Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2020 (20), № 3. Содержание номера

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕДКОЛЛЕГИИ
ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И.А. Горьковая, А.В. Микляева

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ С УСТОЙЧИВЫМ ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" (Санкт-Петербург).

Резюме. Представлены результаты исследования частоты встречаемости акцентуаций характера у подростков с устойчивым противоправным поведением в сравнении с подростками с нормативным поведением. Показано, что ведущими являются эпилептоидный и шизоидный типы акцентуаций характера вне зависимости от поведения подростков. У подростков с устойчивым противоправным поведением статистически чаще наблюдается склонность к алкоголизации, маскулинности в отношениях, низкие показатели депрессии и социальной дизадаптации , тогда как у подростков с нормативным поведением статистически чаще обнаруживается склонность к делинквентности, слабо выраженная реакция эмансипации.
Ключевые слова: акцентуации характера, подростки с устойчивым противоправным поведением, подростки с условно нормативным поведением.

А.С. Рахимкулова 1, В.А. Розанов 2

СВЯЗЬ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ С СУБЪЕКТИВНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ СТРЕССА

1Центр нейропсихологической коррекции (Москва), 2Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург).

Резюме. Обследован 601 подросток в возрасте от 12 до 18 лет с использованием инструментария международного проекта SEYLE. Оценивали проявления стресса (субъективно ощущаемого и как показатель накопления внешних негативных событий жизни), выраженность депрессии и тревоги, физическое и психологическое самочувствие, индикаторы экзистенциальных переживаний, суицидальное поведение. Результаты показали, что субъективный стресс, проявляющийся в самоощущениях подростков, оказывает большее влияние на их физическое самочувствие и психическое здоровье, чем реальные негативные жизненные события, случившиеся с ними. Результаты исследования находятся в соответствии с концепцией стресса Лазаруса, основанной на признании ведущей роли когнитивной переоценки стрессовых событий, а также указывают на особую роль внутренних ощущений и переживаний у подростков как самостоятельной силы, способной провоцировать стресс.
Ключевые слова: подростки, объективный стресс, субъективный стресс, психоэмоциональный стресс, проблемы психического здоровья, суицидальное поведение подростков.

Т.Н. Кильмашкина1, В.В. Зарецкий2,3

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ И ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1Российский университет дружбы народов (РУДН), 2Ассоциация детских психиатров и психологов, 3ГБУ ГППЦ ДОНМ (Москва).

Резюме. Статья посвящена влиянию формирования социальных норм поведения в профилактике интернет-рисков и интернет-зависимости среди обучающихся. Рассматриваются причины интернет-аддикций и ее основные формы. Актуализируются методы профилактики интернет-рисков среди обучающихся. Приведены результаты исследования интернет-рисков среди несовершеннолетних и предпринимаемых профилактических мер в семье и образовательных учреждениях. Определены научные подходы в организации профилактической работы, связанной с интернет-рисками.
Ключевые слова: социальные нормы, интернет-зависимость, интернет-риски, аддикция, девиантное поведение, интернет-пространство, социальная аномия, сетеголизм, игромания, кибераддикция, методы профилактики интернет-зависимости.

А.А. Белоусов, Т.Г. Горячева

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СДВГ

Центр психодиагностики и психокоррекции, Медси, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

Резюме. В статье освещена проблема недостаточности диагностических критериев МКБ-10 для составления психокоррекционных программ детей с СДВГ. Отмечается необходимость рассмотрения внимания как мультикомпонентного психического состояния, что позволит разрабатывать стратегии работы со вниманием в целом, а не с отдельными его свойствами. Было выделено 5 основных однозначно понимаемых свойств произвольного зрительного внимания и проведен анализ их уровня развития у детей с СДВГ по сравнению с нормально развивающимися детьми. Полученные данные показали отставание у детей с СДВГ уровня концентрации, объема, устойчивости, распределения и переключения внимания, а также различия в стратегиях компенсации при выполнении заданий по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Ключевые слова: гиперактивность, нарушение внимания, произвольное внимание, трудности обучения, нейропсихология, нарушение поведения, социальная дизадаптация.

А.В. Сантимов, В.Г. Часнык, С.В. Гречаный

СЕМЕЙНЫЙ АСПЕКТ ХРОНИЧЕСКОГО БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЮВЕНИЛЬНЫМ ИДИОПАТИЧЕСКИМ АРТРИТОМ

ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" (Санкт-Петербург).

Резюме. С целью изучения влияния семейного аспекта на выраженность хронического болевого синдрома при ювенильном идиопатическом артрите (ЮИА) было обследовано 216 пациентов с диагнозом ЮИА. Всем пациентам проводилось традиционное ревматологическое обследование, с оценкой активности заболевания, психометрическая оценка болевого синдрома, анализ семейного воспитания и исследование уровня семейной сплоченности и адаптивности. Сравнение групп пациентов с хроническим болевым синдромом и без него показало статистически достоверные различия, как в семейном воспитании, так и в уровне семейной сплоченности и адаптивности, что подтверждает необходимость применения индивидуальной и семейной психотерапии в комплексном лечении ЮИА.
Ключевые слова: хронический болевой синдром, ювенильный идиопатический артрит, психосоматические расстройства, семейное воспитание, семейная сплоченность и адаптивность.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Е.В. Корень, Т.А. Куприянова, К.И. Пономарева, Е.А. Кузьмина

ДИССОЦИАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ ИЛИ КЛИНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (НАБЛЮДЕНИЕ ИЗ ПРАКТИКИ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ)

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" (Москва)

. Резюме. В работе показана возрастающая актуальность распознавания и изучения "диссоциативного расстройства идентичности" на примере клинического случая из детской психиатрической практики.
Ключевые слова: диссоциативное расстройство идентичности, расстройство множественной личности, дети и подростки, психические расстройства.

Е.С. Романова, Е.В. Свистунова, Е.В. Ананьева

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЙ УРОВЕНЬ ПРИНЯТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Московский городской педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье рассматриваются результаты разработки и апробации комплексной коррекционно-развивающей программы по работе с дошкольниками, имеющими различный уровень принятия и понимания индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ. В ее основу положен эко-поведенческий подход, который позволяет построить модели взаимодействия дошкольников с учетом всех видов деятельности между детьми с разным статусом здоровья. Представлена разработка критериальной основы для оценки уровня принятия дошкольниками сверстников с ОВЗ. Предложена трехкомпонентная структура моделирования ситуации взаимодействия детей со сверстниками с ОВЗ.
Ключевые слова: дошкольники, дети с ОВЗ, комплексный подход, моделирование ситуаций взаимодействия, уровень принятия детей с ОВЗ, организация коррекционно - развивающей работы.

Н.А. Шмойлова

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет" (Барнаул).

Резюме. Представлены результаты психолого-педагогического эксперимента, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью у учащихся лицея. Показано, что развитие трех структурных компонентов ценности здоровья в сознании личности - значения, субъективного смысла и чувственной ткани - приводит к увеличению значимости здоровья в системе ценностей учащихся, способствует тому, что ценностное отношение к здоровью становится действенным регулятором поведения и деятельности субъекта. Разработанная программа по формированию ценностного отношения к здоровью может быть использована в учебных заведениях любого типа, ставящих своей целью формирование ценностного отношения к здоровью личности.
Ключевые слова: ценностное отношение к здоровью, психологическая структура сознания, значение, смысл, чувственная ткань.

В.В. Ряшина, В.К. Рябцев

ОСВОЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИМИСЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" (Москва).

Резюме. В статье описаны возможности организации и сопровождения проектной и исследовательской работы школьников в дистанционном режиме на примере работы образовательного интернет-ресурса "School-projects.ru". Разработка дистанционных форматов обеспечения рефлексии, коммуникации и кооперации между детьми, родителями, учителями, экспертами и профессионалами в различных областях позволяет в виртуальном пространстве построить условия для складывания детско-взрослой образовательной общности как принципиального условия развития ребенка и социализации без угроз для его психологического здоровья. Инструментами такого рода образовательной практики являются: проектная мастерская; банк проектов учащихся разных ступеней по различным тематическим направлениям; форма дистанционного консультирования учащихся и родителей в ходе реализации проекта; проведение конкурса проектных работ в дистанционной форме как способ организации коммуникации учащегося с экспертным сообществом; организация сетевых направлений проектной работы.
Ключевые слова: социализация детей и подростков, проектная культура, цифровое общество, рефлексия, коммуникация, ученическое проектирование, детско-взрослая общность, экспертиза, дистанционная форма, образовательный интернет-ресурс, сетевой проект.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Р.Ф.Гасанов1, И.В. Макаров1,2, Д.А. Емелина1

ОСОБЕННОСТИ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗА ТИКОЗНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОМОРБИДНОСТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

1НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, 2СЗГМУ им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье обзорного характера проанализированы этиологические факторы, патогенетические механизмы тикозных расстройств и синдрома дефицита внимания. Высказана гипотеза о том, что в ряде случаев сопутствующие заболевания могут складываться в картину симптомокомплекса, в которой тикозные расстройства могут либо выступать в качестве одного из симптомов СДВГ (и тогда требуется прицельное исследование на предмет выделения особого подтипа расстройства), либо представляться одним из проявлений гиперкинетических расстройств, где импульсивность, дефицит внимания и гиперактивность необходимо относить к симптомам основного заболевания, а не считать сопутствующим.
Ключевые слова: тикозное расстройство, синдром Туретта, синдром дефицита внимания с гиперактивность, этиология, патогенез.

Н.В. Королева

МЕТОДЫ ЭКСПРЕССИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье представлен обзор статей, направленных на изучение проблемы снижения уровня психологической травматизации детей, страдающих соматическими заболеваниями. Рассматриваемые работы были опубликованы в период с 2015 по 2019 гU. Рассмотрены методы экспрессивной психотерапии, которые являются источниками радости и эффективны при лечении травмы у детей, страдающих соматическими заболеваниями, и их родителей. Они имеют положительные психологические, неврологические и социальные результаты и в процессе лечения помогают внести ясность, укрепить терапевтические отношения и дать подсказки для преобразующего процесса, чтобы начать процесс исцеления.
Ключевые слова: методы экспрессивной психотерапии, психологическая травматизация, дети, страдающие соматическими заболеваниями.

В.В. Абраменкова

ДЕТСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ (ЛЕКЦИЯ)

ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" (Москва).

Резюме. В статье анализируются негативные тенденции состояния детского здоровья в современной России и приводятся концептуальные основания его зависимости от уровня духовно-нравственного развития; формулируются понятия, принципы и критерии, приводится периодизация и определяются основные направления гармонизации.
Ключевые слова: концептуальные основания, детское здоровье, духовно-нравственное развитие.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2020 (20), № 3. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

I.A. Gorkovaya, A.V. Miklyaeva

CHARACTER ACCENTUATIONS IN ADOLESCENTS WITH PERSISTENT ILLEGAL BEHAVIOR

Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg).

Summary. The article presents the results of a study aimed at analyzing frequency of character accentuations in adolescents with persistent illegal behavior in comparison with adolescents with normative behavior. The results show that the leading types of the character are epileptoid and schizoid accentuations regardless of adolescents' behavior. Adolescents with persistent illegal behavior are statistically more likely to have a tendency to alcoholism, masculinity in relationships, low rates of depression and social maladaptation, while adolescents with normative behavior are statistically more likely to have a tendency to delinquency as well as a weak emancipation reaction.
Keywords: character accentuations, adolescents with persistent illegal behavior, adolescents with normative behavior.

A.S. Rakhimkulova1, V.А. Rozanov2

ASSOCIATION OF ADOLESCENTS' MENTAL HEALTH PFOBLEMS WITH THE SUBJECTIVE FEELING OF STRESS

1Center for Neuropsychological Correction (Moscow), 2Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg).

Summary. 601 adolescents aged 12-18 were interviewed using international SEYLE project questionnaire. Their perception of stress,accumulation of stressful negative life events, levels of anxiety and depression, somatic and psychological wellbeing, existential feelings, and suicidal thoughts were assessed. It was found out that high level of subjective stress manifested in teenagers' perceptions influences their physical and mental wellbeingmore, than accumulation ofnegative stressful life events that happens to them. The results of the research are in accordance with Lazarus stress concept that acknowledges the leading role of cognitive evaluation of stressful events and emphasizespivotal role of feelings and perceptions as independent factor that trigger stress.
Keywords: adolescents, objective stress, subjective stress, psycho-emotional stress, mental health problems, adolescent suicidal behavior.

T.N. Kilmashkina1, V.V. Zaretskiy2,3

SOCIAL STANDARDS AND INFLUENCE ON THEIR INTERNET-RISKS AND ONLINE ADDICTIONS AMONG STUDENTS

1Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), 2Association of Child Psychiatrists and Psychologists, 3GBU GPPTS DONM (Moscow).

Summary. The article is devoted to the influence of the formation of social norms of behavior in the prevention of Internet risks and Internet addiction among students. The causes of Internet addictions and its main forms are considered. Methods of preventing Internet risks among students are being updated. The results of a study of Internet risks among minors and preventive measures taken in the family and educational institutions are presented. Scientific approaches to the organization of preventive work related to Internet risks are identified.
Keywords: social norms, Internet-addiction, Internet-risks, addiction, deviant behavior, Internet space, social anomie, setegolism, gambling, cyberdication, methods of preventing Internet addiction.

A.A. Belousov, T.G. Goryacheva

FEATURES OF VOLUNTARY ATTENTION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH ADHD

Center of psychodiagnostics and psychocorrection, Medsi, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow State University of Psychology and Education.

Summary.The article refers the issue of insufficiency of diagnostic criteria of ICD-10 for designing psycho-correctional programs for the children with ADHD. The necessity of considering attention as a multicomponent mental state is mentioned. That allows designing strategies of working with attention as the whole, not with its certain characteristics. Five main unambiguously understood characteristics of voluntary visual attention have been identified and the analysis of their level of development in children with ADHD comparing with normally developing children has been carried out. The obtained data show the retardation in level of concentration, volume, stability, sharing and shift of attention in children with ADHD, as well as the difference in strategies of compensation when fulfilling the tasks, comparing with normally developing children.
Keywords: hyperactivity, attention disorders, voluntary attention, learning difficulties, movement disorders, neuropsychology, behavioral disorders, social disadaptation

A.V. Santimov, V.G. Chasnyk, S.V. Grechanyi

FAMILY ASPECT OF CHRONIC PAIN SYNDROME IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH JUVENILE IDIOPATHIC ARTHRITIS

St.-Petersburg State Pediatric Medical University Ministry of Health of the Russian Federation (St.-Petersburg).

Summary. In order to study the influence of the family aspect on the severity of chronic pain syndrome in juvenile idiopathic arthritis (JIA), 216 patients with a diagnosis of JIA were examined. All patients underwent traditional rheumatology examination, with assessment of disease activity, psychometric assessment of pain syndrome, analysis of family education and study of the level of family cohesion and adaptability. Comparison of groups of patients with chronic pain syndrome and without it showed statistically significant differences, both in family education and in the level of family cohesion and adaptability, which confirms the need for the use of individual and family psychotherapy in the complex treatment of JIA.
Keywords: chronic pain syndrome, juvenile idiopathic arthritis, psychosomatic disorders, family education, family cohesion and adaptability.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

E.V. Koren, T.A. Kupriyanova, K.I. Ponomareva, E.A. Kuzmina

DISSOCIATIVE IDENTITY DISORDER: PSYCHOLOGICAL CONSTRUCT OR CLINICAL REALITY (CLINICAL CASE FROM ROUTINE CHILD PSYCHIATRY PRACTICE)

Moscow Research Institute of Psychiatry - the branch of National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky (Moscow).

Summary. This paper is focused on the increasing importance of recognition and studing of Dissociative Identity Disorder in the routine child psychiatric practice and submitted relevant clinical case.
Keywords: dissociative identity disorder, multiple personality disorder, children and adolescents, mental disorders

Е.S. Romanova, Е.V. Svistunova, Е.V. Ananeva

THE COMPLEX APPROACH TO CORRECTING AND DEVELOPING WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WHO HAVE DIFFERENT ACCEPTANCE LEVELS OF DISABLED CHILDREN

Moscow City Pedagogical University (Moscow).

Summary: The article describes building of complex correcting and developing work with preschool children who have different acceptance levels. It also shows understanding of individual peculiarities of development of disabled children. It is based on eco behavioural approach, that helps to build all kinds of interaction models between preschool children with different health status. The article deals with development of criterial basement for estimation of acceptance level of disabled preschool children by their peers. It offers a 3-component structure to model interaction between disabled preschool children and their peers.
Keywords: preschool children, disabled children, complex approach, interaction modelling, acceptance level of disabled children, building of correcting and developing work.

N.A. Shmoylova

FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TO HEALTH: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

Altai State Pedagogical University (Barnaul).

Summary. the results of a psychological and pedagogical experiment aimed at forming a value attitude to health among Lyceum students are presented. It is shown that three structural components of the health value in the minds of the individual - meaning, subjective meaning and sense of the fabric, increases the importance of health in the value system of pupils, contributes to the fact that the value attitude to health is becoming an effective regulator of behavior and activity of the subject. The developed program for the formation of a value attitude to health can be used in educational institutions of any type that aim to form a value attitude to personal health.
Keywords: value attitude to health, psychological structure of consciousness, meaning, sense, sensory tissue.

V.V. Ryashina, V.K. Ryabtsev

THE EXPERIENCE OF WORKING-OUT AND IMPLEMENTING A MODEL OF PROJECT AND RESEARCH WORK OF SCHOOLCHILDREN IN REMOTE MODE

Institute оf Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. The article describes the possibilities of organizing and supporting project and research work of schoolchildren in remote mode on the example of the educational internet source"School-projects.ru". The development of remote formats for providing reflection, communication and cooperation between children, parents, teachers, experts and professionals in various fields allows one to build conditions in virtual space for the formation of a child-adult educational community as a fundamental condition for the development of a child. The tools of this kind of educational practice are: project workshop; bank of school projects in various thematic areas; remote consultation of schoolchildren and parents during the project implementation; competition of project works in remote form as a way of organizing communication between the participants and the expert community; organization of network areas of project work.
Keywords: reflection, communication, school projects, child-adult community, expertise, remote mode, educational internet source, network project.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

R.F. Gasanov1, I.V. Makarov1,2, D.A. Emelina1

FEATURES OF ETIOLOGY AND PATHOGENESIS OF TICOSIS DISORDERS IN CHILDREN UNDER CONDITIONS OF COMBORIDITY WITH ATTENTION DEFICIENCY SYNDROME

1V.M. Bekhterev National Research Medical Center for Psychiatry and Neurology, 2North-Western I.I. Mechnicov State Medical University (St.- Petersburg).

Summary. The review article analyzes etiological factors, pathogenetic mechanisms of tic disorders and attention deficit disorder. It has been hypothesized that in some cases, concomitant diseases can form a picture of the symptom complex, in which either tic disorders in some cases can act as one of the symptoms of ADHD (and then a targeted study is required to identify a special subtype of the disorder), or one of the manifestations of hyperkinetic disorders, where impulsivity, attention deficit hyperactivity disorder should be attributed to the symptoms of the underlying disease, and not considered concomitant.
Keywords: tic disorder, Tourette's syndrome, attention deficit hyperactivity disorder, etiology, pathogenesis.

N.V. Koroleva

METHODS OF EXPRESSIVE PSYCHOTHERAPY AS A WAY TO REDUCE PSYCHOLOGICAL TRAUMA IN CHILDREN WITH SOMATIC DISEASES AND THEIR PARENTS

Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary.The article presents a review of psychological articles aimed at studying the problem of reducing the level of psychological traumatization of children suffering from somatic diseases. The works in question were published between 2015 and 2019. Methods of expressive psychotherapy, which are sources of joy and effective in the treatment of trauma in children suffering from somatic diseases, and their parents, are considered. They have positive psychological, neurological, and social outcomes, and, in the course of treatment, help to bring clarity, strengthen therapeutic relationships, and provide clues for the transformative process to begin the healing process.
Keywords: methods of expressive psychotherapy, psychological traumatization, children suffering from somatic diseases.

V.V. Abramenkova

CHILDREN'S HEALTH AND SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA: CONCEPTUAL FOUNDATIONS (LECTURE)

Institute оf Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education" (Moscow).

Summary. The article analyzes the negative trends in the state of children's health in modern Russia and provides conceptual grounds for its dependence on the level of spiritual and moral development; concepts, principles and criteria are formulated, periodization is given and the main directions of harmonization are determined.
Keywords: conceptual foundations, children's health, spiritual and moral development.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS