Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2018 (18), № 3. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Г.Н. Шимонова, Г.В. Козловская, М.А. Калинина

ВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В настоящей статье анализируется прогностическая значимость вегетативных нарушений на начальных этапах заболевания детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). В течение 3 лет клинико-динамически прослежены 120 детей с РАС. Описаны комплексы вегетовисцеральных, неврологических нарушений и их динамика, свойственная РАС. Выделены специфические типы вегетативных расстройств при РАС и гипоксически-ишемическом поражении ЦНС.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, вегетативная нервная система, исходный вегетативный тонус, амфотония.

О.Ю. Кочерова1, Е.Н. Антышева1, В.В. Чубаровский2, О.М. Филькина1

ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НЕНАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ГОД ВОСПИТАНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

1ФГБУ "Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова", (Иваново), 2ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей", НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, (Москва).

Резюме. В ходе исследования выявлены факторы риска формирования ненадежной привязанности к замещающей матери у детей раннего возраста через год воспитания в замещающих семьях. Установлено, что наибольшее значение при формировании ненадежной привязанности имеют биологические и психологические факторы риска - состояние физического и психического здоровья ребенка при передаче в замещающую семью, мотивы принятия ребенка, личностные особенности замещающих матерей. Разработан алгоритм прогнозирования данных нарушений здоровья у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях.
Ключевые слова: факторы риска, прогнозирование, формирование привязанности, ненадежная привязанность, дети, ранний возраст, замещающие семьи

Е.В. Свистунова, Т.В. Луценко

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ

ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье отражены особенности социально-психологической адаптации старших дошкольников в инклюзивной группе на основе характеризующих ее выделенных критериев. Показана взаимосвязь уровня ситуативной тревожности родителей, уровня информированности об инклюзии, их отношения к ней с процессом прохождения социально-психологической адаптации детьми. Описаны трудности, с которыми сталкиваются педагоги инклюзивных групп в практической работе.
Ключевые слова: инклюзивное образование, уровень социально-психологической адаптации, старшие дошкольники, дети с ОВЗ, дети с нарушениями зрения, навыки общения, социальные навыки, тревожность, агрессивность, оптимизация темпов социально-психологической адаптации

И.А. Горьковая, А.В. Микляева

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ, СЛУХА И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧНОЕ

ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье представлены результаты исследования самооценки старших подростков с различными формами дизонтогенеза (нарушения зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, n=191), обучающихся в специализированных образовательных учреждениях, в сравнении с самооценкой условно здоровых подростков (n=112), обучающихся в общеобразовательных школах. Показано, что количественные и качественные характеристики самооценки подростков с нарушениями развития опосредованы степенью тяжести нарушения (общие тенденции) и его характером (специфичные тенденции).
Ключевые слова: самооценка, подростки, подростки с нарушениями зрения, подростки с нарушениями слуха, подростки с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

В.С. Собкин, Т.А. Лыкова

СВЯЗЬ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-АКТЕРОВ

ФГБНУ "Институт управления образованием Российской академии образования" (Москва).

Резюме. Представлены результаты исследования особенностей социометрических выборов у студентов театрального колледжа в различных сферах проявления социальной активности. Обсуждаются данные анализа, направленного на выявление связей между социометрическими статусами и личностными характеристиками на разных этапах обучения актерскому мастерству. Показано своеобразие содержательных связей различных видов социометрических предпочтений (организационное лидерство, межличностные отношения, совместная творческая деятельность) с личностными характеристиками по тесту 16 PF.
Ключевые слова: актерская одаренность, профессиональный отбор, социометрия, педагогическая оценка, личностные особенности.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Л.И. Бочанцева, Е.В. Федянкина*

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, филиал Тюменского государственного университета) (Ишим); *Готопутовская СОШ, филиал МАОУ Сорокинской СОШ № 1 (с. Готопутово, Тюменская обл.)

Резюме. Проведено исследование, посвященное влиянию игротерапии на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения у младших школьников. Результаты констатирующего эксперимента показали наличие признаков отклоняющегося поведения у детей - агрессивности, враждебности, демонстративности, оппозиционности поведения и др. На формирующем этапе в рамках организации внеурочной деятельности с участниками экспериментальной группы был реализован комплекс игр и упражнений, направленный на формирование социальных навыков поведения. Результаты контрольного этапа эксперимента показали снижение признаков отклоняющегося поведения у детей экспериментальной группы.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, младшие школьники, профилактика, коррекция, игротерапия, игровой тренинг.

А.М. Щербакова1, Н.Н. Тадевосян2

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ THERAPEUTIC RECREATION ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1Московский государственный психолого-педагогический университет, 2Благотворительный Фонд "Шередарь" (Москва).

Резюме: В комплексе методов, нацеленных на реабилитацию подростков, перенесших онкологические и онкогематологические заболевания, значительное место занимает терапевтическая рекреация. В статье описывается эмпирическое исследование эффективности программы терапевтической рекреации, реализуемой в рамках лагеря "Шередарь". Приводятся следующие результаты: подростки, перенесшие онкологические заболевания и участвовавшие в реабилитационной программе, становятся способными выявить и повысить свои внутренние ресурсы; по показателям витальности и жизнестойкости они приближаются к уровню, на котором находятся их нормативные сверстники.
Ключевые слова: реабилитация, психосоциальная реабилитация, онкологические заболевания, онкогематологические заболевания, подростки, терапевтическая рекреация

А.Д. Гусова1, Е.В. Дубова2, В.В. Ряшина3

ИЗУЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ РАЗРАБОТКИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

1ФГБОУ ВО "Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова" (Владикавказ), 2ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей", 3ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО" (Москва).

Резюме. В предлагаемой статье анализируется эмоциональное состояние подростка. Особое внимание уделяется проблеме тревожности и депрессивного состояния. Результаты экспериментального изучения показывают, что в исследуемой выборке девочки подросткового возраста более склонны к проявлению депрессивных состояний, чем мальчики; подростки города Владикавказа более склонны к проявлению депрессивных состояний, чем подростки города Беслана. Построение образовательной среды на принципах психологического здоровья представляется оптимальным способом профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний у современных подростков. Рассматривается такая форма профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков школы-интерната, как разработка детско-взрослых культурно-образовательных проектов.
Ключевые слова: современный подросток, неблагоприятное эмоциональное состояние (тревожное и депрессивное), изучение, профилактика, образовательная среда, детско-взрослая общность, культурно-образовательный проект.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

В.Л. Кабанов1, М.В. Новикова2

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В РОССИИ КОНЦА ХХ ВЕКА

1Институт "Высшая школа образования" ФГБОУВО МПГУ, 2психолог, системный семейный терапевт, частная практика (Москва).

Резюме. В статье приводится анализ лучших региональных практик социализации детей-сирот в системе профессиональных семей в РФ конца ХХ века. Авторы приходят к выводу, что в профессиональной замещающей семье создаются предпосылки для воспитания ребенка в гармонично развитую и социально ответственную личность.
Ключевые слова: замещающая семья, профессиональная семья, дети, оставшиеся без попечения родителей, семейное воспитание, гармонично развитая и социально ответственная личность.

О.Д. Азбукина, Е.Г. Федосова

КОМПЛАЕНС КАК ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Центр развития речи "АиБ" (Москва).

Резюме. Статья посвящена оценке комплаентности родителей детей с системным недоразвитием речи (СНР) во время комплексной нейрореабилитации в Центре развития речи. Разработан лист взаимодействия "родитель-специалист", состоящий из трех блоков: дисциплина, анализ и сотрудничество. В исследовании приняли участие родители 68 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Большинство детей имели тяжелое нарушение речи, дизартрию. 49% родителей продемонстрировало высокую степень готовности к сотрудничеству со специалистами. Комплаенс является значимым фактором успешности комплексного лечения детей с СНР. Созданный и апробированный нами оценочный лист объективизирует процесс взаимодействия специалиста и родителя.
Ключевые слова: комплаентность, системное недоразвитие речи, объективная оценка взаимодействия "родитель-специалист"
ОСОБАЯ ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Н.В. Калинина, Г.Г. Буторин

ПРОЛОНГИРОВАННЫЙ ПРОГНОЗ ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОРГАНИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ МНОГООСЕВОГО ПОДХОДА

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск)

Резюме. В предложенной статье многоосевой подход представлен как возможность получения пролонгированного прогноза риска формирования аддиктивного поведения у подростков с органическим расстройством личности. Обсуждается вариативность многоосевого подхода в психиатрии, а также перспектива его применения в психологии.
Ключевые слова: многоосевой подход, резидуально-органическая патология мозга, пролонгированный прогноз.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Г.Н. Ракова

ОСОБЕННОСТИ "МАТЕРИНСКИХ ЭФФЕКТОВ" ФЕНОТИПИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

СПбГБУЗ "Городская поликлиника № 38", Женская консультация № 35 Центрального района (Санкт-Петербург).

Резюме. Обзор литературы посвящен изучению факторов, влияющих на развитие человека в перинатальном периоде, различным аспектам материнского влияния, играющим главенствующую роль в формировании диады "мать-дитя". Рассмотрены существующие тенденции изучения влияния особенностей личности матери и состояния ее здоровья на формирование гестационной доминанты, а также проблемы пренатальной травматизации и вопросы пренатального обучения. Особое внимание уделено описанию "материнских эффектов" фенотипичной передачи. Анализируются исследования, являющиеся теоретической базой для разработки системы мониторинга благополучного развития в перинатальном периоде.
Ключевые слова: материнские отношения, перинатальный период, психологический компонент гестационной доминанты, материнские эффекты, здоровье новорожденного.

С.А.Игумнов1, В.В. Зарецкий1, Е.Ю. Шамарова2

ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

1ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" (Москва), 2Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (Минск).

Резюме. Данная статья представляет собой аналитический обзор современной литературы, посвященной влиянию виртуальной среды и социальных сетей на аутодеструктивное поведение подростков и молодежи. Показано, что профилактика суицидального поведения должна строиться как система, включающая в себя превентивные меры и мероприятия по выявлению и оперативной психолого-педагогической коррекции неблагоприятного развития кризисных состояний, включая развитие антисуицидальных сайтов, разработку "антисуицидальных игр", обеспечивающих общение с подростками, а также контроль и социально-психологическую экспертизу характера сообщений о самоубийствах в СМИ.
Ключевые слова: антисуицидальные сайты, аутодеструктивное поведение, профилактика суицидального поведения, подростки и молодежь, социально-психологическая экспертиза.

И.В. Габер

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: СОДЕРЖАНИЕ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" (Москва), ГАУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (Новосибирск).

Резюме. В статье актуализируется проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современных условиях. Рассмотрены общие позиции по структуре, типам, функциям, уровням образовательной среды, выделены признаки безопасности, приведены основания для классификации опасностей, обозначены риски, угрозы и ресурсы безопасности в контексте психологического аспекта образовательной среды и законов саморегуляции сложных систем. Делается вывод о том, что выполненный анализ необходим для отбора содержания и технологических средств при проектировании деятельности по обеспечению психологической безопасности образовательной среды.
Ключевые слова: образовательная среда, экопсихологический подход, психологическая безопасность, саморегуляция сложных систем, риски и угрозы, ресурсы безопасности.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

К ЮБИЛЕЮ В.С. СОБКИНА

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2018 (18), № 3. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

G.N. Shimonova, G.V. Kozlovskaya, M.A. Kalinina

VEGETATIVE STATUS AND ITS PECULIARITIES IN YOUNG CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Mental Health Research Centre (Moscow).

Summary. In this article, the prognostic significance of autonomic disorders in the initial stages of the disease of children with autism spectrum disorders (ASD) is analyzed. Over the course of 3 years, 120 children with ASD were clinically and dynamically monitored. Complexes of vegetative-visceral disorders, neurological disorders and their dynamics characteristic of the ASD are described. Specific types of autonomic disorders in ASD and GIE are identified.
Keywords: autistic spectrum disorders, autonomic nervous system, initial vegetative tone, amphotonia.

O.Yu. Kocherova1, E.N. Antysheva1, V.V. Chubarovsky2, O.M. Filkina1

RISK FACTORS AND FORECASTING OF THE FORMATION OF UNRELIABLE ATTACHMENT TO THE RECEPTION MATHER IN CHILDREN OF EARLY AGE THROUGH THE YEAR OF EDUCATION IN THE SUBSTITUTING FAMILY

1FGBU "Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood V.N. Gorodkov" (Ivanovo), 2FGSA "National Medical Research Center for Children's Health", Research Institute of Hygiene and Health of Children and Adolescents, (Moscow).

Summary. In the course of the study, risk factors for the formation of unreliable attachment to a substitute mother in young children after a year of education in substitute families were identified. It has been established that biological and psychological risk factors-the state of physical and mental health of a child when transferred to a substitute family, the motives for adopting a child, the personal characteristics of substitute mothers, are of greatest importance in the formation of unreliable attachment. An algorithm for predicting the data of health disorders in children of early age who are brought up in substitute families is developed.
Keywords: risk factors, forecasting, attachment formation, unreliable attachment, children, early age, substitute families.

E.V. Svistunova, T.V. Lutsenko

EXPERIMENTAL STUDY OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN AN INCLUSIVE ENVIRONMENT

Moscow City Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article reflects the features of the socio-psychological adaptation of senior preschoolers in an inclusive group, based on the criteria that characterize it. The relationship between the level of situational anxiety of parents, the level of awareness ofinclusion, their relationship to it with the process of passing the socio-psychological adaptation of children is shown. The difficulties faced by the pedagogues of inclusive groups in practical work are described.
Keywords: inclusive education, level of social and psychological adaptation, children with visual impairment, senior preschool children, children have a restriction on health, communication skills, social skills, anxiety, aggressiveness, optimization of rates of social and psychological adaptation.

I. A. Gorkovaya, A.V. Miklyaeva

SELF-ESTEEM OF ADOLESCENTS WITH VISUAL, HEARING AND MOTOR IMPAIRMENTS: GENERAL AND SPECIFIC CHARACTRISTICS

Herzen State Pedagogical University of Russia (St.-Petersburg).

Summary. The article presents the study of the self-assessment of adolescents with various dysontogenesis (visual, hearing and motor impairments, n=191), which are learners of specialized schools, in comparison with healthy adolescents (n=112). The results show that the quantitative and qualitative characteristics of adolescents' self-assessment are mediated by the severity of the impairment (general trends) and its nature (specific trends).
Keywords: self-esteem, adolescents, adolescents with visual impairments, adolescents with hearing impairments, adolescents with motor impairments.

V.S. Sobkin, T.A. Lykova

THE RELATIONSHIP OF SOCIOMETRIC PREFERENCES WITH PERSONAL CHARACTERISTICS AT DIFFERENT STAGES OF LEARNING IN STUDENTS-ACTORS

Institute of Education Management of the Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. The article presents the results of the study of the features of sociometric elections in students of Theater college in various spheres of social activity. The article discusses the data of correlation analysis aimed at identifying the links between sociometric status and personal characteristics at different stages of learning acting. The originality of meaningful connections of different types of sociometric preferences (organizational leadership, interpersonal relations, joint creative activity) with personal characteristics on the test of R. Kettell 16 PF is shown.
Keywords: actor's talent, professional selection, sociometry, pedagogical assessment, personal features, actor's psychology.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

L.I. Bochanceva, E.V. Fedyankina*

PLAY THERAPY AS METHOD OF PREVENTING AND CORRECTION OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN'S ABERRANT BEHAVIOR IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Ershov Ishim Teachers Training Institute, branch of Tyumen State University, Gotoputovo Secondary School, branch of Sorokino Secondary School* (Tyumen region).

Summary. The presented research is devoted to the influence of play therapy on the prevention and correction of the primary school-age children's aberrant behavior. The results of the stating experiment showed the presence of some signs of the children's aberrant behavior - aggression, hostility, ostentation, opposition of behavior, etc. In the course of the experiment while organizing the extracurricular activities with the participants of the experimental group we managed to realize the complex of games and exercises directed to formation of social skills of behavior. The results of the control stage of the experiment showed the decrease in signs of the children's aberrant behavior in the experimental group.
Keywords: aberrant behavior, primary school-age children, prevention, correction, play therapy, game training.

A.M. Shcherbakova1, N.N. Tadevosyan2

REHABILITATION EFFECT OF THERAPEUTIC RECREATION PROGRAM FOR ITS PARTICIPANTS WHO HAVE UNDERGONE ONCOLOGICAL AND ONCOHEMATOLOGICAL DISEASES

1Moscow state psychological and pedagogical University, 2Sheredar Charitable Foundation for the Rehabilitation of Children Who Suffered Serious Diseases.

Summary. Therapeutic Recreation can play a crucial role in the complex of methods aimed at cancer rehabilitation. During the research this data has been obtained: post-oncological teenagers as compared to their somatically healthy peers differ in terms of vitality and hardiness. As a result of rehabilitation program teenagers with oncology in medical history become more able to understand and increase their inner resources. The effect of Therapeutic Recreation shows itself through the increase in vitality of post-oncological teenagers to the normal level for their age.
Keywords: rehabilitation, psychosocial rehabilitation, oncological diseases, oncohematological diseases, teenagers, therapeutic recreation.

A.D. Gusova1, E.V. Dubova2, V.V. Ryashina3

THE STUDY AND PREVENTION OF ADVERSE EMOTIONAL STATES IN MODERN ADOLESCENTS DURING THE DEVELOPMENT CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECTS

1North Ossetia State University named after K.L.Hetagurov (Vladikavkaz), 2Centre for the Protection of Children's Rights and Interests, 3Institute for the Study of Childhood, Family and Education of Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. The article analyzes the emotional state of teenagers. Particular attention is paid to the problem of anxiety and depression. The results of the experimental study show that in the study sample adolescent girls are more likely to show depressive states than boys; adolescents of the city of Vladikavkaz are more likely to show depressive states than adolescents of the city of Beslan. Working out the educational environment on the principles of psychological health is the best way to prevent adverse emotional states of modern adolescents. Such form of prevention of unfavorable emotional states in adolescents of the boarding school as development of children's and adults ' cultural- educational projects is analyzed in the article.
Keywords: modern teenager, unfavorable emotional state (anxious and depressed), study, prevention, educational environment, child-adult community, cultural-educational project.
SHORT COMMUNICATIONS

V.L.Kabanov1, M.V. Novikova2

REGIONAL PROGRAMS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN A SUBSTITUTE FAMILY IN RUSSIA AT THE END OF THE XX CENTURY

1Institute "Graduate school of education" MPGU, 2psychologist, family therapist, private practice (Moscow).

Summary. The article presents the analysis of the best regional practices of socialization of orphans in the system of professional families in the Russian Federation of the late twentieth century. The authors conclude that in a professional substitute family the preconditions for the education of the child in a harmoniously developed and socially responsible person are fully created.
Keywords: substitute families, professional families, children left without parental care, harmoniously evolved and socially responsible person.

O.D. Azbukina, E.G. Fedosova

COMPLIANCE AS SIGNIFICANT FACTOR IN REHABILITATION OF CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT

Center for Speech Development "AiB" (Moscow).

Summary. The following article is dedicated to compliance assessment of parents who have children with delayed speech development during Complex Rehabilitation course. We established a three-part form of "parent-therapist" cooperation that are discipline, analysis and collaboration. Parents of 68 children (age 3-6) participated in the research. The majority of children had a serious speech disorder or dysarthria. 49% of parents showed high level of readiness to cooperate with specialists. Compliance is a significant factor of successful treatment during Complex Rehabilitation course. The form of cooperation which we have established and have tested objectifies the process of specialist and parent cooperation.
Keywords: compliance, delayed speech development, "parent-therapist" cooperation scale
SPECIAL TOPIC: EXPERIMENTAL PREVENTION PROGRAMS AT SCHOOLS

N.V. Kalinina, G.G. Butorin

PROLONGED PROGNOSIS OF ADDICTIVE BEHAVIOR FORMATION IN ADOLESCENTS WITH ORGANIC PERSONALITY DISORDER BASED ON MULTI-AXIAL APPROACH

Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk).

Summary. The proposed article presents a multi-axis approach as an opportunity to obtain a prolonged forecast of the risk of addictive behavior in adolescents with organic personality disorder. The variability of multi-axis approach in psychiatry, as well as the prospect of its application in psychology are discussed.
Keywords: multiaxial approach, residual organic pathology of the brain, prolonged prognosis.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

G.N. Rakova

THE CHARACTERISTICS OF "MATERNAL EFFECTS" OF PHENOTYPE TRANSMISSION THROUGHOUT THE PERINATAL PERIOD(LITERATURE REVIEW

Municipal Policlinic № 38, Female Health Department № 35 of the Central District (St. Petersburg).

Summary. The paper discusses the factors influencing the growth and development of a neonate during the perinatal period. Not the least of them are multifactorial aspects of maternal influence, which are the key factors in mother-and-child dyad. This article is also concerned with such practically important aspects as the current trends in the study of maternal health influence on gestational dominant formation, prenatal injury problems and prenatal teaching. Special attention is paid to the classification of maternal effects on the phenotype transmission. The paper analyzes the studies, which are the theoretical basis for the development of the system to monitor a neonate well-being in the perinatal period.
Keywords: mothering, perinatal period, psychological component of gestational dominance, maternal effects, neonate health.

S.A. Igumnov1, V.V. Zaretsky1, E.Yu. Shamarova2

THE VIRTUAL ENVIRONMENT AND SOCIAL NETWORK AS INFLUENCE FACTOR ON THE AUTO-DESTRUCTIV BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE

1Centre for Children Rights Protection (Moscow), 2Institute of Psychology, Belarusian State University named after M. Tank (Minsk).

Summary. The article presents the analytical review of modern literature devoted to the influence of virtual environment and social network on the auto-destructive behavior of adolescents and young people. It is shown that the prevention of suicidal behavior should be built as a system that includes preventive measures and measures to identify and operational psychological and educational correction of the unfavorable development of crisis conditions, including development of anti-suicidal sites, development of "anti-suicidal games", providing communication with adolescents as well as control and socio-psychological examination of the nature of reports of suicides in the media.
Keywords: anti-suicidalsites, auto-destructive behavior, prevention of suicidal behavior, adolescents and young people, socio-psychological examination.

I. V. Gaber

PSYCHOLOGICAL SECURITY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT: CONTENT AND INTERNAL STRUCTURE

Center for Protection of the Rights and Interests of Children (Moscow), The Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers (Novosibirsk).

Summary. The article actualizes the problem of psychological security of the educational environment in modern conditions. The General positions on structure, types, functions, levels of the educational environment are considered, signs of safety are allocated, the bases for classification of dangers are given, risks, threats and resources of safety in the context of psychological aspect of the educational environment and laws of self-regulation of difficult systems are designated. It is concluded that the analysis is necessary for the selection of content and technological tools in the design of activities to ensure the psychological safety of the educational environment.
Keywords: educational environment, ecopsychological approach, psychological security, self-regulation of complex systems, risks and threats, security resources.
OFICIAL MATERIALS, CRITIQUES, INFORMATION

TO ANNIVERSARY OF V.S. SOBKIN

THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS