Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2019 (19), № 1. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И.В. Макаров

ОЛИГОФРЕННЫЕ ПСИХОЗЫ: ТИПОЛОГИЯ И КЛИНИКА У ДЕТЕЙ

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье рассматриваются психозы у детей, страдающих умственной отсталостью. Отмечается необходимость выделения в самостоятельную нозологическую единицу отдельной группы этих расстройств - олигофренных психозов. Предложена их клиническая классификация: 1. психозы с аментивной спутанностью сознания; 2. шизофреноподобные психозы; 3. вербальные галлюцинозы; 4. психозы с преобладанием психомоторного возбуждения.
Ключевые слова: олигофрении, дети, психозы, типология, атония, умственная отсталость.

В.Г. Булыгина1, М.М. Проничева1, О.В. Серебровская2, А.А. Григорьева3

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ О РАССТРОЙСТВАХ ПОВЕДЕНИЯ ИХ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского", 2Центр патологии речи и нейрореабилитации, 3Научно-исследовательский институт наркологии (Москва).

Резюме: В статье представлены данные исследования, направленного на выделение особенностей информированности родителей о расстройствах поведения их детей. В исследовании приняли участие 32 человека в возрасте от 32 до 62 лет - родители детей в возрасте от 12 до 17 лет. Анализ восприятия родителями своих детей был проведен с учетом гендерной принадлежности детей. Родители считают, что у дочерей больше проблем со здоровьем, чем у сыновей. Основная часть родителей относит своих детей к группе риска формирования зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), а также отмечает наличие у них признаков интернет-зависимости. Однако в группе родителей детей с расстройствами психологического развития не было выявлено значимых связей между переменными, характеризующими риск развития зависимости и нарушения социализации. Родители детей, не имеющих диагноза, связывают делинквентное поведение с возникновением химической зависимости у их детей; депрессивные состояния - снарушениями внимания и агрессивным поведением.
Ключевые слова: расстройства психологического развития, социализация, родительское восприятие, информированность.

Д.Е. Власова, Н.В. Козлова

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

НИ Томский государственный университет (Томск).

Резюме. Проведено исследование вклада социально-демографических факторов в социально-психологическое здоровье 122 родителей, воспитывающих детей, с особенностями развития. Выявлено, что возраст детей и наличие у родителей помощи в уходе за ребенком способствуют сохранению их социально-психологического здоровья.
Ключевые слова: дети с особенностями развития, социально-психологическое здоровье, родители.

Е.В. Корень, C.Н. Масихина

"МЕДИЦИНСКИЙ СТРЕСС" У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского", Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дм. Рогачева (Москва).

Резюме. Цель исследования: изучение структуры и дизадаптирующего влияния "медицинского стресса" на приверженность лечению и качество сотрудничества родителей со специалистами. Методы: Клинически обследовано в стационаре 82 родителя, отобранных в результате скрининга по "Госпитальной шкале тревоги/депрессии" (HADS). Для оценки приверженности лечению использовались шкала Мориски-Грин. Результаты: выделены клинические варианты "медицинского стресса": в рамках расстройств адаптации (РА) -48,7%, расстройств личности (РЛ) - 34,1%, экзацербации эндогенных психических нарушений в рамках аффективных расстройств (АР) - рекуррентной депрессии, дистимии, депрессивного эпизода в течении биполярного аффективного расстройства - 10,9%, психозов шизофренического спектра (ПШС), ассоциированных со стрессом, - 6%. Определены основные клинические и психосоциальные характеристики групп, показаны различия по показателям приверженности лечению. Выводы: Психические нарушения у родителей в условиях "медицинского стресса"отрицательно влияют на приверженность лечению онкологических заболеваний у детей. Для улучшения качества лечебного процесса необходимо проводить скрининг для раннего выявления психических нарушений у родителей, осуществлять превентивную диагностику и психосоциальную работу.
Ключевые слова: расстройство адаптации, тревога, депрессия, родительский дистресс, медицинский стресс, детская онкология.

В.С Собкин, Е.А Калашникова

К ВОПРОСУ О РЕПЕТИТОРСТВЕ (ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-СТРАТИФИКАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ)

Центр социологии образования ФГБНУ "Институт управления образованием РАО" (Москва)

Резюме: В статье приводятся данные опроса родителей и учащихся основной и старшей школы о распространенности, доступности и интенсивности занятий учащихся с репетиторами. Показано влияние социально-стратификационных факторов: уровень материальной обеспеченности семьи; образовательный статус родителей; тип школы, в которой обучается ребенок; академическая успешность школьников; территориальная расположенность школы (город/село).
Ключевые слова: учитель-репетитор, учащиеся, родители, основная и старшая школа, академическая успешность, тип образовательного учреждения, социально-стратификационные факторы.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

И.И. Белогузов, Ф.В. Орлов, А.В. Голенков

СИМУЛЯТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО (СИНДРОМ МЮНХГАУЗЕНА) В ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА.

ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова" (Чебоксары).

Резюме. В работе описан синдром Мюнхгаузена (СМ), являющийся пограничным психическим расстройством с симуляцией и имитацией симптомов, иногда самоповреждением, связанным с принятием на себя роли больного. Разбирается клинический случай диагностики СМ у подростка с многочисленными меняющимися жалобами симулятивного, поддельного характера, частыми госпитализациями в детские неврологические отделения. Проведена дифференциальная диагностика СМ с соматическими, конверсионными, личностными расстройствами, симуляцией и аггравацией.
Ключевые слова: симулятивные расстройства, имитация симптомов, синдром Мюнхгаузена у детей

Ц.П. Короленко1, Н.В. Дмитриева2, Л.И. Бочанцева3

ВЛИЯНИЕ СКАЗОЧНЫХ АРХЕТИПОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

1ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный медицинский университет" (Новосибирск), 2СПбГАОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы"(Санкт-Петербург), 3Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета (Ишим).

Резюме. В статье рассматриваются фундаментальные вопросы, связанные с актуальным и сложным влиянием сказок и сказочных архетипов на развитие личности ребенка. Сказка как воспитательный, развивающий и обучающий инструмент широко и активно используется специалистами. Однако, в научном плане архетипическая сказкотерапия - один из самых молодых, не достаточно разработанных методов психологии. Анализ научных исследований показал, что методология архетипического анализа сказок находится в стадии становления. Статья дает возможность специалистам взглянуть на проблемы архетипической сказкотерапии в более широком контексте и лучше понять свои профессиональные задачи и возможности.
Ключевые слова: архетипы, архетипные имиджи, архетипный анализ сказок, коллективное и индивидуальное бессознательное, развитие ребенка, id, egо, superego.

Н.В. Зверева, М.В. Зверева, С.С. Воронова, К. Гот

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ РОССИЙСКОЙ АДАПТАЦИИ ОПРОСНИКА AIDA (ASSESSMENT OF IDENTITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE)

ФГБНУ НЦПЗ, ФГБОУ ВО МГППУ (Москва), Университетская клиника (Базель).

Резюме. В статье представлены данные о пилотажном исследовании, проведенном при помощи российской версии опросника AIDA ("Оценка развития личностной идентичности в подростковом возрасте"). Кратко описана история создания методики, этапы ее адаптации. Описаны результаты одного из этапов адаптации русскоязычной версии методики в рамках пилотажного исследования, проведенного на выборке 142 российских подростков (норма и отклоняющееся развитие). Даны материалы по сопоставлению возрастных групп (12-14 и 15-18 лет), а также при делении по полу по основным параметрам. Также описаны психометрические параметры проведенного пилотажного исследования. Представлена перспектива дальнейшей работы над опросником для практического применения.
Ключевые слова: личностная идентичность, опросник AIDA, подростки, пилотажное исследование, адаптация опросника.
АРХИВ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Э.Г. Эйдемиллер

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

Группа подростковой психиатрии (руководитель - А.Е. Личко) Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

А.А. Насыров1,2, Т.П. Калашникова1, М.В. Довганюк2

СИНДРОМ ФЕЛАН-МАКДЕРМИД. КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

1ФГБОУ ВО "Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера". 2ГБУЗ ПК "Детская клиническая больница им. П.И. Пичугина" (Пермь).

Резюме. В данной статье рассмотрен случай генетически подтвержденного синдрома Фелан-МакДермид, причиной которого является потеря концевых участков хромосомы 22, в ряде случаев с образованием кольцевой хромосомы. Проявляется данный синдром отставанием приобретения моторных навыков, задержкой умственного развития, а также наличием эпилептиформной активности на ЭЭГ и нередко эпилептическими приступами. Диагностика девиантных форм когнитивного развития в раннем возрасте, верификация их этиопатогенеза и возможности коррекции остается важной клинической задачей для психиатров, неврологов, педиатров.
Ключевые слова: синдром Фелан-МакДермид, расстройства аутистического спектра, эпилепсия.

С.И. Беляева

ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ПО ВОПРОСАМ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена". Институт психологии (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлено исследование студентов педагогического университета, проходивших подготовку к работе вожатыми детского оздоровительного лагеря. Выявлено отношение студентов к работе вожатого, их оценка потребности в знаниях по клинической психологии детей и подростков, а также их представление о характере возникающих сложных ситуаций. Получены данные об актуальности психологических знаний особенностей адаптации и дизадаптации детей и подростков в детском оздоровительном лагере и потребности в помощи студентам-вожатым.
Ключевые слова: адаптация, дизадаптация, детский оздоровительный лагерь, вожатый.

В.М. Ганузин, Н.Л. Черная

ВРАЧЕБНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).

Резюме. Статья посвящена медико-социальной адаптации подростков с ограниченными физическими возможностями. Авторы представляют собственный опыт по изучению возможности подбора профессии и учебного заведения 97 подросткам с нарушениями нервной системы при проведении врачебной профессиональной консультации в условиях детской поликлиники. Дается анализ перечня профессий и условий труда, рекомендуемых для пациентов с эпилепсией, логоневрозом и умственной отсталостью.
Ключевые слова: врачебная профессиональная консультация, подростки, заболевания нервной системы, профессии.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ю.С. Шевченко, А.В. Горюнова, С.В. Бугрий

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПАТОМОРФОЗ ПСИХИЧЕСКОГО ОНТОГЕНЕЗА. ЧАСТЬ II (ЭССЕ)

Кафедра детской психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО (Москва).

Резюме. На модели расстройств аутистического спектра, половой дисфории, нервной анорексии обсуждается эволюционный смысл нарастания этих и прочих вариантов дизонтогенетических расстройств психики и их связь с глобальными экологическими и макросоциальными процессами. Анализируются генетические и эпигенетические механизмы биологической и культурной эволюции человеческого вида и возможность рассмотрения указанных популяционных фенотипических тенденций в качестве форм эволюционной преадаптации. Ставится вопрос о выборе профессиональной и гражданской позиции человека в эпоху антропоцена и постмодерна.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, генетика, эпигенетика, онтогенез, биологическая эволюция, антропоцен, постмодерн.

А.В. Силаева1,2, Ю.В. Ковас1,3, Т.Г. Бохан1,2, Ж.Ф. Гайфулина2, Ю.В. Оккель2

ЗДОРОВЬЕ МАТЕРИ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, РОДИВШИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭКО

1Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск), 2ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" (Томск), 3Лондонский университет Голдсмит, (Лондон).

Резюме. В статье приведены данные зарубежных и отечественных исследований о состоянии здоровья и психического развития детей, родившихся с применением экстракорпорального оплодотворения. Поставлена проблема выявления связи состояния здоровья матери как системного феномена, представленного взаимосвязями репродуктивного, соматического, психического и психологического компонентов, и психического развития и здоровья ребёнка, родившегося с помощью вспомогательных репродуктивных технологий.
Ключевые слова: психическое развитие, здоровье, дети, рожденные с помощью экстракорпорального оплодотворения.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2019 (19), № 1. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

I.V. Makarov

OLIGOPHRENIC PSYCHOSES: CLASSIFICATION AND CLINIC IN CHILDREN

V. M. Bekhterev national research medical center for psychiatry and neurology, North-Western State Medical University named after I. I. Mechnicov (Saint-Petersburg).

Summary. The article deals with psychoses in children suffering from mental retardation. The necessity of selection in independent nosological unit separate groups of these disorders - oligophrenic psychosis. Their clinical classification is proposed: 1. psychosis with amential confusion; 2. schizophrenic psychoses; 3. verbal hallucinosis; 4. psychosis with a predominance of psychomotor agitation.
Key words: mental retardation, children, psychosis, types atonic.

V.G. Bulygina 1, M.M. Pronicheva 1, O.V. Serebrovskaya 2, A.A. Grigor'eva 3

PARENTS' AWARENESS ABOUT BEHAVIORAL DISORDERS OF THEIR CHILDREN IN ADOLESCENCE

1Federal state budgetary institution "Serbsky National medical research Centre of Psychiatry and Narcology", 2Center of Speech Pathology and Neurorehabilitation, 3Research Institute of Narcology (Moscow).

Summary: The article presents the research data aimed at highlighting the parents' awareness of their children's behavioral disorders. The study involved 32 people aged 32 to 62 years - parents of children aged 12 to 17 years. An analysis of parents' perceptions of their children was carried out taking into account the gender of children. Parents believe that daughters have more health problems than thesons. It was found that most parents attribute their children to the risk of dependence on psychoactive substances and Internet addiction. However, in a group of parentswhose children have psychological development disorders, there were no significant links between the variables characterizing the risk of development and disruption of socialization. Parents of children without diagnosis associate delinquent behavior with the appearance of chemical dependence among their children; depressive states - with impaired attention and aggressive behavior.
Keywords: disorders of psychological development, socialization, parental perception, awareness.

D.E. Vlasova, N.V. Kozlova

THE FACTORS PROMOTING SOCIAL-PSYCHOLOGICAL HEALTH OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL SISABILITIES

Tomsk State University (Tomsk).

Summary. The study followed 122 parents of children with developmental disabilities to assess the factors promoting their social-psychological health. Were found that the age of children and child care assistant in family can improve parent's social-psychological health.
Keywords: children with developmental disabilities, social-psychological health, parents.

E.V. Koren, S.N. Masikhina

"MEDICAL STRESS" IN PARENTS OF CHILDREN AFFECTED WITH CANCER

Moscow Research Institute of Psychiatry - a branch of Federal Medical Research Center of Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky, Federal Research and Clinical Center for Pediatric Hematology, Oncology and Immunology named after Dm. Rogachev (Moscow).

Summary. Goal: investigation of 'medical stress' on compliance, quality of doctor-parent relations and determining the targets. Method: 82 parents selected by their scores on the Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS).Compliance was measured by means of the Morisky-Green test and additional characteristics, specifi c for a cancer ward. The data obtained were analyzed using Student's test. Results: The analysis revealed severalclinical variants: within adjustment disorder (48,7%), personality disorder (34,1%), affective disorders (10,9%), stress-related schizophrenia spectrum psychoses (6%). The authors describe major clinical and psychosocial characteristics of the groups identified and show differences in compliance. Biggest problems in doctor-parents' relationship appear to be present in groups of personality disorders and schizophrenia spectrum psychoses. Conclusion: Parental mental disorders can harm the compliance of children treated for cancer. The quality of treatment can be improved with introducing screening for mental problems in parents, preventive diagnosis and psychosocial interventions. The medical staff should keep to certain rules of psychosocial interaction with parents showing mental problems in the situation of 'medical stress'.
Keywords: adjustment disorder, anxiety, depression, parental distress, medical stress, pediatric oncology.

V.S. Sobkin, E.A Kalashnikova

TO THE QUESTION OF REPETITION (INFLUENCE OF SOCIAL-STRATIFICATION FACTORS)

Center for Sociology of Education, FSBSI "Institute of Education Management of the RAE" (Moscow)

Summary: The article provides data from a survey of parents and students in primary and high schools on the prevalence, accessibility and intensity of students' classes with tutors. The influence of social stratification factors is shown: the level of family material security; educational status of parents; the type of school in which the child is enrolled; academic success of schoolchildren; territorial location of the school (city/village).
Keywords: teacher-tutor, students, parents, primary and high school, academic success, type of educational institution, social stratification factors.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

I.I. Beloguzov, F.V. Orlov, A.V. Golenkov

FACTITIOUS DISORDER (MUNCHAUSEN SYNDROME) IN PRACTICE OF CHILD'S PSYCHIATRIST

Chuvash State University (Cheboksary).

Summary. The paper deals with Munchausen syndrome (MS), which is a borderline mental disorder manifested by simulation and imitation of symptoms, sometimes self-harm associated with assuming the role of the patient. A clinical case of MS diagnosis in a teenager with numerous changing complaints, simulative fake character, multiple hospitalizations in children's neurological departments is shown. Differential diagnosis with somatic MS, conversion, personality disorders, simulation and aggravation.
Keywords: factitious disorders, simulation of symptoms, Munchausen's syndrome in children

C.P. Korolenko1, N.V. Dmitriyeva2, L.I. Bochantseva3

INFLUENCE OF FANTASTIC ARCHETYPES ON THE CHILD'S DEVELOPMENT

1Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk), 2St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work (2St. Petersburg), 3Ershov Ishim Teachers Training Institute (branch) of Tyumen State University (Ishim).

Summary. The article considers the fundamental questions connected with relevant and complex influence of fairy tales and fantastic archetypes on the development of the child's identity. Fairy tales as one of the educational, developing and training tools is widely and actively used by experts. However, from the scientific point of view archetypal fairy tale therapy is one of the youngest, not enough developed methods in psychology. The analysis of the scientific researches has shown that the methodology of the archetypal analysis of fairy tales is in the stage of formation. The article gives a chance for experts to look at the problems of archetypal fairy tale therapy in wider contexts and understand the professional tasks and opportunities better.
Keywords: archetypes, archetypal images, archetypal analysis of fairy tales, collective and individual unconscious, the child's development, id, ego, superego.

N.V. Zvereva, M.V. Zvereva, S.S. Voronova, K. Got

PILOT STUDY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE RUSSIAN ADAPTATION OF THE AIDA QUESTIONNAIRE (ASSESSMENT OF IDENTITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE)

MHRS, MSUPE (Moscow), UPC (Psychiatric University Clinics (Basel),

Summary. The article presents the data of a pilot study conducted with the help of the Russian version of the AIDA (Assessing the development of personal identity in adolescence) questionnaire. History of the creation of the methodology and stages of its adaptation were briefly described. The results of one of the stages of adaptation of the Russian version of the methodology are described, in the framework of a pilot study conducted on a sample of 142 Russian adolescents (the normative and psychopathological development). There are materials on the comparison of age groups (12-14 and 15-18 years), as well as when dividing by sex according to basic parameters. The psychometric parameters of the pilot study are also described. Presents the prospect of further work on the questionnaire for practical use.
Keywords: personal identity, AIDA questionnaire, adolescents, pilot study, questionnaire adaptation.
ARCHIVE OF CHILD'S PSYCHITARY, PSYCHOLOGY, SOCIAL AND CORRECTIONAL PEDAGOGY

E.G. Eidemiller

FEATURES OF FAMILY PSYCHOTHERAPY IN ADOLESCENT PSYCHIATRIC CLINIC

The group of adolescent psychiatry (headed by A.E. Lichko) of the Leningrad Research Psychoneurological Institute namtd after V.M. Bekhterev.

Summary. This article is dedicated to the first in the USSR collection of scientific works on methods of pathogenetic psychotherapy. Edmond Eidemiller introduces readers to the first experience of family psychotherapy in the clinic of adolescent psychiatry. His experience and the experience of the authors was non-systemic in nature and corresponded to the concept of "eclecticism". The following is an analysis of the work one and self-supervision. The article describes the experiences of the author when immersed in a unknown world of family relations.
Keywords: family, psychotherapy; selfsupport, eclecticism, Eidemiller.
SHORT COMMUNICATIONS

A.A. Nasyrov1,2, T.P. Kalashnikova1, M.V. Dovganiuk2

FELAN-MACDERMID SYNDROME. CLINICAL OBSERVATION

1Perm State Medical University named after academician E.A. Wagner, 2Children's Clinical Hospital named after P.I. Pichugin (Perm).

Summary. Аrticle describes the case of a genetically confirmed Phelan-McDermid syndrome, the cause of which is the loss of terminal regions of chromosome 22. In some cases, a ring chromosome is formed. This syndrome manifests itself as a delay in the acquisition of motor skills, a delay in mental development, the presence of epileptiform activity on the EEG, and often epileptic attacks. Diagnosis of deviant forms of cognitive development at an early age, verification of their aetiopathogenesis and the possibility of correction remains an important clinical task for psychiatrists, neurologists, pediatricians.
Keywords: Phelan-McDermid syndrome, autistic spectrum disorders, epilepsy.

S.I. Belyaeva

PREPARATION COUNSELORS CHILDREN'S CAMPS IN QUESTIONS OF CLINICAL PSYCHOLOGY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Herzen State Pedagogical University of Russia. Institute of Psychology (St.-Petersburg).

Summary. The article presents a study of students of the Pedagogical University, who were trained to work as counselors of the children's health camp. The attitude of students to the counselor's work, their assessment of the need for knowledge in the clinical psychology of children and adolescents, as well as their perception of the nature of the emerging complex situations is revealed. Data are received on the relevance of psychological knowledge of the adaptation and disadaptation of children and adolescents in a children's health camp and the need for assistance to student counselors.
Keywords: adaptation, disadaptation, children's health camp, counselor.

V.M. Ganuzin, N.L. Chernaya

MEDICAL PROFESSIONAL ADVICE OF ADOLESCENTS AT SOME DISEASES OF THE NERVOUS SYSTEM

Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl).

Summary. The article is devoted to the medical and social adaptation of adolescents with disabilities. The authors present their own experience in exploring the possibility of choosing a profession and an educational institution for 57 adolescents with nervous system disorders during a professional medical consultation in a children's clinic. An analysis of the list of occupations and working conditions recommended for patients with epilepsy, logoneurosis and debility is given.
Keywords: medical professional consultation, adolescents, diseases of the nervous system, professions.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

Ju.S. Shevchenko, A.V. Goryunova, S.V. Bugriy

EVOLUTIONARY PATHOMORPHOSIS OF MENTAL ONTOGENESIS. PART II (ESSAY)

Department of child psychiatry and psychotherapy. Russian Medical Academy of ContinuousProfessional Education (Moscow).

Summary. On the model of autism spectrum disorders, gender dysphoria, anorexia nervosa discusses evolutionary sense of the rise of these and other variants of dizontogenetic affective disorders and their relationship to global environmental and makrosocial processes. Analyses of the genetic and epigenetic machanisms of biological and cultural evolution of the human species and the possibility of considering these population phenotypical trends as the forms of evolutionary preadaptation. Question about the choice of professional and civilian positions human in the era of Anthropocene and postmodernism.
Keywords: autism spectrum disorders, genetics, epigenetics, ontogeny, biological evolution, the Anthropocene, postmodern.

A.V. Silaeva1,2, Yu.V. Kovas1,3, T.G. Bohan1,2, J.F. Gaifulina2, Yu.V. Okkel2

THE HEALTH OF THE MOTHER AS A FACTOR IN MENTAL DEVELOPMENT AND HEALTH OF CHILDREN BORN USING IVF

1National research Tomsk state University, 2Siberian state medical University (Tomsk), 3Goldsmiths University of London (London).

Summary. The article presents the data of foreign and domestic studies of the state of health and mental development of children born with in vitro fertilization. The article deals with the problem of identifying the relationship of maternal health as a systemic phenomenon, represented by the relationship of reproductive, somatic, mental and psychological components, as well as mental development and health of the child born through assisted reproductive technologies.
Keyword: mental development, health, children born with in vitro fertilization.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS