Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2021 (21), №3. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Н.Н. Архангельская

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ С ОРГАНИЧЕСКИМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛАБИЛЬНЫМ РАССТРОЙСТВОМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

СПб ГКУЗ Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" им. С.С. Мнухина (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлены результаты исследования, имеющего целью сравнение психических состояний подростков с органическим эмоционально-лабильным расстройством в 2020 г., во время пандемии COVID-19, и в 2019 г., до появления информации об этом заболевании. Полученные результаты говорят о повышении эмоциональной напряженности испытуемых в 2020 г. и риске их дизадаптации в будущем. Подчеркивается важность регулярной психокоррекционной работы.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, стресс, подростки, органическое эмоционально-лабильное расстройство.

Е.Е. Вакнин1, А.Н. Султанова2, П.А. Максименко2, А.С. Черемных2

АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НАПРЯЖЕНИЯ

1ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" (Санкт-Петербург), 2Новосибирский государственный медицинский университет (Новосибирск).

Резюме. В статье приведены результаты изучения влияния эмоционально-личностной сферы и подверженности школьному буллингу на возникновение головных болей напряжения у подростков. Среди данных характеристик изучаются особенности эмоционально-личностной сферы, а именно критерии астенического состояния и депрессивной симптоматики. Исследуются позиция и роль подростка в контексте школьного буллинга. В качестве методик исследования используются следующие: Шкала астенического состояния (ШАС) Л.Д.Малковой; Опросник детской депрессии М. Ковач; Методика на выявление буллинг-структуры Е. Норкиной.
Ключевые слова: астеническое состояние, детская депрессия, школьный буллинг, подростки, головные боли напряжения.

А.-Э. Д. Апфельбаум, О.И. Богачева, М.В. Иванов

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ СИБЛИНГОВ С НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа" (Москва).

Резюме. Семья с больным ребенком чаще всего выступает объектом исследования клинических психологов, фокус изучения в большей мере направлен на родительско-детские и супружеские отношения, а также на взаимодействие с миром собственно больного ребенка, при этом специфика личности здорового сиблинга, брат или сестра которого страдает психическим расстройством, раскрыта недостаточно. В статье предпринимается попытка исследования специфики личности здорового сиблинга, брат или сестра которого страдает нервно-психическим расстройством. Выявлено, что эти подростки отличаются осторожностью, ответственностью и исполнительностью, а также требовательностью к самим себе; они предпочитают оставаться в тени за счет стеснительности и некоторой пугливости, что также связано с невысокой самооценкой. Эти подростки сообщают о переживаниях и неуверенности при общении в кругу сверстников. Внутрисемейные отношения подростки характеризуют как удовлетворительные, при этом на старших детей семьи часто возлагается выполнение хозяйственно-бытовых и воспитательных семейных функций.
Ключевые слова: личностные особенности, подросток, семья с больным ребенком, межсиблинговые отношения, семейные отношения.

А.М. Щербакова, Е.А. Василькова

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. Статья освещает результаты исследования, направленного на поиск путей включения в совместную продуктивную деятельность родителя и ребенка с нарушением развития. Работа осуществлялась на базе АНО "Инклюзивный центр "Вместе весело шагать"" (Москва). В ходе исследования была разработана методика, направленная на диагностику уровня включенности родителя в совместную с ребенком продуктивную деятельность. По результатам анкетирования был проведен анализ связи психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития, с их готовностью к совместной продуктивной деятельности. Результаты анализа подтвердили наличие такой связи. В ходе работы была создана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на включение родителей и детей в совместную продуктивную деятельность. Итоги апробации свидетельствуют об эффективности разработанной программы.
Ключевые слова: дети с нарушениями развития, совместная деятельность родителя и ребенка, продуктивная деятельность, психологический тип родителя, психолого-педагогическое сопровождение семьи, расстройства аутистического спектра.

И.В. Журавлева, Н.В. Лакомова

ЗДОРОВЬЕ В КОНТЕКСТЕ ЖЕЛАНИЙ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (Москва).

Резюмея. В статье на материалах двух исследований "Здоровье подростков и окружающая среда", проведенных Институтом социологии ФНИСЦ РАН по единой методике с двадцатилетним интервалом, рассматривается место здоровья в контексте основных желаний и страхов подростков как показателей их жизненных ценностей. Отмечается стабильность основных ценностей подростков - хорошее образование, счастливая семья, успешная карьера, путешествия по миру. Основные страхи - смерти своей и близких, жизненных неудач, одиночества - также достаточно устойчивы во временном диапазоне. Зафиксирован рост ценности здоровья и снижение опасений его потерять.
Ключевые слова: подростки, здоровье, заболеваемость, ценности, желания, страхи.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Н.Е. Кравченко, О.А. Суетина

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ОНКОПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ, ИХ ДИАГНОСТИКА И КУРАЦИЯ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье обсуждаются особенности психических расстройств при онкологических заболеваниях у детей и подростков, возможность междисциплинарных взаимодействий и терапия психических нарушений на разных этапах онкологического процесса у несовершеннолетних.
Ключевые слова. психоонкология, онкопедиатрия, психические расстройства, дети и подростки.

Т.В. Уласень

ДИНАМИКА ВЫБИРАЕМЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ХОДЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

ФГБОУ ВО "Смоленский государственный медицинский университет" (Смоленск).

Резюме. В статье представлены результаты сравнительного изучения копинг-стратегий поведения у воспитанников учреждений социальной защиты (методика И.М. Никольской, Р.М. Грановской) в зависимости от фактора сиротства. Проведенное исследование позволило выявить не только разные группы совладающих со стрессом копинг-стратегий поведения у подростков-сирот и подростков, проживающих в семьях, но и воспитывающихся в реабилитационном центре, а также разную динамику выбираемых ими копингов в ходе психокоррекционных мероприятий.
Ключевые слова: воспитанники учреждений социальной защиты; копинг-стратегии поведения; алгоритм медико-психологической помощи.

Е.О. Алексеева1, А.М. Ковалевский2, В.В. Никитенко2, И.В. Добряков3

КОМПЛЕКС ОБУЧАЮЩИХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

1Школа биомедицины, ДВФУ (Владивосток), 2ФГБВОУ ВО "Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова", 3ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева" (Санкт-Петербург).

Резюмея. В статье представлен разработанный комплекс мероприятий обучающего характера для выработки навыков личной гигиены у детей с нарушениями психического здоровья и подготовки их к необходимым манипуляциям у стоматолога, методические рекомендации по их применению, а также разработанная Шкала оценки поведенческих реакций ребенка.
Ключевые слова: дети, нервно-психические расстройства, оценка поведенческих реакций ребенка, профилактика стоматологических заболеваний, обучение.

А.В. Дьяченко1,2, О.А. Бухановская1,2, В.А. Солдаткин2, А.Я. Перехов2

РАССТРОЙСТВО ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, АУТОАГРЕССИЯ И ГОМИЦИДОМАНИЯ У ДЕВУШКИ-ПОДРОСТКА. КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

1ООО "Лечебно-реабилитационный научный центр "ФЕНИКС", 2ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" (Ростов-на-Дону).

Резюме. В научной литературе представлено множество свидетельств того, что расстройства половой идентификации у молодых людей весьма часто сосуществуют с самоповреждениями и суицидальным поведением. В соответствии с современными медико-социальными тенденциями это принято объяснять гендерной дисфорией - т. е. дистрессом, связанным с непринятием своего тела и невозможностью открыто позиционировать себя в соответствии с желаемой полоролевой моделью. При этом крайне редко анализируются иные возможные механизмы такой коморбидности. В данной статье приведено описание клинического случая 17-летней девушки, обратившейся с запросом на выдачу справки об изменении пола. Данный случай, на наш взгляд, представляет собой интерес в качестве иллюстрации известного, однако часто недооцениваемого в практике, факта клинической неоднородности пациентов с расстройствами половой идентификации.
Ключевые слова: расстройство половой идентификации, трансгендерность, смена пола, самоповреждения, суицид, гомицидомания, шизофрения.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

И.В. Добряков

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ НЕСООТВЕТСТВИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлены причины изменения взглядов на гендерное несоответствие. Они отражены в разработанном одиннадцатом пересмотре Международной классификации болезней (МКБ-11). Рассмотрены причины увеличения частоты обращений лиц с гендерной несогласованностью за помощью к специалистам. Обсуждаются два альтернативных способа оказания такой помощи, их целесообразность и эффективность.
Ключевые слова: аномия, гендерное несоответствие, МКБ-11, два способа оказания помощи

В.М. Ганузин

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР)

Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).

Резюме. В статье рассматриваются вопросы психологической опасности образовательной среды и влияния педагогического процесса на психическое и физическое здоровье детей и подростков. Дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по обеспечению психологической безопасности образовательно-воспитательной среды. Рассматриваются вопросы психологической безопасности школьного климата, педагогического насилия, дидактогении, запугивания, деструктивного поведения, виктимизации, суицидальных ситуаций и факторы, способствующие их возникновению.
Ключевые слова: психологическая безопасность, школьный климат, дидактогения, педагогическое насилие, виктимизация, суицидальные ситуации.

А.И. Тащёва1, С.В. Гриднева1, М.Р. Арпентьева2

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ С СИНДРОМОМ АСПЕРГЕРА (I)

1Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), 2Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" (Калуга).

Резюме. Цель исследования - изучение особенностей инклюзии школьников и студентов с синдромом Аспергера в образовании в контексте осмысления динамики психологического статуса учащихся и обучающихся в инклюзивном образовании. Важными условиями возможности развития ученика в учебном коллективе является инклюзивная деятельность психолога, тьютора, педагогов и иных специалистов. В инклюзивном образовании важно сглаживать негативные моменты, концентрируясь на достоинствах ребенка, что ведет к снятию "застревания" на негативном поведении и повышает самооценку ученика, вызывает у них желание позаботиться о нем или относиться к необычному в его поведении спокойно.
Ключевые слова: инклюзия, сопровождение, инклюзивный коучинг, студент, развитие, зона ближайшего развития, перспектива.

А.И. Тащёва1, С.В. Гриднева1, М.Р. Арпентьева2

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ С СИНДРОМОМ АСПЕРГЕРА (II)

1Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), 2Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" (Калуга).

Резюме. Цель исследования - изучение проблем инклюзии школьников и студентов с синдромом Аспергера в контексте изменений их психологического статуса, анализ условий психологического обеспечения интеграции школьников и студентов с синдромом Аспергера в инклюзивном образовании. Решение проблем инклюзивного обучения людей с синдромом Аспергера в школах и вузах связано с разработкой и реализацией комплексной оперативно корректируемой программы инклюзивного коучинга - психолого-педагогического сопровождения с четко дозированным алгоритмом пошагового обучения и воспитания. Такая программа должна затрагивать все сферы жизнедеятельности человека с синдромом Аспергера, корректировать и предотвращать срывы развития.
Ключевые слова: инклюзия, сопровождение, инклюзивный коучинг, студент, развитие, зона ближайшего развития, перспектива.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2021 (21), № 3. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

N.N. Arhangelskaia

DYNAMICS OF MENTAL STATES IN ADOLESCENTS ITH ORGANIC EMOTIONALLY LABILE DISORDER DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Mnukhin Saint-Petersburg Rehabilitation Center "Child Psychiatry" (Saint-Petersburg).

Summary. The article presents the results of a study aimed at comparing of mental states in adolescents with organic emotionally labile disorder in 2020, during the COVID-19 pandemic, and in 2019, before information about this disease became available. The results obtained indicate an increase in the emotional tension of examinees in 2020 and a risk of their maladaptation in future. The importance of regular psychological correction is emphasized.
Keywords: COVID-19 pandemic, stress, adolescents, organic emotionally labile disorder.

E.E. Vaknin1, A.N. Sultanova2, P.A. Maksimenko2, A.S. Cheremnykh2

ANALYSIS OF THE EMOTIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS WITH TENSION HEADACHE

1St. Petersburg State Pediatric Medical University (St Petersburg), 2Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk).

Summary. The article presents the results of studying the influence of the emotional and personal sphere and susceptibility to school bullying on the occurrence of tension headaches in adolescents. Among these characteristics, the peculiarities of the emotional and personal sphere are studied, namely, the criteria for the asthenic state and depressive symptoms. The article examines the position and role of a teenager in the context of school bullying. The following methods are used as research methods: Asthenic State Scale (SHAS) L.D. Malkova; Child Depression Questionnaire M. Kovach; Methodology for identifying the bullying structure by Norkina E.
Keywords: asthenic condition, children's depression, school bullying, adolescents, tension headaches.

A.-E.D. Apfel'baum, O.I. Bogacheva, M.V. Ivanov

PERSONALITY TRAITS OF ADOLESCENTS WITH SIBLINGS WITH NEUROPSYCHIATRIC DISORDERS

Mental Health Research Center, Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow).

Summary. A family with a mentally ill child is most often the object of research of clinical psychologists, such studies are mainly focused on parent-child and marital relations, as well as on interaction with the world of the ill child itself, while the personality traits of a healthy sibling, whose brother or sister suffers from a mental disorder are insufficiently studied. The article attempts to study the personality traits of a healthy sibling, whose brother or sister suffers from a neuropsychiatric disorder. It was revealed that these adolescents are distinguished by cautiousness, responsibility and diligence, as well as self-exactingness; they prefer to remain in the background, due to shyness and some fearfulness, which is also associated with low self-esteem. These adolescents report worries and insecurities when communicating with their peers. Family relations are characterized by adolescents as satisfactory, while the older children of the family are often entrusted with the performance of household and educational family functions.
Keywords: personality traits, adolescent, family with a mentally ill child, siblings relationship, family relations.

A.M. Shcherbakova, E.A. Vasilkova

WAYS OF FORMING A JOINT PRODUCTIVE ACTIVITY OF A PARENT AND A CHILD WITH A DEVELOPMENTAL DISORDER

Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. The article covers the results of a study directed to researching ways of inclusion parents and their children with a developmental disorder in joint productive activities. The work was realized on the basis of the ANC "Inclusive Center "Vmeste veselo shagat'" (Moscow). In process of the study we developed a new methodology directed to diagnostics of the involvement level of parents and children in joint productive activities. According to the results of questionnaire design, the analysis of the relationship between the psychological characteristics of parents raising children with developmental disabilities and their readiness for joint productive activities was carried out. The analysis of results proved the existence of this connection. In the course of the work, a correctional and developmental program was created and tested, aimed at inclusion of parents and children in joint productive activities. The results of practice indicate the efficacy of the developed program.
Keywords: children with developmental disorders, joint activity of parents and children, productive activity, psychological type of parent, psychological and pedagogical support of the family, autism spectrum disorders.

I.V. Zhuravleva, N.V. Lakomova

HEALTH IN THE CONTEXT OF THE DESIRES AND FEARS OF ADOLESCENTS

Institute of Sociology of the FACTS RAS (Moscow).

Summary. In an article based on the materials of two studies "Adolescent health and the environment" conducted by the Institute of Sociology of the FCTIS RAS using a uniform method with a twenty-year interval, studying their place of health in the context of the main desires and fears of adolescents as indicators of life values. The stability of the basic values of adolescents is noted - a good education, a happy family, a successful career, travel around the world. The main fears - death, failure in life, loneliness - are also fairly stable over the time range. An increase in the value of health and a decrease in fears of losing it have been recorded.
Keywords: adolescents, health, morbidity, values, desires, fears.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

N.E. Kravchenko, O.A. Suetina

MENTAL DISORDERS IN PEDIATRIC ONCOLOGY PRACTICE, THEIR DIAGNOSIS AND SUPERVISION

FSBSI "Mental Health Research Centre" (Moscow).

Summary. The article discusses the features of mental disorders in oncological diseases in children and adolescents, the possibility of interdisciplinary interactions and therapy of mental disorders at different stages of the oncological process in minors.
Keywords: psychoncology, oncopediatria, mental disorders, children and adolescents.

T.V. Ulasen

THE DYNAMICS OF THE COPING STRATEGIES CHOSEN AMONG ADOLESCENTS-PUPILS OF SOCIAL PROTECTION INSTITUTIONS DURING PSYCHOCORRECTION

Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Smolensk State Medical University" (Smolensk).

Summary. The article presents the results of a comparative study of coping behavioral strategies among pupils of social protection institutions (methodology of I.M. Nikolskaya, R.M. Granovskaya) depending on the factor of orphanhood. The study made it possible to identify not only different groups of coping behavior coping strategies in coping with stress in adolescents-orphans and adolescents living in families, but brought up in a rehabilitation center, but also different dynamics of coping they choose during psychocorrectional measures.
Keywords: inmates of social protection institutions; coping strategies of behavior; algorithm of medical and psychological assistance.

E.O. Alekseyeva1, A.M. Kovalevsky2, V.V. Nikitenko2, I.V. Dobryakov3

A SET OF EDUCATIONAL AND THERAPEUTIC AND PREVENTIVE MEASURES TO PREVENT THE DEVELOPMENT OF ORAL DISEASES IN CHILDREN WITH MENTAL HEALTH DISORDERS

1The School of Biomedicine, 2FEFU (Vladivostok), S.M. Kirov Military Medical Academy, 3V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology (Saint Petersburg).

Summary. The article presents a developed set of educational measures for developing personal hygiene skills in children with mental health disorders and preparing them for the necessary manipulations at the dentist, methodological recommendations for their use, as well as a developed Scale for assessing the child's behavioral reactions.
Keywords: children, neuropsychiatric disorders, Scale for assessing the child's behavioral reactions, prevention of dental diseases, education.

A.V. Dyachenko1,2, O.A. Bukhanovskaya1,2, V.A. Soldatkin2, A.Y. Perekhov2

GENDER IDENTITY DISORDER, AUTOAGRESSION AND HOMICIDALMANIAC IN A TEENAGE GIRL. CLINICAL CASE

1Medical and rehabilitation research center "PHOENIX", 2Rostov State Medical University (Rostov-on-Don).

Summary. There is a lot of evidence in the scientific medical literature that gender identification disorders (GID) in young people very often co-exist with self-harm and suicidal behavior. In accordance with modern medical and social trends, this is usually explained by gender dysphoria - i.e., distress due to the rejection of body and the inability to openly position oneself in accordance with the desired gender role model. However, other possible mechanisms of such comorbidity are rarely analyzed. This article describes a clinical case of a 17-year-old girl who applied for a certificate of gender reassignment. This case, in our opinion, is of interest as an illustration of the well-known, but often underestimated in practice, fact of clinical heterogeneity of patients with GID.
Keywords: disorder of gender identity, transgender, gender change, self-harm, suicide, homicidomania, schizophrenia.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

I.V. Dobryakov

TO THE QUESTION OF GENDER INCONGRUENCE IN CHILDREN

V.M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology (Saint Petersburg).

Summary. The article presents the reasons for changing views on gender nonconformity. They are reflected in the developed eleventh revision of the International Classification of Diseases (ICD-11). The reasons for the increase in the frequency of appeals of persons with gender inconsistency for help to specialists are considered. Two alternative ways of providing such assistance, their expediency and effectiveness are discussed.
Keywords: anomie, gender discrepancy, ICD-11, two ways of providing assistance.

V.M. Ganuzin

PSYCHOLOGICAL DANGER OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE LIFE AND HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (REVIEW)

Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).

Summary. The article deals with the issues of psychological safety of the educational environment and the influence of the pedagogical process on the mental and physical health of children and adolescents. An overview of modern domestic and foreign research on ensuring the psychological safety of the educational and upbringing environment is given. The issues of psychological safety of the school climate, pedagogical violence, didactogeny, intimidation, destructive behavior, victimization, suicidal situations and the factors contributing to their occurrence are considered.
Keywords: psychological safety, school climate, didactogeny, pedagogical violence, victimization, suicidal situations.

A.I. Tashcheva1, S.V. Gridneva1, M.R. Arpentieva2

FEATURES OF INCLUSION OF PUPILS AND STUDENTS WITH ASPERGER SYNDROME (I)

1Southern Federal University (Rostov-on-Don), 2Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance "Assistance" (Kaluga).

Summary. The aim of the research is to study the dynamics of the psychological status of schoolchildren and students with Asperger's syndrome in inclusive education, to analyze the conditions for the psychological support of integration in the process of inclusive education. An important condition for the possibility of a student's development in the educational team is the inclusive activity of a psychologist, tutor, teachers and other specialists. In inclusive education, it is important to smooth out negative aspects by focusing on the child's merits, which leads to the removal of "stuck" on negative behavior and increases the student's self-esteem, makes them want to take care of him or treat unusual behavior in his calmly. A comprehensive, operatively corrected program of inclusive coaching is needed - psychological and pedagogical support of clearly dosed step-by-step training and education, affecting all spheres of life of a person with Asperger's syndrome.
Keywords: inclusion, support, inclusive coaching, student, development, one of proximal development, perspective.

A.I. Tashcheva1, S.V. Gridneva1, M.R. Arpentieva2

FEATURES OF INCLUSION OF PUPILS AND STUDENTS WITH ASPERGER SYNDROME (II)

1Southern Federal University (Rostov-on-Don), 2Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance "Assistance" (Kaluga).

Summary. The aim of the research is to study the problems of inclusion of schoolchildren and students with Asperger's syndrome in the context of changes in their psychological status, to analyze the conditions of psychological support for the integration of schoolchildren and students with Asperger's syndrome in inclusive education. Solving the problems of inclusive education for people with Asperger's syndrome in schools and universities is associated with the development and implementation of a comprehensive, operatively corrected program of inclusive coaching - psychological and pedagogical support with a clearly dosed algorithm of step-by-step training and education. Such a program should affect all spheres of life of a person with Asperger's syndrome, correct and prevent developmental disruptions.
Keywords: inclusion, support, inclusive coaching, student, development, zone of proximal development, perspective.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS