Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2021 (21), №2. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В.В. Грачев

ИДЕАТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПЕРИОДА НАРАСТАЮЩЕГО СНИЖЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА С НЕРВНОЙ АНОРЕКСИЕЙ

Кафедра детской психиатрии ипсихотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО (Москва).

Резюме: Целью исследования являлся анализ идеаторных нарушений на ранних этапах развития нервной анорексии у больных подросткового возраста. Исследуемую выборку составили 122 девушки, в возрасте 12,3-17,8 лет, с типичной нервной анорексией. У всех (100%) больных, обследованных нами в периоде активного снижения массы тела, наблюдалось сочетание сверхценных и обсессивных расстройств, причем первые выступали в роли ведущего, стержневого симптома. Усложняясь по мере течения заболевания, они формировали комплекс сверхценных переживаний и нередко достигали уровня сверхценного бреда. Такая динамика психопатологических проявлений должна приниматься во внимание при выборе терапевтических подходов на различных этапах заболевания.
Ключевые слова: нервная анорексия, подростки, нарушения пищевого поведения, сверхценный бред, ОКР.

О.А. Ефремова

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ

ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск)

Резюме. В статье отражены результаты исследования психоэмоциональных особенностей подростков в конфликте с законом. Выборку составили 42 подростка (15-16 лет), в конфликте с законом, стоящие на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) Восточно-Казахстанской области. Определено, что подростки в конфликте с законом склонны к проявлению депрессивных переживаний, наблюдается общее снижение настроения, убежденность в неэффективности при обучении в школе. Такие подростки могут характеризоваться частым ожиданием негативного исхода, повышенным уровнем тревожной симптоматики. Переживание эмоционального состояния ненужности, повышенный уровень истощаемости, наличие чувства одиночества, снижение способности получать удовольствие, которое сопровождается потерей активности в его достижении. При этом появляется негативная оценка собственной эффективности, низкая оценка себя. В качестве экспертов выступили психологи, классные руководители, родители.
Ключевые слова: подростки, психоэмоциональные состояния, дети в конфликте с законом, депрессия, тревожность, агрессивность.

С.В. Гриднева,1 А.И. Тащёва,1 М.Р. Арпентьева,2 С.В. Копятева3

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ С СИНДРОМОМ АСПЕРГЕРА

1Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), 2Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие, 3Центр развития творчества детей и юношества "Созвездие" (Калуга).

Резюме: Эмпирический анализ проблем инклюзии учеников с синдромом Аспергера в образовательную среду школы и вуза включал гуманитарные и исследовательские задачи, которые решались исходя из того, что инклюзия детей, подростков и юношей/девушек с РАС требует учета индивидуальных особенностей и разработки индивидуализированных и гибких программ коучинга, направленных на социальную адаптацию учеников путем снижения их тревожности в разных ситуациях и контекстах инклюзивного взаимодействия, повышения самооценки и оценки окружающих людей, доверия и уважения членов инклюзивного процесса.
Ключевые слова: инклюзия, сопровождение, инклюзивный коучинг, студент, развитие, зона ближайшего развития, перспектива.

Р.Р. Халфина, О.А. Шевчук

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет" (Уфа).

Резюме. В статье представлены данные об особенностях изменения личности в юношеском возрасте у наркозависимых. Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, т. к. наблюдается тенденция к уменьшению возраста первого употребления наркотических веществ, высокий уровень разрушающего воздействия на организм, высокая скорость формирования стойкой зависимости, частые случаи необратимых последствий в психике, большой уровень летальности при употреблении наркотических веществ - все эти факторы делают тему своевременного выявления изменения личностных особенностей у наркозависимых в юношеском возрасте актуальной сегодня. В ходе исследования установлено: все личностные особенности, группы наркозависимых юношеского возраста оказались более ярко выраженными в сравнении с группой химически независимых ровесников.:
Ключевые слова: юношеский возраст, зависимость, структура личности.

Л.И. Теплова,1 А.А. Шевчук2

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ

1Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск), 2Подужемская средняя общеобразовательная школа (Кемь).

Резюме. В исследовании представлены результаты изучения связи между родительским поведением и перфекционизмом старших подростков. Методы исследования: опросник "Шкала Фроста", адаптация - В.А. Ясная и С.Н. Ениколопов, опросник "Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е. Шафер, адаптация - Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. Установлено, что общий уровень перфекционизма подростков имеет значимую связь (на уровне 0.01по коэффициенту Спирмена) с такими параметрами родительского поведения, как враждебность, директивность и непоследовательность. Материнское поведение в большей мере связано с перфекционизмом старших подростков.
Ключевые слова: старший подросток, перфекционизм, родительский стиль поведения.

В.Я. Гельман,1 Е.С. Дмитриева2

ВОСПРИЯТИЕ ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ РЕЧЕВЫХ СТИМУЛОВ РАЗНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ

1ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова", 2ФГБУН "Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН", (Санкт-Петербург).

Резюме. В работе экспериментально выявлены особенности распознавания эмоциональных интонаций речи в ходе изменения длительности стимула у нормально говорящих и заикающихся детей возрастных групп 7-10 и 11-13 лет. Были получены различия в характеристиках определения валентности эмоциональной интонации речи в ходе изменения длительности стимула как в целом между нормально говорящими и заикающимися детьми, так и в зависимости от возраста слушателей, показывающие некоторое отставание в развитии механизмов восприятия эмоций у заикающихся детей. В работе показано, что для заикающихся детей снижение длительности стимула в диапазоне 2-0,5 с является важным осложняющим фактором восприятия эмоций в отличие от нормально говорящих детей.
Ключевые слова: заикание, восприятие эмоциональной интонации, дети, возрастные особенности, речевые стимулы
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

И.В. Полякова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ФГОБОУ ВО "Смоленский государственный университет" (Смоленск).

Резюме. Представлены результаты исследования уровня агрессивности и тревожности младших школьников. Обследованы 25 школьников в возрасте 7-8 лет. Установлено, что каждый четвертый обследованный имеет высокий уровень тревожности, агрессивности и неадекватных эмоциональных реакций. Выявлена обратная средняя корреляционная связь между тревожностью и агрессивностью до психокоррекции. Применение психокоррекционной программы с использованием музыкотерапии повысило уровень адекватности эмоциональных реакций, снизило уровень тревожности и агрессивности; после психокоррекции выявлена прямая средняя корреляционная связь между тревожностью и агрессивностью обследованных.
Ключевые слова: психическое здоровье, тревожность, агрессивность, эмоциональное состояние, эмоциональная компетентность, психологическая коррекция.

К.А. Пантюхина, Т.А. Басилова

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4" (Реутов Московской обл.), ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. Работа посвящена изучению влияния специально организованных занятий по формированию инклюзивной культуры на самосознание учащихся инклюзивных классов, и их учителей. В исследовании приняли участие 76 человек (30 учителей и 46 учащихся в возрасте от 8 до 10 лет, из которых 8 человек имели зрительные и комплексные нарушения). Часть из них (экспериментальная группа) участвовала в течение учебного года в разработанной автором программе по формированию инклюзивной культуры. Остальные учителя и дети (контрольная группа) не принимали участие в этой программе. Контрольное тестирование в конце учебного года показало, что произошли определенные позитивные изменения в развитии самосознания у членов экспериментальной группы, что доказывает эффективность разработанной автором программы.
Ключевые слова: инклюзивная культура, самосознание, инклюзивные классы, дети с недостатками в развитии.

М.А. Ветрова

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ, СТИМУЛИРУЮЩИХ РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме: В статье представлен опыт создания обучающих ситуаций, стимулирующих развитие общения с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС.
Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, альтернативная и дополнительная коммуникация, развитие общения, развитие коммуникативных навыков, расстройства аутистического спектра.

А.Ю. Кузьмина

СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ И ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У ЗАМЕЩАЮЩИХ МАТЕРЕЙ, ПРОШЕДШИХ КУРС ПОДГОТОВКИ "ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ"

Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты исследования, в которых анализировались особенности психологической готовности к материнству кандидаток в замещающие родители, проходящих обязательный курс подготовки - Школа приемных родителей, (ШПР) и связь с формированием у них родительской позиции в отношении уже принятого на воспитание приемного ребенка. Всего в исследовании приняли участие 61 женщина, проходящая ШПР. В работе проведен корреляционный анализ и выявлены связи компонентов психологической готовности к материнству с компонентами сформированности родительской позиции.
Ключевые слова: замещающие родители, приемные родители, психологическая готовность к материнству, родительская позиция.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.М. Лановая,1 Е.В. Фадеева1,2

РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1ННЦ наркологии - филиал ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского", 2ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье приводятся данные по распространённости проблемного использования электронных средств связи среди подростков и молодежи, основанные на международных мониторинговых проектах и отечественных исследованиях. Обсуждаются причины, приводящие к чрезмерному использованию электронных средств связи и социальных сетей, обозначаются основные неблагоприятные последствия, а также резюмируются ключевые гендерные аспекты описываемого типа поведения.
Ключевые слова: проблемное использование электронных средств связи, социальные сети, интернет-зависимость, подростки, молодежь.

Н.А. Соболев,1 С.А. Игумнов2

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ, ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И КОМОРБИДНОСТИ

1ГБУ "Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина", 2Национальный научный центр наркологии - филиал ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" (Москва).

Резюме. В последнее время в медицинском научном сообществе ведутся споры о том, насколько целесообразно диагностировать зависимость от компьютерных игр в качестве психического расстройства. Является ли оно отдельным расстройством или просто "фасадом" другой психической и/или наркологической патологии? В то время как Американская психиатрическая ассоциация (APA) в свете существующих доказательств включила зависимость от видеоигр как "состояние, требующее дальнейшего изучения", в DSM- V как "расстройство интернет и видеоигр". Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила и позже включила термин "игровое расстройство" в 11-й пересмотр Международной статистической классификации болезней и связанных с ними проблем со здоровьем (МКБ-11). В мире ведутся активные дискуссии по поводу целесообразности "медикализации" данной проблемы, рассматривают вопросы её симптоматики и диагностики. Ряд исследователей отмечает высокую коморбидность зависимости от компьютерных игр и интернета с другой психической и наркологической патологией, расстройствами пищевого поведения, химическими и "нехимическими аддикциями". Вместе с тем, в противовес данным только о вредном использовании компьютерных игр существуют и данные исследований, отмечающие их полезные свойства.
Ключевые слова: зависимость от компьютерных игр, видео игры, болезни зависимостей, онлайн гемблинг, МКБ-11, DSM-V, расстройства пищевого поведения.

Г.В. Скобло

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ДЕТСТВЕ (DC:0-5)

Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В Международной диагностической классификации нарушений психического здоровья в младенчестве и раннем детстве (DC:0-5), применимой к детям до 6 лет, проанализирована ось "Клинические нарушения". Она состоит из диагностических рубрик: нарушения психического развития; нарушения сенсорных процессов; тревожные расстройства; расстройства настроения; обсессивно-компульсивные и связанные с ними расстройства; расстройства сна, пищевого поведения и плача; посттравматические, адаптационные и депривационные расстройства; расстройства отношений. Отмечены клинические параллели с диагностикой в рамках отечественной детской психиатрии и новые клинические данные.
Ключевые слова: младенчество, ранний детский возраст, классификация нарушений психического здоровья, диагностические рубрики, клинические нарушения.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2021 (21), № 2. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

V.V. Grachev

THINKING DISTURBANCES IN THE PERIOD OF INCREASINGWEIGHT LOSS IN ADOLESCENT GIRLS WITH ANOREXIA NERVOSA

Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Moscow).

Summary. The aim of the study was an analysis disordered thinking in the early stages of anorexia nervosa in adolescent patients. The study sample consisted of 122 girls, aged 12.3-17.8 years, with typical anorexia nervosa. A combination of overvalued and obsessive disorders was observed in all (100%) examined patients in the period of active weight loss. Importantly, the overvalued disorder was the leading and core symptom. Overvalued disorders became more complex as the disease progressed, and formed a system of overvalued experiences and often reached the level of overvalued delusion. Such dynamics of psychopathological manifestations should be taken into account when choosing therapeutic approaches at various stages of the anorexia nervosa.
Keywords: anorexia nervosa, adolescents, eating disorders, overvalued delusions, obsessive-compulsive disorders.

O.A. Efremova

PSYCHO-EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS IN CONFLICT WITH THE LAW

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk).

Summary. The article reflects the results of the study of psycho-emotional characteristics of adolescents in conflict with the law. It was determined that adolescents in conflict with the law are prone to the manifestation of depressive experiences, there is a general decrease in mood, a belief in ineffectiveness when teaching at school. Such adolescents may be characterized by a frequent expectation of a negative outcome, an increased level of anxious and restless symptoms. Experiencing an emotional state of uselessness, an increased level of exhaustion, the presence of a feeling of loneliness, a decrease in the ability to receive pleasure, which is accompanied by a loss of activity in achieving it. At the same time, a negative assessment of one's own efficiency appears, a low assessment of oneself.
Keywords: adolescents, psycho-emotional states, children in conflict with the law, depression, anxiety, aggressiveness.

S.V. Gridneva,1 A.I. Tashcheva,1 M.R. Arpentieva,2 S.V. Koptyaeva3

EMPIRICAL STUDY OF THE INCLUSION OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS WITH ASPERGER'S SYNDROME

1Southern Federal University (Rostov-on-Don), 2Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance "Assistance". 3Center for the Development of Creativity of Children and Youth "Sozvezdiye" (Kaluga).

Summary. The empirical analysis of the problems of inclusion of students with G. Asperger's syndrome in the educational environment of schools and universities included humanitarian and research tasks, which were solved on the basis that the inclusion of children, adolescents and boys / girls with ASD requires taking into account individual characteristics and developing individualized and flexible coaching programs aimed at social adaptation of students by reducing their anxiety in different situations and contexts of inclusive interaction, increasing self-esteem and assessment of the people around them, trust and respect of members of the inclusive process.
Keywords: inclusion, support, inclusive coaching, student, development, zone of proximal development, perspective.

R.R. Khalfina O.A. Shevchuk

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY STRUCTURE OF DRUG ADDICTS YOUNG PEOPLE

Bashkir State University (Ufa).

Summary. Delinquency of children is one of the most important indicators characterizing the economic, social and moral well-being of society. In modern Russia, the state of delinquency of schoolchildren is of concern to the people, the public, doctors, teachers. In our work to identify the features of delinquent behavior of adolescents, we turned to methods that initially showed a high level of anxiety, delinquency, behavioral disorders in adolescents. Repeated studies have shown a marked improvement. Therefore, we believe that correction has an important place in overcoming delinquent behavior of adolescents.
Keywords: adolescents, psychological correction, delinquent behavior

L.I. Teplova1, А.А. Shevchuk2

PERFECTIONISM OF HIGH SCHOOL TEENAGERS AND PARENTAL STYLE

1Petrozavodsk State University (Petrozavodsk), 2Poduzhemskaya secondary school (Kem).

Summary. The research presents the results of studying the relationships between parenting behavior and perfectionism in high school teenagers. The research methods are "Frost scale"questionnaire, the adaptation of V.А. Yasnoy and S.N. Enikolopova, E. Shafer's questionnaire "Behavior of parents and teenagers' attitude towards them", adapted by L. I. Wasserman, I. A. Gorkova, E. E. Romitsyna. It was found that the general level of teeenagers' perfectionism has a significant connection (at the level of 0.01 according to Spearman's coefficient) with such parameters of parental behavior as hostility, directiveness and inconsistency. Maternal behavior is more associated with the perfectionism of high school teenagers.
Keywords: high school teenager, perfectionism, parental style of behavior.

V.Ya. Gelman,1 E.S. Dmitrieva2

PERCEPTION OF EMOTIONAL INTONATION OF SPEECH STIMULI OF DIFFERENT DURATIONS BY STUTTERING CHILDREN

1North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, 2"Sechenov "Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry, Russian Academy of Sciences (St.-Petersburg).

Summary. In the work, the features of recognition of emotional intonations in the course of changing the duration of the stimulus in normally speaking and stuttering children of the age groups of 7-10 and 11-13 years were experimentally revealed and analyzed. Differences were obtained in the characteristics of determining the valence of the emotional intonation of speech in the course of changing the duration of the stimulus both between normally speaking and stuttering children as a whole and depending on the age of the listeners, showing some lag in the development of the emotions perception mechanisms in stuttering children. It was shown that for stuttering children as compared to normally speaking ones, a decrease in the duration of the stimulus in the range of 2 - 0.5 s is an important complicating factor in the perception of emotions.
Keywords: stuttering, perception of emotional intonation, children, age characteristics, speech stimuli.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

I.V. Polyakova

ANXIETY AND AGGRESSIVENESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN: PSYCHOLOGICAL CORRECTION

Smolensk State University (Smolensk).

Summary. The paper presents the results of a study of the level of aggressiveness and anxiety of primary school children. 25 primary school children aged 7-8 years were examined. It was found that every fourth person surveyed has a high level of anxiety, aggressiveness, and inadequate emotional reactions. The inverse average correlation between anxiety and aggressiveness of schoolchildren was revealed. The use of a psychocorrective program with the use of music therapy reduced the level of anxiety and aggressiveness of the examined patients.
Keywords: mental health, anxiety, aggressiveness, emotional state, emotional competence, psychological correction

K.A. Pantyukhina, T.A. Basilova

THE EXPERIENCE OF FORMING AN INCLUSIVE CULTURE IN SECONDARY SCHOOL

Secondary School № 4 (Reutov, Moscow region), Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. The work is devoted to the study of the influence of specially organized classes on the formation of an inclusive culture on the self-consciousness of students of inclusive classes, and their teachers. The study involved 76 people (30 teachers and 46 students aged 8 to 9, of which 8 people had visual and complex disorders). Some of them (the experimental group) participated during the school year in the program developed by the author on the formation of an inclusive culture. The other teachers and children (the control group) did not participate in this program. Control testing at the end of the school year showed that there were certain positive changes in the development of self-awareness among the members of the experimental group, which proves the effectiveness of the program developed by the author.
Keywords: inclusive culture, self-awareness, inclusive classes, children with disabilities.

M.A. Vetrova

EXPERIENCE IN CREATING LEARNING SITYANIONS THAT STIMULATE THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION IN CHILDREN IN SEVERE MULTIPLE DISABILITIES

Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. This article presents the experience of creating learning situations that stimulate the development of communication with the use of alternative and additional communication tools in children with severe multiple developmental disorders in the Federal Resource Center for the Organization of Comprehensive Support for Children with ASD.
Keywords: severe multiple developmental disorders, alternative and additional communication, communication development, development of communication skills, autism spectrum disorder.

A.U.Kuzmina

THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD AND THE FORMATION OF A PARENTAL POSITION IN SUBSTITUTE MOTHERS WHO HAVE PASSED THE TRAINING COURSE - "SCHOOL OF FOSTER PARENTS"

Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Summary. The article presents the results of a study that analyzed the features of psychological readiness for motherhood of candidates for substitute parents who are undergoing a mandatory training course - the school of foster parents, and the relationship with the formation of their parental position in relation to an already adopted foster child. In total, the study involved 61 women who pass the school of foster parents. In this paper, a correlation analysis is carried out and the relationship between the components of psychological readiness for motherhood and the components of parental position formation is revealed.
Keywords: substitute parents, foster parents, psychological readiness for motherhood, parental position.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

A.M. Lanovaya,1 E.V. Fadeeva1,2

PREVALENCE OF ELECTRONIC COMMUNICATION DEVICES PROBLEMATIC USE AMONG ADOLESCENTS AND YOUNG ADULTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

1National Research Center on Addictions - branch, National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology n. a. V.Serbsky, 2Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. The article provides information concerned the prevalence of problematic use of electronic communications among adolescents and young adults based on international monitoring projects and national studies. The reasons for the excessive use of electronic means of communication and social media were discussed and the main adverse effects were identified. The key gender aspects of the described behavior were summarized.
Keywords: problematic use of electronic communication devices, electronic means of communication, social networks, internet addiction, adolescents, youth, young adults.

N.A. Sobolev,1 S.A. Igumnov2

DEPENDENCE ON COMPUTER GAMES IN ADOLESCENTS, PROBLEMS OF DIAGNOSIS AND COMORBIDITY

1Psychiatric Clinical Hospital № 4 n. a. P.B. Gannushkin, 2National Research Center of Narcology - branch of the National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology n. a. V.P. Serbsky (Moscow).

Summary: Recently, there has been a debate in the medical scientific community about how appropriate it is to diagnose addiction to video games as a mental disorder. Controversy around the diagnosis includes whether the disorder is a separate clinical entity or a manifestation of underlying psychiatric disorders. The American Psychiatric Association (APA) in light of existing evidence included video game addiction as a "condition requiring further study" in the DSM-5 as Internet gaming disorder. The World Health Organization (WHO) had proposed and later included "gaming disorder" in the 11th revision of the International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems (ICD-11). The researchers, based on the data of the medical literature, raise the question of the expediency of "medicalizing" this problem consider the issues of its symptoms and diagnosis. They note a high comorbidity of dependence on computer games and the Internet with other mental disorders, including eating disorders and addictions. Identify similarities and differences with other chemical and "non-chemical addictions". In contrast to the data only on the harmful use of computer games, there are also research data that note their useful properties.
Keywords: internet gaming disorder, video games, addiction problems, ICD-11, DSM - V, online gambling, eating disorder.

G.V. Skoblo

PSYCHOPATHOLOGIC ASPECTS OF INTERNATIONALDIAGNOSTIC CLASSIFICATION OF MENTAL HEALTH ANDDEVELOPMENTAL DISORDERS IN INFANCY AND EARLYCHILDHOOD (DC:0-5)

Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow).

Summary. In International Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood (DC:0-5), applicable to children under 6 years old, the axis "Clinical Disorders" is analyzed. This axis consists of diagnostic rubrics: neurodevelopmental disorders; sensory processing disorders; anxiety disorders; mood disorders; obsessive compulsive and related disorders; sleep, eating, and crying disorders; trauma, stress, and deprivation disorders; relationship disorders. Clinical parallels with diagnostic within the framework of Russian child psychiatry and new clinical data are marked.
Keywords: infancy, early childhood, classification of mental health disorders, diagnostic rubrics, clinical disorders.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS