Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2019 (19), № 4. Содержание номера

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ "КОВАЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2019"

С.Б. Бабарахимова, В.К. Абдуллаева

ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ УХОДОВ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Ташкентский педиатрический медицинский институт (Ташкент)

Резюме: В статье представлено исследование влияния конституционально-личностных особенностей девочек подростков с синдромом уходов и бродяжничества, на формирование типов суицидальных тенденций. Целью исследования явилось изучение клинических проявлений типов суицидальных тенденций у подростков с синдромом уходов и бродяжничества для улучшения качества оказываемой диагностической и терапевтической коррекции. Объектом для исследования отобраны подростки в возрасте от 15 до 17 лет с депрессивной симптоматикой и поведенческими нарушениями. Было обследовано 48 девочек-подростков с диагнозом: F91.2 Социализированное расстройство поведения. Ведущими методами исследования явились клинико-психопатологический и клинико-катамнестический. Установлена взаимосвязь личностных особенностей девочек-подростков, склонных к бродяжничеству, с формированием аутоагрессивных действий непсихотического уровня. Предложен вариант нового направления исследований, связанный с мультидисциплинарным подходом
Ключевые слова: девочки-подростки, конституционально-личностные особенности, синдром уходов и бродяжничества, эмоциональные расстройства, суицидальное поведение, самоповреждения.

О.С. Белова, А.Г. Соловьев

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ГРУППЫ РИСКА ПО ОТКЛОНЕНИЮ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Северный государственный медицинский университет (Архангельск).

Резюме. С целью систематизации направлений методической деятельности по подготовке специалистов, оказывающих раннюю помощь детям группы риска по отклонению в психическом развитии, представлен опыт работыкафедры психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета (г.Архангельск) на додипломном уровне и в рамках программ повышения квалификации психиатров, педиатров, клинических психологов, специалистов по социальной работе. Показаны особенности подготовки специалистов по основным и дополнительным профессиональным программам с учетом региональных особенностей оказания помощи детям раннего возраста и воспитывающих их семей.
Ключевые слова: дети, ранний возраст, отклонения в психическом развитии, подготовка специалистов в медицинском вузе, межведомственное взаимодействие.

Н.Ю. Жукова, Е.Л. Солдатова

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ ПО ПОВОДУ СМЕРТИ

Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлен обзор представлений о формировании отношения к смерти детей, начиная с раннего возраста до подросткового включительно. Целью исследования стало изучение взаимосвязи тревоги по поводу смерти и личностного опыта столкновения со смертью. В исследовании приняли участие 110 юношей и девушек в возрасте от 11 до 17 лет. Анкетирование показало, что большинство подростков (примерно 70%) имеют довольно широкий спектр ситуаций столкновения со смертью. Однако в целом они характеризуются низким уровнем доступности мыслей о смерти и преимущественно средним уровнем тревоги по поводу смерти. Было показано, что опыт столкновения со смертью тесно связан с временными представлениями, а ситуации непосредственного столкновения со смертью актуализируют тревогу смерти, осознание быстротечности времени.
Ключевые слова: отношение к смерти, тревога смерти, представление о смерти у детей и подростков.

Н.В. Калинина1, Е.Д. Пушкарев2, Г.Г. Буторин3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОРГАНИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ИНДИВИДУУМ-УРОВНЯ

1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2Уральский государственный университет физической культуры, 3Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск).

Резюме. В статье представлены результаты изучения психологических особенностей подростков с личностными и поведенческими расстройствами вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга. В отечественной науке актуальность вопроса подтверждается специалистами в сфере судебно-медицинской экспертизы, что объясняется частой встречаемостью совершенных преступлений подростками, страдающими нервно-психическими расстройствами. Основная направленность научных публикаций содержит аспекты оценки риска общественно опасных действий (ООД) среди, лиц страдающих психическими заболеваниями, разработки методов профилактики правонарушений у пациентов психоневрологических диспансеров и больных находящихся на амбулаторном лечении и/или принудительном медицинском наблюдении.
Ключевые слова: психологические особенности подростков, органическое расстройство личности, не уточненное органическое расстройство личности и поведения, обусловленное заболеванием, повреждением и дисфункцией головного мозга, индивидуум-уровень, тип акцентуации характера, степень тяжести расстройства, уровень невротизации и психопатизации.

Т.Ю. Кудряшова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, МБДОУ № 34, р. п. Выездное (Нижегородская область).

Резюме. В статье представлены основные подходы к понятию психологического здоровья личности отечественных и зарубежных авторов. Рассмотрены основные структурные компоненты психологического здоровья. Экспериментально выявлены особенности структурных компонентов психологического здоровья (психомоторного, эмоционального, интеллектуального, социально-коммуникативного, личностного) у детей старшего дошкольного возраста в условиях традиционной организации образовательного процесса.
Ключевые слова: психологическое здоровье, многоуровневое образование, старшие дошкольники, психомоторный, эмоциональный, интеллектуальный, социально-коммуникативный компоненты психологического здоровья.

В.А. Миткевич1, А.Г. Соловьев1, О.А. Харькова1, А.А. Клыков2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕОРГАНИЧЕСКИМ ЭНУРЕЗОМ

1Северный государственный медицинский университет, 2ФГБУЗ Северный медицинский клинический центр им. Н.А. Семашко (Архангельск).

Резюме. Цель исследования - оценка эффективности групповой образно-игровой сказкотерапии в лечении детей младшего школьного возраста с неорганическим энурезом. Участники исследования в возрасте от 7 до 10 лет были разделены на две группы в соответствии с различными методами лечения: I группа - сказкотерапия и фармакотерапия, II группа - медикаментозная терапия. В результате исследования было выявлено, что использование групповой образно-игровой сказкотерапии способствует нормализации и улучшению психического, социального и семейного функционирования детей младшего школьного возраста с неорганическим энурезом.
Ключевые слова: неорганический энурез, дети младшего школьного возраста, групповая психотерапия, сказкотерапия, эффективность терапии.

О.Ф. Панкова, Д.С. Радионов, С.М. Иванова, И.В. Дорина

ШИЗОФРЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА В КЛИНИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИАТРИИ (АНАЛИЗ ГОСПИТАЛИЗАЦИЙ В КРУПНЕЙШУЮ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ КЛИНИКУ МОСКВЫ)

ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" (Москва).

Резюме. В свете предстоящего вступления в действие международной классификации болезней 11 пересмотра (IСD-11), в которой существенные изменения внесены в целый ряд разделов, включая расстройства из группы шизофрении, представляется важным провести анализ использования предыдущей классификации IСD-10, а именно раздела F2 (F20-F29) Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Особый интерес и значение имеет квалификация расстройств данной группы у детей и подростков. Были изучены показатели распространенности, половозрастные особенности и диагностика расстройств шизофренического спектра у больных крупнейшей детской психиатрической клиники г.Москвы.
Ключевые слова: расстройства шизофренического спектра, распространенность, клинические формы, диагностика.

А.С. Сергеенкова, Е.А. Стыгар

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ И КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФГБОУ "Смоленский государственный медицинский университет" (Смоленск).

Резюме. Проведено изучение осведомленности детей младшего школьного возраста о принципах здорового питания и влияния знаний на когнитивные способности. Был проведен опрос 70 школьников, обучающихся в МБОУ "СОШ № 16" и МБОУ "Гимназия № 4". В результате были отмечены низкая информированность детей о правильном питании и прямая зависимость рационального питания и когнитивных способностей детей. На основании исследования разработан интерактивный урок-игра, представляющий полную информацию о "здоровых продуктах", который может быть использован для работы с детьми при проведении уроков по "Здоровому питанию".
Ключевые слова: здоровое питание, дети младшего школьного возраста, когнитивные способности.

С.Ю. Цапина

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТИГМАТИЗАЦИИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье обобщен опыт психологического сопровождения 90 семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. В качестве общей для них проблемы выделено некорректное любопытство со стороны посторонних. На конкретных клинических примерах рассмотрены три варианта стигматизации: школьный буллинг, "выдавливание" ребенка из коллектива и "самостигматизация" родителей. Для каждого типа описаны ключевые направления дестигматизации и соответствующие психологические методики.
Ключевые слова: стигматизация, ребенок с нарушениями развития, семья, психологическое сопровождение.
ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А.А. Григорьева

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ С РИСКОМ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Национальный научный центр наркологии, ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" (Москва).

Резюме. В статье представлены эпидемиологические данные, отражающие значимость проблемы аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте. Рассматриваются основные характеристики самоповреждающего поведения подростков, связанного с употреблением психоактивных веществ. Получены значимые различия в характеристиках аутоагрессивного поведения подростков разных возрастных групп, а также выделены гендерные особенности разных видов аутоагрессивного поведения подростков. Показано, что риск употребления психоактивных веществ, а также проявление интереса и/или осведомленности подростков в данной теме сочетаются с увеличением рисков самоповреждающего и суицидального поведения.
Ключевые слова: самоповреждающее поведение, аутоагрессивное поведение, употребление психоактивных веществ, подростки, суицидальный риск, гендерные особенности, возрастные особенности.

М.И. Вещикова, Н.В. Зверева

ВОСПРИЯТИЕ ОПАСНОСТИ ПОДРОСТКАМИ: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье описывается исследование восприятия разных групп опасных ситуаций (природные, антропогенные и социальные угрозы) подростками в сопоставлении со сверстниками с расстройствами шизофренического спектра и взрослой выборкой. В работе используется набор оригинальных проективных методик. В исследовании приняли участие 187 человек (74 - здоровые подростки, 71 - здоровые взрослые, 42 - подростки с расстройствами шизофренического спектра). Были получены данные о повышении субъективного уровня опасности в клинической группе, данные о возрастной динамике, качественных различиях между ответами в разных выборках.
Ключевые слова: психология риска, восприятие опасности, возрастные различия, расстройства шизофренического спектра, подростковый возраст.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Е.В. Павлова1, С.В. Смирнова2, А.А. Кривенкова3

ИНСТРУМЕНТЫ ПОЗИТИВНОЙ И ТРАНСКУЛЬТУРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет" (Благовещенск), 2ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет" (Севастополь), 3Амурская региональная общественная организация содействия приемным семьям "Мамонтенок" (Благовещенск).

Резюме. В статье рассматриваются понятие, факторы возникновения нарушений и психологические особенности подростков с нарушениями пищевого поведения. Показано, что подростки с различными типами нарушений пищевого поведения, а также без нарушений, в большей степени различаются по выраженности актуальных способностей, менее - по уровню субъективного контроля, и не различаются по показателю алекситимии. Проанализированы возможности позитивной и транскультуральной психотерапии в диагностической и терапевтической работе с подростками с нарушениями пищевого поведения.
Ключевые слова: нарушения пищевого поведения; позитивная психотерапия; транскультуральность; подростки; актуальные способности; уровень субъективного контроля; алекситимия; модель баланса.

О.М. Волкова

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В результате обследования 150 детей в возрасте от 0 до 4 лет с проявлениями страхов и тревоги описаны соматовегетативные и поведенческие признаки этих состояний. Клинические проявления легли в основу диагностической таблицы, которая дает возможность не только выявить наличие страха, но и оценить количественно степень его выраженности. Разработанная методика диагностики может быть полезна в работе педиатров, детских неврологов, психиатров, психологов, психотерапевтов.
Ключевые слова: ранний возраст, страхи, тревожное расстройство, диагностика.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Л.А. Сурчакова, А.Р. Кирпиков

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ "ГРУППЫ РИСКА"

Удмуртский государственный университет (Ижевск).

Резюме. Статья посвящена арт-терапии как средства коррекции самоотношения подростков "группы риска". Рассматривается категория самоотношение, изучаются средства арт-терапии как способ улучшения компонетов самоотношения у подростков "группы риска" .
Ключевые слова: арт-терапия, самоотношение, самосознание, подростковый возраст, "группа риска", особенности подростков "группы риска", девиантное поведение.

Ю.А. Федорова, М.В. Нухова, О.Н. Хахлова, Э.Ш. Шаяхметова

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК РЕСУРСНОЕ КАЧЕСТВО ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЯ

ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" (Уфа).

Резюме. В статье рассмотрены основные особенности личности кандидата в замещающие родители. Проанализированы взаимосвязи стрессоустойчивости с личностными характеристиками кандидатов в замещающие родители. Исследование проводилось с 50 кандидатами в замещающие родители - 34 женщинами и 16 мужчинами в возрасте от 25 до 65 лет.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, замещающее родительство, готовность к замещающему родительству, приемная семья, ресурсы.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

О.П. Шмакова

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

ФГБНУ НЦПЗ (Москва).

Резюме: проанализированы научные труды последнего десятилетия и посвященные проблеме распространенности, клинической динамике, терапии умственной отсталости у детей и подростков, социальной адаптации больных. Привлечены сведения из баз данных PubMed, eLibrary. Из публикаций следует, что данные о распространенности умственной отсталости противоречивы. Исследователи сообщают о возможности отрицательной динамики расстройств. Этиопатогенетические подходы к терапии умственной отсталости недостаточно разработаны, основное место в реабилитации занимает социальная адаптация пациентов.
Ключевые слова: умственная отсталость, распространенность, терапия, социальная адаптация.

И.В. Добряков1, С.Б. Лещинская2, И.Я. Стоянова3, О.В. Магденко4

ПСИХИЧЕСКОЕ И СОМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ЗАЧАТЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ

1ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева" (Санкт-Петербург), 2Национальный исследовательский Томский государственный университет, 3НИИ психического здоровья Томского научно-исследовательского медицинского центра (Томск), 4Новосибирский государственный университет (Новосибирск).

Резюме. В обзорной статье описаны и обобщены современные научные данные об особенностях здоровья и психического развития детей, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворения, и факторах, их обусловливающих. Поставлена проблема выявления вклада психологических факторов, включая семейную ситуацию, психологические характеристики родителей и психотравмирующие ситуации, в здоровье и развитие детей раннего дошкольного возраста.
Ключевые слова: демографические проблемы, экстракорпоральное оплодотворение, раннее детство, психическое развитие, здоровье.

Н.В. Зверева, А.А. Сергиенко, С.Е. Строгова, М.В. Зверева

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, РОДИВШИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭКО

ФГБНУ Научный центр психического здоровья (Москва)

Резюме. Статья посвящена обзору современных подходов к изучению психического развития детей и подростков, появление на свет которых связано с процедурой ЭКО. Показано, что значительная часть исследований в проблематике ЭКО, посвящена специфическим вопросам акушерства и гинекологии, а психологическая составляющая касается в основном вопросов перинатальной психологии, среди них мотивация и здоровье женщин, оценка раннего развития ребенка, зачатого с помощью ЭКО, вопросы дифференциации последствий процедуры ЭКО и других "вредностей" перинатального и постнатального периода, например, внутриутробной гипоксии, особенностей развития при многоплодной беременности и т. п. Обобщен опыт оценки психического развития детей и подростков, рожденных с помощью ЭКО в отношении их речевого развития, школьной успеваемости и некоторых других.
Ключевые слова: ЭКО, дети и подростки, психическое и когнитивное развитие, IQ, успешность школьного обучения, материнство.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2019 (19), № 4. CONTENTS

PROCEEDINGS OF THE KOVALEV READINGS-2019 CONFERENCE

S.B. Babarakhimova, V.K. Abdullaeva

RESEARCH OF TYPES OF SUICIDAL TENDENCIES IN ADOLESCENTS WITH SYNDROME OF ESCAPES AND VAGRANCY, TAKING INTO ACCOUNT PERSONAL CHARACTERISTICS

Tashkent Pediatric Medical Institute (Tashkent, Uzbekistan).

Summary. Features of influence personal characteristics in adolescent girls with the syndrome of escapes and vagrancy in development types of suicidal tendencies are considered in the article. The aim of this study was to estimated the clinical features of self-destructive actions in adolescents with depressive disorders and behavioral problems to improve the quality of diagnostic and therapeutic correctional help this group of patients. The subject for the study 48 adolescents were selected between the ages of 15 to 17 years with depressive disorders and behavioral disorders. A survey was conducted with 48 girls socialized conduct disorder. The leading methods of investigation were clinical-psychopathological and clinical-catamnestical. The study revealed the close relationship of personal characteristic in adolescent girls with suicidal tendencies and self-harm-action.
Keywords: adolescent girls, personal characteristic, escapes and vagrancy syndrome, emotional disorders, self-harm.

O.S. Belova, A.G. Soloviev

AREAS OF TRAINING FOR SPECIALISTS TO PROVIDE EARLY HELP TO CHILDREN AT RISK FOR THE DEVIATION IN MENTAL DEVELOPMENT

Northern State Medical University (Arkhangelsk).

Summary. In order to systematize the directions of methodological activities for the training of specialists providing early heip to children at risk for mental development, the experience of the Department of psychiatry and clinical psychology of the Northern state medical University (Arkhangelsk) at the pre-diploma level and in the framework of training programs for psychiatrists, pediatricians, clinical psychologists, specialists in social work is presented. The features of training of specialists in basic and additional professional programs, including regional features of assistance to young children and their families are shown.
Keywords: children, early age, deviations in mental development, training in medical school, interdepartmental cooperation.

N.Yu. Zhukova, E.L. Soldatova

INFLUENCE OF PERSONAL EXPERIENCE OF ADOLESCENTS ON THE LEVEL OF DEATH ANXIETY

South Ural State University (Chelyabinsk), Saint-Petersburg State University (St.-Petersburg).

Summary. The article presents an overview of ideas about the formation of attitudes to the death of children from an early age to adolescence. The aim of the research was to study the relationship of anxiety about death and personal experience of facing death. The study involved 110 young men and women aged 11 to 17 years. The survey showed that the majority of adolescents (about 70%) have a wide range of situations of encounter with death. Generally they are characterized by a low level of death-thought accessibility and a medium level of death anxiety. It was shown that the experience of facing with death is closely related to temporal representations, and situations of direct encounter with death actualize the anxiety of death, and the awareness of the transience of time.
Keywords: attitude toward death, death anxiety, concept of death children and adolescents.

N.V. Kalinina1, E.D. Pushkarev2, G.G. Butorin3

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADOLESCENTS WITH ORGANIC PERSONALITY DISORDER IN INDIVIDUAL-LEVEL FRAMEWORK

1South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, 2Ural State University of Physical Culture, 3South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (Chelyabinsk).

Summary. The article presents the results of the study of the psychological characteristics of adolescents with personal and behavioral disorders due to illness, damage and dysfunction of the brain. In Russian science, the relevance of the issue is confirmed by experts in the field of forensic medical examination, which is explained by the frequent occurrence of the crimes committed adolescents suffering from neuropsychiatric disorders. The main thrust of scientific publications contains aspects of risk assessment of socially dangerous actions (SDA) among persons suffering from mental illness, the development of methods for preventing crime in patients of psychoneurological dispensaries and patients who are on outpatient treatment and/or forced medical observation.
Keywords: psychological characteristics of adolescents, organic personality disorder, not specified organic disorder of personality and behavior due to the disease, brain damage and dysfunction, individual level, type of character accentuation, the severity of the disorder, the level neurotic and psychopathization.

T.Yu. Kudryashova

EXPERIMENTAL STUDY OF DEVELOPMENT FEATURES COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH BY CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

National Research University of N.I. Lobachevsky, Preschool Educational Institute № 34, Viezdnoe (Nizhny Novgorod Region).

Summary. The article presents the main approaches to the concept of psychological health by domestic and foreign authors. The main structural components of psychological health are considered. The features of the structural components of psychological health (psychomotor, emotional, intellectual, social and communicative, personal) by children of preschool age in the traditional organization of the educational process were experimentally revealed.
Keywords: psychological health, multilevel education, senior preschool children, psychomotor, emotional, intellectual, social and communicative components of psychological health.

V.A. Mitkevich1, A.G. Soloviev1, O.A. Kharkova1, A.A. Klykov2

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOTHERAPY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INORGANIC ENURESIS

1Northern State Medical University, 2Northern medical clinical Center named after N.A. Semashko, (Arkhangelsk).

Summary. The aim of the study is to evaluate the effectiveness of group figurative-game fairy-tale therapy in the treatment of children of primary school age with inorganic enuresis. Study participants aged 7 to 10 years were divided into two groups in accordance with various treatment methods: group I - fairy tale therapy and pharmacotherapy, group II - drug therapy. As a result of the study, it was revealed that the use of group figurative-game fairy-tale therapy contributes to the normalization and improvement of the mental, social and family functioning of primary school children with inorganic enuresis.
Keywords: inorganic enuresis, primary school children, group psychotherapy, fairy tale therapy, effectiveness of therapy.

O.F. Pankova, D.S. Radionov, S.M. Ivanova, I.V. Dorina

SCHIZOPHRENIA AND SCHIZOPHRENIA SPECTRUM DISORDERS IN MODERN CHILD AND ADOLESCENT PSYCHIATRY (HOSPITALIZATION'S ANALYSIS AT THE LARGEST MOSCOW CHILDREN'S PSYCHIATRIC HOSPITAL)

Pirogov Russian National Research Medical University (Moscow).

Summary. In the context of upcoming International Classification of Diseases (ICD-11) where significant changes took place in a wide range of sections, including schizophrenia spectrum disorders, it seems important to analyze usage of the previous ICD-10. Diagnostics of these disorders in children and adolescents is of special interest. Prevalence rate, age and gender aspects and diagnostics of schizophrenia spectrum disorders in patients of the largest Moscow children's psychiatric hospital were studied.
Keywords: schizophrenia spectrum disorders, prevalence, clinical variants, diagnostic.

A.S. Sergeenkova, E.A. Stygar

HEALTHY NUTRITION AND COGNITIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGES

Smolensk State Medical University (Smolensk).

Summary. A study was made of the awareness of primary school children about the principles of healthy eating and the impact of knowledge on cognitive abilities. A survey of 70 students enrolled in MBOU "Secondary School No. 16" and MBOU "Gymnasium No. 4" was conducted. As a result, there was a low awareness of children about proper nutrition and a direct correlation of rational nutrition and children's cognitive abilities. Based on the study, we developed an interactive lesson-game that presents complete information about "healthy foods", which can be used to work with children to conduct lessons on "Healthy eating".
Keywords: healthy nutrition, primary school children, cognitive abilities.

Yu. Tsapina

COPING WITH STIGMATIZATION OF FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Moscow State Psychological and Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article summarizes the experience of psychological support of 90 families raising children with autism spectrum disorders. An intrusive curiosity on the part of outsiders was found as a common problem for them. Based on specific clinical examples, three stigmatization variants are determined: school bullying, "squeezing" a child out of a team, and "self-stigmatization" of parents. For each type, the key areas of the coping with stigmatization and the corresponding psychological techniques are described.
Keywords: stigmatization, a child with developmental disabilities, family, psychological support.
PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

A.A. Grigorieva

CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH RISK OF SELF-HARM BEHAVIOR AND SUBSTANCE USE

Scientific Research Institute of Narcology, V.Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology (Moscow).

Summary. The article presents epidemiological data reflecting the importance of the problem of autoagressive behavior in adolescence. The main characteristics of self-injurious behavior of adolescents associated with the use of psychoactive substances are considered. Significant differences in the characteristics of autoagressive behavior of adolescents of different age groups were obtained, and gender features of different types of autoagressive behavior of adolescents were identified. It is shown that the risk of using psychoactive substances, as well as the manifestation of interest and/or awareness of adolescents in this topic are combined with an increase in the risks of self-injurious and suicidal behavior.
Keywords: self-injurious behavior, autoagressive behavior, substance use, adolescents, suicidal risk, gender features, age features.

M.I. Veshchikova, N.V. Zvereva

HAZARD PERCEPTION IN ADOLESCENTS: AGE DIFFERENCES AND DIFFERENCES AMONG ADOLESCENTS WITH SCHIZOPHRENIA SPECTRUM DISORDERS

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. The article describes investigation of perception of different danger situations (natural, anthropogenic and social hazards) in adolescents. The results compared with answers of adolescents with schizophrenia spectrum disorders and adults. The work uses original set of projective methods. The sample size is 185 people (72 - healthy adolescents, 71 - adults, 42 - adolescents with schizophrenia spectrum disorders. The data shows the increase of subjective level of danger in clinical sample and qualitative differences in answers of participants of different samples.
Keywords: psychology of risk, hazard perception, age differences, schizophrenia spectrum disorders, adolescence.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

E.V. Pavlova1, S.V. Smirnova2, A.A. Krivenkova3

INSTRUMENTS OF POSITIVE AND TRANSCULTURAL PSYCHOTHERAPY IN DIAGNOSTIC AND THERAPEUTIC WORK WITH ADOLESCENTS WITH EATING DISORDERS

1Amur State University (Blagoveshchensk), 2Sevastopol State University (Sevastopol), 3Amur regional public organization for assistance to foster families "Mammoth" (Blagoveshchensk).

Summary. The article discusses the concept, factors of occurrence of disorders and psychological characteristics of adolescents with eating disorders. It was shown that adolescents with various types of eating disorders, as well as without violations, more differ in the severity of actual abilities, less in the level of subjective control, and do not differ in alexithymia. The possibilities of positive and transcultural psychotherapy in diagnostic and therapeutic work with adolescents with eating disorders are analyzed.
Keywords: eating disorders; positive psychotherapy; transculturality; adolescents; current abilities; level of subjective control; alexithymia; balance model.

O.M. Volkova

ANXIETY-PHOBIC DISORDERS IN EARLY CHILDHOOD: CLINICAL MANIFESTATIONS AND DIAGNOSIS

Research Center of Mental Health (Moscow).

Summary. A survey of 150 children aged 0 to 4 years with symptoms of fear and anxiety are described somatic-vegetative and behavioral symptoms of these conditions. Clinical manifestations formed the basis of the diagnostic table, which makes it possible to not only detect the presence of fear, but also to quantify the degree of its severity. The developed method of diagnosis may be useful in the work of pediatricians, pediatric neurologists, psychiatrists, psychologists, psychotherapists.
Keywords: early age, fears, anxiety disorder, diagnosis.
SHORT COMMUNICATIONS

L.A. Surchakova, A.R. Kirpikov

ART-THERAPY AS A MEANS OF CORRECTION OF SELF-ATTITUDE OF TEENAGERS "GROUPS OF RISK"

Udmurt State University (Ighevsk).

Summary. The article is devoted to art-therapy as a means of correcting the self-attitude of adolescents "at risk". The category of self-relation is considered, means of art-therapy as a way of improvement of components of self-relation at teenagers of "risk group" are studied .
Keywords: art-therapy, self-attitude, self-awareness, adolescence, "risk group", features of adolescents "risk group", deviant behavior.

Yu.A. Fedorova, M.V. Nukhova, O.N. Khakhlova, E.Sh. Shayakhmetova

STRESS RESISTANCE AS A RESOURCE AS A SUBSTITUTE PARENT

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Ufa).

Summary. The article describes the main features of the personality of the candidate for substitute parents. The interrelations of stress resistance with personal characteristics of candidates for substitute parents are analyzed. The study was conducted with 50 candidates for substitute parents - 34 women and 16 men aged 25 to 65 years.
Keywords: stress, foster parenting, readiness for adoptive and foster parenting, the foster family, the resources.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

O.P. Shmakova

MENTAL RETARDATION: A REVIEW OF THE PUBLICATIONS OF THE LAST DECADE

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary. The scientific works that appeared during the decade: 2010-2019 were analyzed, devoted to the analysis of prevalence, clinical dynamics, therapy of mental retardation in children and adolescents, social adaptation of patients, data from PubMed, eLaibrary were used. From the publications it follows that the data on the prevalence of mental retardation are contradictory. Researchers report the possibility of a negative dynamic disorder. Etio-pathogenetic approaches to the treatment of mental retardation are not sufficiently developed, the main place is occupied by social adaptation of patients.
Keywords: mental retardation, prevalence, therapy, social adaptation.

I.V. Dobryakov1, S.B. Leshchinskaya2, I.Ya. Stoyanova3, O.V. Magdenko4

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF HEALTH AND DEVELOPMENT OF CHILDREN CONCEIVED THROUGH IN VITRO FERTILIZATION DURING THE PERIODS OF EARLY CHILDHOOD

1V.M. Bekchterev National Research Medical Center for Psychiatry and Neurology (Sankt-Petersburg), 2National Research Tomsk State University, 3Mental Health Research Institute (Tomsk), 4Novosibirsk State University (Novosibirsk).

Summary. In the article modern scientific data on the characteristics and factors of health and psychological development of children conceived through in vitro fertilization are described and summarized. The problem of identifying the psychological factors (such as family context, psychological characteristics of parents, traumatic events) influencing the health and development of children during early childhood is stated.
Keywords: demographic problems, in vitro fertilization, IVF, early childhood, psychological development, health.

N.V. Zvereva, A.A. Sergienko, S.E. Strogova, M.V. Zvereva

MODERN APPROACHES TO EVALUATING THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS BORN WITH THE USE OF IVF

Mental Health Research Center (Moscow).

Summary.The article is devoted to a review of modern approaches to the study of the mental development of children and adolescents, the birth of which is associated with the IVF procedure. It has been shown that a significant part of research in IVF issues, is devoted to specific issues of obstetrics and gynecology, and the psychological component mainly concerns issues of perinatal psychology, among them the motivation and health of women, an assessment of the early development of a child conceived using IVF, issues of differentiating the consequences of the IVF procedure and other "harmfulnesses" of the perinatal and postnatal period, for example: intrauterine hypoxia, developmental features in multiple pregnancy, etc. The experience of assessing the mental development of children and adolescents born with help IVF in relation to their speech development, school performance, and some others is summarized. A variant of a new direction of research is proposed, associated with a multidisciplinary approach
Keywords: IVF, children and adolescents, mental and cognitive development, IQ, school success, motherhood.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS