywords: emotional intelligence, students, cluster analysis.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

L.P. Kiselnikova, N.A.Sirota, M.P. Lyamtseva, T.A. Dobrolezheva

FROM HOME TO DOCTOR: A SOCIAL HISTORY - A METHOD OF PREPARING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER FOR A DENTAL APPOINTMENT

FSBEI HE A.I. Yevdokimov MSMSU (Moscow).

Summary. The use of "Social Stories" method as an alternative communication system improves the adaptation of children with autism spectrum disorders to dental treatment. Method of social history as one of the science-based approaches of applied behavior analysis helps to decrease the manifestation of unwanted behavior of children with autism spectrum disorder and can be used as child's preparation for the dental appointment and conduct of dental manipulations.
Keywords: children, autism spectrum disorder, social story.

E.V. Bulycheva, O.M. Zhdanova

PSYCHOLOGICAL PREDICTORS FOR THE FORMATION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN SENIOR SCHOOL AGE STUDENTS

Orenburg State Medical University (Orenburg).

Summary. Introduction. Scientific evidence in recent years suggests that aggression in the school environment is becoming alarmingly widespread.Materials and methods. In order to identify psychological predictors of the formation of aggressive behavior in schoolchildren with an adequate severity of aggression (group 1), aggressive behavior (group 2) and suppression of aggression (group 3), a comparative characteristic of stress resistance, stress, anxiety, negative emotional experiences was carried out , cognitive activity and communicative success. Correlation analysis was used to analyze the relationship between various forms of aggressive and hostile reactions and indicators of mental health. Results. It was found that the level of irritability in pupils with aggressive behavior in relation to these pupils of the comparison groups was on average 1.4 times higher, suspiciousness - 1.3 times, hostility - 1.3 times and target (motivational) aggression - 1.2 times. which is probably due to unsatisfactory neuropsychic stability (50.0%), the formation of a high level of stress (32.1%), anxiety and negative emotional experiences in the daily and educational activities of schoolchildren (12.5-21.9%). It has been proven that with an increase in neuropsychic stress due to stress, anxiety, negative emotional experiences and low stress resistance in schoolchildren, the severity of aggressiveness (r = 0.4-0.7) and hostility (r = 0.3-0.7 ), which together ensured the formation of target (motivational) aggression. Conclusion. The high prevalence of aggressive behavior among modern schoolchildren (48.8%) determines the need for screening diagnostics of the psychoemotional state in educational institutions for early detection of psychological predictors of aggressive behavior and their timely correction.
Keywords: schoolchildren, aggressive behavior, psychological predictors of aggression, resistance to stress, stress, anxiety, anger, cognitive motivation, communicative success

N.V. Alexandrova1,2, E.S. Asmakovets1, O.V. Zaitseva1

EDUCATION OF SUBSTITUTE PARENTS IN THE FIELD OF CHILD PSYCHIATRY: ASSISTANCE IN UPBRINGING AND PREVENTION OF SECONDARY ORPHANITY

1Dostoevsky Omsk State University, 2Omsk gumanitarian academy (Omsk).

Summary. Mental disorders in adopted children - social orphans - are highly prevalent. The article presents the results of a study by the method of questionnaire survey of ideas in the field of child psychiatry and attitudes towards psychiatric care among substitute parents in Omsk and the Omsk region. It has been established that the majority of adopted children have manifestations of mental disorders. In most cases, substitute parents do not understand the clinical nature of the numerous problems with their upbringing, which causes pronounced difficulties, being a risk factor for secondary orphanhood. The need for foster parents to gain knowledge of child psychiatry is revealed.
Keywords: foster parents, social orphans, education in child psychiatry, manifestations of mental disorders in adopted children, secondary orphanhood.

G.V. Valeeva1, A.I. Korobchenko2, P.V. Menshikov3, M.R. Arpentieva4

AGENCY OF PARTICIPANTS OF THE INCLUSIVE NEURO-EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY

1Higher school of physical culture and sports South Ural state humanitarian-pedagogical University (Chelyabinsk), 2Irkutsk State Transport University (Irkutsk), 3K.E. Tsiolkovskiy Kaluga State University, 4Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance "Assistance" (Kaluga)

Summary. The study of the problems of neuroeducation is closely related to the understanding of the socio-psychological aspects of digitalization of inclusive education and upbringing of an individual, the impact of neurodigital technologies on the formation and development of students and teachers as subjects. The basic conditions for a productive and effective neurodigital innovatyions is to form and improve an individual as a subject of culture, are: 1) the development of neuroculture in the context of digital and universal culture; 2) orientation of neuroeducation on the agency formation and strengthening.
Keywords: neuroeducation, neurotechnology, inclusive education, digital culture, subjectivity, agency, transhumanism, developmental deformations.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

Yu.V. Zykova

THE PROBLEM OF INTERNET ADDICTION IN ADOLESCENTS (LITERATURE REVIEW)

OOO Disinfected and diagnostic clinic "Medical computer technology" (Krasnoyarsk).

Summary: Despite the fact that the problem of Internet addiction has been considered for several decades, to this day there is no single classification and methods for diagnosing this phenomenon. This review provides statistics on the prevalence of Internet addiction in the world, presents the most interesting, from the point of view of the authors, typologies of Internet-dependent adolescents. The article discusses the peculiarities of the personality of adolescents and the peculiarities of their relationships in the family, which predispose to the development of Internet-dependent behavior. The interrelation of interhemispheric asymmetry, the severity of accentuations between the nature and degree of Internet addiction is considered.
Keywords: Internet addiction, interhemispheric asymmetry, character accentuations.

E.U. Shakun1, E.V. Fadeeva1,2

COMPUTER GAME ADDICTION: OVERVIEW OF RUSSIAN STUDIES

1National Research Center on Addictions - branch, Federal State Budgetary Institution "National Medical Research Center for Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky" 2Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. An overview is provided of the literature on the modern publications on the topic of computer game addiction that appeared in the Russian Federation, mainly within the last 5 years. In this paper, we describe the current issues of video game addiction and research aimed at studying this phenomenon in the Russian Federation. The addictive factors of video games are given, risk groups and the influence of this addiction on the cognitive and emotional spheres of the individual are characterized. A psychological portrait of the average user of computer games has been compiled. The dynamics of the development of addiction to video games is presented in the form of successive stages. The article also includes analysis of impact of recent events related to the coronavirus infection (COVID-19) pandemic on the use of video games.
Keywords: computer games, video games, computer game addiction, video game addiction, gaming disorder.

V.M. Ganuzin

ANALYSIS OF PSYCHOTRAMMATING FACTORS NEGATIVELY AFFECTING SCHOOL AGE: PRINCIPAL SCHOOL WARS (LITERATURE REVIEW)

Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).

Summary. The article examines the influence of the school environment and the pedagogical process on the mental and physical health of participants in the educational process. An overview of modern domestic and foreign research on ensuring the psychological safety of the educational environment is given. The questions of the psychological danger of the school climate, pedagogical violence, didactogeny, post-didactic stress, victimization, suicidal situations, the use of weapons at school and the factors contributing to their occurrence are considered.
Keywords: school climate, bullying, victimization, pedagogical violence, post-didactic stress, weapons at school.

S.V. Trushkina

RUSSIAN AND FOREIGN APPROACHES TO DIAGNOSTICS OF MENTAL DEVELOPMENT IN EARLY AGE

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. Domestic and foreign psychodiagnostic techniques for assessing the development of young children are considered. The differences between the methodological approaches of Russian and Western psychological schools to determining the level of development of children are shown. The growth of the role of indicators of emotional and social development of the child in assessing the overall level of his development is noted. The necessity of developing new Russian diagnostic tools is substantiated.
Keywords: early age, psychological diagnostics, developmental tests, levels of social and emotional functioning.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS