Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2021 (21), №1. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Г.В. Козловская, Н.В. Симашкова, М.В. Иванов, М.А. Калинина, Л.Ф. Кремнева, Т.А. Крылатова, Г.Н. Шимонова, Н.А. Воронкова, С.А. Воскресенская, Н.В. Семенова

ФГБНУ НЦПЗ (Москва)

Резюме. Статья освещает результаты проведенного исследования по оценке состояния психического здоровья детского населения первых лет жизни для оценки перспектив объёма организации оказания специализированной психиатрической помощи. Работа была организована в нескольких районах города Москвы, Московской области, и на базе кабинета раннего возраста, курирующего психическое здоровье детей всех Московских округов города в форме консультативной помощи детям. По результатам обследования был проведен анализ состояния психического здоровья по категориям: норма, группа риска, наличие психопатологии. Также оценивалось влияние различных эндогенных и экзогенных факторов на состояние психической болезненности. Исследование показало, что структура психической болезненности имеет тенденцию меняться в зависимости от возраста, возросла распространенность такой психической патологии, как аутистические расстройства. Общие показатели психической болезненности по г. Москве были сходными с аналогичными по разным регионам РФ.
Ключевые слова: раннее детство, микропсихиатрия, психическое здоровье, популяция, экзогенные и эндогенные факторы риска, катамнестическое наблюдение.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО) НА СПЛОШНОМ И ВЫБОРОЧНОМ КОНТИНГЕНТЕ В МИКРОПСИХИАТРИИ

О.Н. Первушина1, О.В. Киселева1, Т.А.Мурашова1, Е.А. Дорошева1,2

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

1Новосибирский государственный университет, 2Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины" (Новосибирск).

Резюме. В статье описана роль стрессовых состояний, эмоционального выгорания, жизненной стратегии и способов эмоциональной регуляции родителей во взаимодействии и развитии ребенка с РАС. В исследовании приняли участие 75 родителей (23 отца и 52 матери) в возрасте от 27 до 54 лет, воспитывающие детей с РАС. Показаны различия в выраженности родительского выгорания (показатели состояния эмоционального истощения выше у матерей), а также в способах когнитивной регуляции эмоций у отцов и матерей (у матерей отмечается б?льшая выраженность руминаций и фокусирования на планировании).
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, родительское выгорание, родительский стресс, регуляция эмоций, семейное состояние.

В.С. Собкин, Е.А. Калашникова

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК ОБ УЧАСТИИ В ДРАКАХ: ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И СТРАТИФИКАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

Центр социологии образования ФГБНУ "ИУО РАО" (Москва)

Резюме. Рассмотрено влияние демографических и социально-стратификационных факторов на участие подростков в драках. На основе анализа материалов анонимного мониторингового анкетного опроса 4837 школьников 7-11-х классов, который был проведен в Забайкальском крае, Тульской и Смоленской областях в 2020 г., охарактеризованы особенности проявлений данного вида физической агрессии по показателям распространенность, интенсивность и особенности мотивации. Приведены данные о реакции учителей, родителей и одноклассников на участие подростка в драках. Результаты исследования показали, что на этапе окончания школы формируется особый социальный тип подростков, склонных решать межличностные конфликты с помощью драк. Среди основных мотивов здесь выступают ревность, самоутверждение, потеря самоконтроля. Существенным фактором, оказывающим влияние на участие в драках, является статус подростка среди сверстников.
Ключевые слова: подросток, физическая агрессия, драки, девиации, учителя, родители, одноклассники, социально-стратификационные факторы, статус среди одноклассников.

Е.С. Скворцова, Н.П. Лушкина

ТАБАКОКУРЕНИЕ СРЕДИ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ-ШКОЛЬНИКОВ, ЕЖЕДНЕВНО ДЛИТЕЛЬНО ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ИНТЕРНЕТОМ

ФБГУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России (Москва).

Резюме. Статья посвящена изучению распространенности и мотивации табакокурения среди подростков, ежедневно длительно пользующихся Интернетом (ЕДПИ) по данным выборочного исследования, проведенного в 2016-2017 гг. среди сельских подростков-школьников 15-17 лет в 17 регионах из 6 Федеральных округов России. Объем выборки составил 18222сельских подростка. Выявлено, что распространенность табакокурения и распространенность ежедневного табакокурения в группе подростков ЕДПИ не только не отсутствует, а статистически значимо выше, чем среди подростков, не пользующихся ежедневно длительно Интернетом (НПЕДИ), причем среди мальчиков в 1,5 раза, а среди девочек в 2,5 раза выше. Причем среди курящих подростков группы ЕДПИ 90% мальчиков и 82,5% девочек курят ежедневно. Таким образом, сравнительный анализ опровергает существующее мнение о том, что ежедневное длительное пользование Интернетом "оберегает" подростков от вредных привычек, в частности, от табакокурения.
Ключевые слова: село, подростки-школьники, Интернет, табакокурение.

Ю.А. Афанасьева

РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (Владикавказ).

Резюме. В статье описано и проанализировано эмпирическое исследование связи копинг-стратегий с личностными особенностями подростков. Выборку составили 216 человек (105 юношей и 111 девушек) в возрасте от 12 до 16 лет, средний возраст 14.5. В исследовании принимали участие учащиеся 7-11 классов различных школ г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания). Полученные данные можно учитывать при разработке учебно-методических программ по возрастной психологии и психологии развития, детской психологии и психологическом консультировании, психологии личности, психологии стресса и т. д.
Ключевые слова: подросток, копинг-стратегии, проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг, избегание.

Н.А. Шмойлова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет" (Барнаул).

Резюме: в настоящей статье представлены результаты исследования саморазвития личности в подростковый период, дана психолого-педагогическая характеристика личности подростков, стремящихся к саморазвитию. В исследовании использована методика для диагностики личностных ценностей KVS-3 (Д.В. Каширский), психологического благополучия (К. Рифф), самоактуализационный тест Л.Я. Гозмана. Показано, что подростки, отмечающие в числе наиболее значимых ценностей полную самореализацию, имеют высокую успеваемость в лицее, нацелены на достижение поставленных целей, у них сформирована четкая жизненная позиция.
Ключевые слова: подростковый период, культурно-исторический подход в психологии, саморазвитие личности, самоактуализация личности, психологическое благополучие, самореализация личности.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Е.В. Корень, Т.А. Куприянова

"ПОГРАНИЧНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ РАССТРОЙСТВО" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" (Москва).

Резюме. В статье на основе представленного клинического случая показана актуальность раннего выявления и изучения "пограничного личностного расстройства" у подростков
Ключевые слова: пограничное личностное расстройство, подростки, психические расстройства.

Д.А. Донской

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДИСГАРМОНИЧНОГО ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ С ШИЗОИДНО-ЭПИЛЕПТОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА

Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер (Воронеж).

Резюме. Психосексуальное развитие - это активный процесс развития личности в акмеологическом контексте. Психосексуальное развитие на фоне акцентуаций характера представляет интерес изучения самой проблемы дисгармоний психосексуального развития. Данная статья представляет клинико-психологический анализ психосексуального развития в пубертате и опытноэкспериментальную проверку психокоррекционной работы.
Ключевые слова: психосоциальное развитие, дисгармония, пубертат, акцентуация.

С.О. Кузнецова, С.Е. Строгова, С.Н. Ениколопов

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, СТРАДАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению эффективности арт-терапевтических занятий для коррекции социальных и коммуникативных навыков у подростков с различными видами психической патологии. Использованы методы тестирования, опроса, субъективного шкалирования. После курса арт-терапевтических занятий у подростков с психическими расстройствами возрастают показатели дружелюбия, альтруизма, уменьшаются показатели алекситимии. Подростки лучше начинают ориентироваться в своих чувствах и состояниях, понимать других.
Ключевые слова: подростки, психическая патология, социальное взаимодействие, арт-терапия.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

С.В. Давидовский,1 С.А. Игумнов2

НЕСУИЦИДАЛЬНОЕ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ

1ГУО "Белорусская медицинская академия последипломного образования" (Минск), 2Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского ( Москва).

Резюме. Несуицидальное самоповреждающее поведение (англ.: self-injurious thoughts and behaviors, или non-suicidal self-injury (далее - NSSI)), - определяется как повторяющееся, преднамеренное, прямое повреждение тела без суицидальных намерений, которое не является социально приемлемым. Интегрированная теоретическая модель развития и поддержки NSSI предполагает, что этот вид поведения функционирует как метод регулирования эмоционального опыта и социального взаимодействия при возникновении стрессового события. В настоящее время NSSI включено в раздел 3 DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition) и отнесено к состояниям, рекомендованным для дальнейшего изучения. В американском диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 4-го пересмотра (DSM-IV-TR) и международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) NSSI кодируется как симптом пограничного расстройства личности.
Ключевые слова: суицидальное и самоповреждающее поведение, суицидальные намерения, международная классификация болезней 10-го пересмотра, DSM-5, пограничное расстройство личности.

Н.Э. Косых,1,2 С.З. Савин,1 Е.В. Солодкая2

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ДЕПРЕССИВНОГО СПЕКТРА СРЕДИ ПОДРАСТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПРИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

1Тихоокеанский государственный университет, 2Дальневосточный государственный медицинского университет (Хабаровск).

Резюме. В обзоре анализируются литературные источники о возможных демографических последствиях пандемии коронавируса, вызванных ростом психической заболеваемости детей и подростков. Изучаются причины и факторы риска высокой суицидальности у подрастающего поколения коренных народов Севера Сибири и Приамурья Дальнего Востока.
Ключевые слова: психическое здоровье, пандемия, депрессивные расстройства (ДР), факторы риска, демографический ущерб, суициды, коренное население, подростки, Приамурье.

А.Н. Белова, Т.В. Жиляева, В.В. Борзиков, А.Н. Кузнецов

ОБЗОР ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр (Нижний Новгород).

Резюме. Эмоциональная дисрегуляция (ЭДР) занимает важное место в клинической картине расстройств аутистического спектра (РАС) и лежит в основе множества проблем, характерных для лиц с аутизмом. Было продемонстрировано, что у детей с РАС выраженность ЭДР коррелирует с тяжестью аутизма и с его ключевыми проявлениями. Поэтому развитие подходов к коррекции ЭДР и развитию навыков эмоциональной регуляции относится к приоритетным задачам помощи детям и взрослым с РАС. В связи с этим представляется актуальной разработка специализированных валидных психометрических инструментов для оценки эффективности методов коррекции ЭДР при РАС. Данный обзор литературы посвящен анализу имеющихся к настоящему времени психодиагностических методик, которые могут применяться в научных исследованиях и практической работе при оценке нарушений эмоциональной регуляции при РАС у детей и подростков. В связи с тем, что большинство этих инструментов не имеет русскоязычной адаптации, их перевод на русский язык и валидизация, а также создание надежных и удобных новых инструментов измерения ЭДР имеют в России особую актуальность.
Ключевые слова: нарушения эмоциональной регуляции, расстройства аутистического спектра, психометрические инструменты, эмоциональная дисрегуляция.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2021 (21), № 1. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

G.V. Kozlovskaya, N.V. Simashkova, M.V. Ivanov, M.A. Kalinina, L.F. Kremneva, T.A. Krylatova, G.N. Shimonova, N.A. Voronkova, S.A. Voskresenskaya, N.V. Semenova

EPIDEMIOLOGY OF MENTAL DISORDERS IN EARLY AND PRESCHOOL AGED CHILDREN (0 TO 5 YEARS) ON A CONTINUOUS AND SELECTIVE CONTINGENT IN MICROPSIHIATRY

FSBSI MHRC (Moscow)

Summary. The article presents the results of a study to assess the state of mental health of the child population in the first years of life to study the prospects for the scope of the organization of specialized psychiatric care. The work was organized in several districts of the city of Moscow, the Moscow region, and on the basis of an early age office that oversees the mental health of children in all Moscow districts of the city in the form of counseling for children.Based on the survey results, an analysis of the state of mental health was carried out by categories: norm, risk group, presence of psychopathology. The influence of various endogenous and exogenous factors on the state of mental illness was also assessed. The study showed that the structure of mental illness tends to change depending on age; the prevalence of such mental pathology as autistic disorders has increased. General indicators of mental illness in Moscow were similar to those in different regions of the Russian Federation
Keywords: early childhood, micropsychiatry, population, mental health, exogenous and endogenous risk factors, follow-up observation.

O.N. Pervushinaа, O.V. Kiselevaа, T.A. Murashovaа, E.A. Doroshevaа,b

EMOTIONAL STATE OF PARENTS OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS (ASD)

аNovosibirsk State University, bFederal State Budgetary Scientific Institution "Scientific Research Institute of Physiology and Basic Medicine" (Novosibirsk)

Summary. The article describes the role of stress conditions, emotional burnout, life strategy and ways of emotional regulation of parents raising children with autism spectrum disorders (ASD) in the interaction with children and in their development. The empirical study included 75 parents raising children with ASD (23 fathers and 52 mothers, aged 27 to 54). The differences in the levels of parental burnout and ways of cognitive regulation between mothers and fathers of children with ASD are demonstrated. The higher emotional exhaustion was found in the group of mothers, also they had higher rumination and refocus on planning.
Keywords: autism spectrum disorders, parental burnout, parental stress, regulation of emotions, family situation.

V.S. Sobkin, E.А. Kalashnikova

THE MODERN TEENAGER IS ABOUT PARTICIPATION IN THE FIGHTS: THE INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC AND STRATIFICATION FACTORS

Center for sociology of education of the FSBI "IEM RAO" (Moscow).

Summary. The influence of demographic and socio-stratification factors on the participation of teenagers in fights is considered. Based on the analysis of the materials of an anonymous monitoring questionnaire survey of 4837 schoolchildren in grades 7-11, which was conducted in the TRANS-Baikal territory, Tula and Smolensk regions in 2020, the features of manifestations of this type of physical aggression in terms of prevalence, intensity and motivation features are characterized. Data on the reaction of teachers, parents and classmates to the participation of a teenager in fights are given. The results of the study showed that at the end of school, a special social type of teenagers is formed, who tend to solve interpersonal conflicts with the help of fights. Among the main motives here are jealousy, self-assertion, and loss of self-control. A significant factor influencing participation in fights is the status of a teenager among peers.
Keywords: teenager, physical aggression, fights, deviations, teachers, parents, classmates, social stratification factors, status among classmates.

E.S. Skvortsova, N.P. Lushkina

TOBACCO SMOKING AMONG RURAL TEENAGERS-SCHOOL CHILDREN WHO USE THE INTERNET EVERY DAY FOR A LONG TIME

Federal Research Institute for Healthcare Organization and Informatics of the Ministry of Health of Russia, (Moscow).

Summary. The article is devoted to the study of the prevalence and motivation of tobacco Smoking among teenagers who use the Internet daily for a long time (EDPI) according to a sample study conducted in 2016-2017 among rural teenagers-school children aged 15-17 years in 17 regions of 6 Federal districts of Russia. The sample size was 18,222 rural teenagers. It was revealed that the prevalence of Smoking the prevalence of daily Smoking adolescents of ADPI not only not absent, but distributed statistically significantly higher than among adolescents NPEDI, and for boys 1.5 times, and girls are 2.5 times higher. Moreover, among Smoking teenagers in the EDPI group, 90% of boys and 82.5% of girls smoke daily.Thus, the comparative analysis refutes the existing opinion that daily long-term use of the Internet "protects" teenagers from harmful habits, in particular, from Smoking.
Keywords: village, teenagers-school children, Internet, tobacco Smoking.

Yu.A. Afanaseva

THE ROLE OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS IN THE FORMATION OF COPING STRATEGIES

North Ossetian state University named after K.L. Khetagurov (Vladikavkaz).

Summary. The article describes and analyzes an empirical study of the relationship of coping strategies with the personal characteristics of adolescents. The sample consisted of 216 people (105 boys and 111 girls) aged 12 to 16 years, with an average age of 14.5. the study involved students in grades 7-11 in various schools in Vladikavkaz (Republic of North Ossetia-Alania). The obtained data can be taken into account in the development of educational and methodological programs on age psychology and developmental psychology, child psychology and psychoconsultation, personality psychology, stress psychology, etc.
Keywords: adolescent, coping strategies, problem-oriented coping, emotional-oriented coping, avoidance.

N.A. Shmoylova

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT IN THE ADOLESCENT PERIOD

Federal state budgetary educational institution of higher education "Altai state pedagogical University" (Barnaul).

Summary. This article presents the results of a study of self-development of the individual in the adolescent period, gives a psychological and pedagogical characteristic of the personality of adolescents who strive for self-development. The study used a method for diagnosing personal values-KVS-3 (D. V. Kashirsky), psychological well-being (K. Riff), and the self-actualization test of L. ya.Gozman. It is shown that teenagers who mark full self-realization among the most significant values have high academic performance in the Lyceum, are aimed at achieving their goals, and have a clear life position.
Keywords: adolescence, culture-historical approach in psychology, self-development, self-actualization of personality, psychological well-being, personal fulfillment.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

E.V. Koren, T.A. Kupriyanova

"BORDERLINE PERSONALITY DISORDER" IN ADOLESCENCE AGE: CLINICAL CASE

Moscow Research Institute of Psychiatry - the branch of FSBSI "National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky" (Moscow).

Summary. Based on appropriate clinical case is revealed the increasing importance of early recognition and studying of "borderline personality disorder" in adolescences
Keywords: borderline personality disorder, adolescents, mental disorders.

D.A. Donskoy

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF DISHARMONIOUS PSYCHOSEXUAL DEVELOPMENT WITH THE ACCENTUATION OF CHARACTER IN PUBERTY

Voronezh regional clinical mental hospital (Voronezh).

Summary. Psychosexual development is an active process of personality development in the context of acmeological. Psychosexual development on the background of the character accentuation is of interest to study the problem of disharmony of psychosexual development. This article provides a clinical-psychological analysis of psychosexual development puberty and experimental validation of psycho-correction work.
Keywords: psychosexual development, disharmony, adolescents, accentuation.

S.O. Kuznetsova, S.E. Strogova, S.N. Enikolopov

RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF ART-THERAPY CLASSES WHEN CORRECTING TEENAGERS WITH MENTAL DISORDERS

FSBSI "Mental Health Research Center" (Moscow).

Summary. This article presents the results of an empirical study of the effectiveness of art therapy classes with adolescents with various types of mental pathology for the correction of social and communication skills. There were used methods of testing, survey, subjective scaling. After a course of art therapy classes, teenagers with mental disorders increase thevalue of friendliness and altruism, and decrease the indices of alexithymia. Adolescentsbegin to orient themselves better in their feelings and mental states and understanding of others.
Keywords: teenagers, mental pathology, social interaction, art-therapy.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

S.V. Davidouski,1 S.A. Igumnov2

NON-SUICIDAL SELF-HARMING BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

1Belarusian State Medical Academy for Postgraduate Education (Minsk), 2National Medical Research Center for Psychiatry and Addiction named after V.P. Serbsky (Moscow).

Summary. Non-suicidal self-harming behavior (hereinafter-NSSI) - is defined as repeated, deliberate, direct damage to the body without suicidal intentions, which is not socially acceptable. The integrated theoretical model of NSSI development and support suggests that this type of behavior functions as a method for regulating emotional experience and social interaction when a stressful event occurs. NSSI is currently included in section 3 of the DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition) and is classified as a condition recommended for further study. In the American diagnostic and statistical manual of mental disorders 4th revision (DSM-IV-TR) and the international classification of diseases 10th revision (ICD-10), NSSI is encoded as a symptom of borderline personality disorder.
Keywords: suicidal and self-harming behavior, suicidal intentions, the International Classification of Diseases 10th revision (ICD-10), DSM-5, borderline personality disorder.

N.E. Kosykh,1,2 S.Z. Savin,1 E.V. Solodkaia2

ETHNODEMOGRAPHIC ASPECTS OF THE SPREAD OF DEPRESSIVE SPECTRUM DISORDERS AMONG THE YOUNGER POPULATION OF SIBERIA AND THE FAR EAST IN THE CORONAVIRUS PANDEMIC

1Pacific National University, 2Far Eastern State Medical University (Khabarovsk).

Summary. The review analyzes the literature sources on the possible demographic consequences of the coronavirus pandemic caused by the increase in the mental morbidity of children and adolescents. The causes and risk factors of high suicidality in the younger generation of the indigenous peoples of the North of Siberia and the Amur region of the Far East are studied.
Keywords: pandemic, depressive disorders (DD), suicidal risk, demographic damage, indigenous population, adolescent, Russia.

A.N. Belova, T.V. Zhilyaeva, V.V. Borzikov, A.N. Kuznetsov

A REVIEW OF PSYCHOMETRIC INSTRUMENTS FOR ASSESSING EMOTIONAL REGULATION IN AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

Volga Federal Medical Research Center (Nizhny Novgorod).

Summary. Emotional dysregulation (ED) plays an important role in theclinical manifestations of autism spectrum disorders (ASD) and underlies many of the problems common to individuals with autism. It has been demonstrated that the severity of ED correlates with the seriousnessof autism in children and its key symptoms. Therefore, the development of approaches to the correction of ED and the formation of skills of emotional regulation is one of the priority tasks in the work with children and adults with ASD. In this regard, it seems relevant to develope specialized valid psychometric instruments to assess the effectiveness of interventions for the development of emotional regulation skills in ASD. This literature review is devoted to the analysis of currently available psycho-diagnostic techniques which can be used to assess disorders of emotional regulation in children and adolescents with ASD in scientific researches and practical work. Due to the fact that most of these instruments do not have a Russian-language adaptation, translation them into Russian and validation, as well as development of reliable and convenient new instruments for assessment of ED is of particular relevance in Russia.
Keywords: emotional regulation disorders, autism spectrum disorders, psychometric instruments, emotional dysregulation
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS