Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2018 (18), № 2. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А.А. Бебуришвили, В.А. Зяблов, В.Г. Каледа

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У БОЛЬНЫХ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С КОНТИНУАЛЬНЫМ ТЕЧЕНИЕМ ЭНДОГЕННЫХ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты изучения аутоагрессивного поведения 32 больных с континуальным течением аффективных расстройств в юношеском возрасте. Установлено, что частота его появления и повторения зависела от ритма смены фаз и таким образом была различна при выделенных типах континуального течения аффективных расстройств. Суицидальные попытки в изученной группе носили преимущественно истинный характер при значительном разбросе их реальной опасности для жизни пациентов. Обращала на себя внимание редкость формирования у больных критического отношения к совершенным действиям, а также высокая частота несуицидальных аутоагрессивных поступков. Риск развития аутоагрессивного поведения сохранялся на протяжении всего юношеского возраста.
Ключевые слова: юношеский возраст, аутоагрессия, суицид, самоповреждающее поведение, континуальное течение аффективных расстройств.

В.С. Собкин, Ю.А. Семенова

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ФГБНУ "Институт управления образованием РАО" (Москва).

Резюме. Статья посвящена изучению социального самочувствия учащихся коррекционных школ. Она основана на материалах исследования, проведенном ФГБНУ "ИУО РАО" в коррекционных школах Ленинградской области в 2017 г. Выдвинуто предположение, что в зависимости от оценки своего здоровья учащиеся коррекционных школ по-разному будут оценивать свое социальное самочувствие. В ходе исследования выявлено, что негативная самооценка здоровья связана с неблагоприятной оценкой жизненных перспектив, размытостью планов относительно будущего, выраженностью страха относительно реакции социального окружения. Наиболее благоприятно оценивали социальное самочувствие учащиеся коррекционных школ, компенсирующие общением с социальным окружением особенности своего развития.
Ключевые слова: коррекционные школы, социальное самочувствие, жизненные ценности, здоровье, компенсация, социализация.

Т.В. Уласень1, Н.В. Сулимова2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИЗАДАПТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПОДРОСКОВ-ВОСПИТАННИКОВ СОЦИЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1ФГБОУ ВО "Смоленский государственный медицинский университет", 2ОГБУ "Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс" (Смоленск).

Резюме. В статье представлены результаты комплексного обследования адаптационного потенциала воспитанников социозащитных учреждений, полученные в результате использования полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (ПИВППСД); методики копинг-стратегий школьного возраста; усовершенствованной Торонтской шкалы алекситимии ТAS-20-R; методики Л.Х. Гаркави с соавт. для изучения неспецифических адаптационных реакций организма. Обоснована необходимость продолжения исследования мультифакторного влияния хронической травматизации на формирование клинико-психопатологических проявлений и структурных нарушений личности подростков с целью выявления специфических доклинических признаков формирования личностных расстройств, приводящих к социально-психологической дизадаптации.
Ключевые слова: дизадаптация, депривация, психическая травма, неспецифические адаптационные реакции организма, психологические защиты, копинг-поведение, социозащитное учреждение.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Т.А. Куприянова, Е.В. Корень

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" (Москва).

Резюме. В статье на примере 38 детей 6-12 лет с гиперкинетическим расстройством поведения (по МКБ-10) показана положительная терапевтическая динамика не только собственно симптомов СДВГ, но и поведенческих нарушений при аугментации к проводимой, но недостаточно эффективной терапии препаратом Атомоксетин препарата с ноотропным действием - Пантогам (гопантеновая кислота). Качественные изменения в состоянии детей касались не только достижения контроля над симптомами, но и повышения уровня социального функционирования и качества жизни детей. Предложенная стратегия может способствовать улучшению результатов лечения детей с определенными клиническими вариантами гиперкинетического расстройства поведения.
Ключевые слова: дети, гиперкинетическое расстройство поведения, фармакотерапия, социальное функционирование, качество жизни, пантогам, атомоксетин.

О.А. Суетина, Н.Е. Кравченко

К ПРОБЛЕМЕ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме. В статье представлены данные о психических расстройствах, наблюдаемых у детей и подростков с разными формами злокачественных новообразований. Отмечено, что преобладают непсихотические расстройства. Указано, что при лечении психопатологических симптомокомплексов с помощью современных психотропных средств положительный эффект достигается быстро и при использовании малых доз препаратов.
Ключевые слова: психоонкология, онкопедиатрия, дети и подростки.

А.А. Мирошниченко, Д.Р. Мерзлякова

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОД ГРУППОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко", ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" (Ижевск).

Резюме. В статье обозначена проблема оценки психологического здоровья младших школьников. Процесс сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений неотделим от процесса образования. На основе анализа теорий психологического здоровья определена возрастная специфика данного психологического феномена у младших школьников. Представлен алгоритм групповой экспертной оценки компонентов психологического здоровья младших школьников.
Ключевые слова: психологическое здоровье, младшие школьники, педагогическая система, система образования, квалиметрия, групповая экспертная оценка.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Е.А. Бочарова, О.С. Белова, А.Г. Соловьев

MЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ГРУППЫ РИСКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОГРАНИЧНОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Северный государственный медицинский университет (Архангельск).

Резюме. Предложена методика экспресс-диагностики детей дошкольного возраста для выявления группы риска детей с пограничной психической патологией при массовых профилактических осмотрах и на этапе первичного обследования врачами психоневрологического профиля. Методика предназначена для выявления субклинических проявлений отклонений психического здоровья, переходных состояний от нормы к патологии и, не требуя больших временных затрат, позволяет структурировать профилактический прием, детализировать беседу врача, за короткий период времени максимально полно выяснить возможные жалобы.
Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, пограничные психические расстройства, экспресс-диагностика.

Т.Ю. Кудряшова

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, МБДОУ № 34 р. п. Выездное (Нижегородская область).

Резюме. В статье представлены результаты исследования тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Показана взаимосвязь тревожности со степенью концентрации внимания у старших дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, тревожность, нейропсихологическая диагностика, концентрация внимания.

С.Л. Леончук

ФОРМЫ ЯДЕРНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКИ

ГКУ "Курганская областная психоневрологическая больница" (Курган).

Резюме. При синдромах раннего детского аутизма Каннера и Аспергера наблюдается ядерное недоразвитие социальной психики. Большинство авторов считает синдромы раннего детского аутизма заболеваниями шизотипического регистра. Это первичный непроцессуальный аутизм. Выделяют также вторичный процессуальный аутизм, аутизм в структуре патологии личности, психического дефекта при шизофрении и психоорганического синдрома. Врожденное диссоциальное расстройство, как и ранний детский аутизм, входит в континуум ядерного недоразвития социальной психики, так как при нем наблюдается дефицит социальной психики в виде морально-нравственного и эстетического дефекта. Это первичное непроцессуальное диссоциальное расстройство шизотипического регистра. Можно также выделить вторичное процессуальное диссоциальное расстройство, диссоциальное расстройство в структуре патологии личности, психического дефекта при шизофрении и психоорганического синдрома. Незнание причин ядерного недоразвития социальной психики затрудняет создание единого алгоритма оказания помощи этим больным.
Ключевые слова: ядерные формы недоразвития социальной психики, ранний детский аутизм, ядерное диссоциальное расстройство.
ОСОБАЯ ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

В.К. Рябцев, В.В. Ряшина

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

ФГБНУ "ИИДСВ РАО" (Москва).

Резюме. В статье рассматривается опыт организации культурно-образовательных проектов как современной практики профилактической работы. Рассмотрен потенциал культурно-образовательного проекта "Школьные театральные сезоны" в контексте профессионального развития педагога. С позиции антропологии образования в качестве предмета профессиональной деятельности педагога может быть положена детско-взрослая со-бытийная общность. Таким образом, разработка и реализация культурно-образовательных проектов является наиболее адекватной педагогической технологией. В качестве инструмента рефлексивного управления профессиональной деятельностью педагога предложена схема критериев для определения номинаций спектаклей на основе педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности.
Ключевые слова: антропология образования, антропопрактика, профилактика в образовании, культурно-образовательный проект, школьный театр, профессиональное развитие, развитие человека, детско-взрослая со-бытийная общность, педагогические позиции, психологическое здоровье.

С.А. Игумнов, А.С. Лобачева, Ю.А. Николкина, С.М. Шахова, С.С. Сулейманова

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У ПОДРОСТКОВ И ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" (Москва).

Резюме. В данной работе приведены результаты исследования такихособенностей личностных и социально-демографических характеристик молодых людей, предрасположенных к аддиктивному поведению, как уровень алекситимии, индивидуально-характерологические личностные особенности, индивидуальные стили совладания со стрессом. Исследование проводилось в двух группах: основной (лица, склонные к аддиктивному поведению) и контрольной группе без признаков зависимого поведения. Были выявлены такие особенности лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению, как дизадаптивные личностные особенности и дисфункциональные паттерны совладающего поведения.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, алекситимия, дисфункциональные копинг-стратегии, личностные особенности, новые ПАВ.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.Ю. Егоров

ДИЗАЙНЕРСКИЕ НАРКОТИКИ: НОВАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОЛОГИИ

ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

Резюме. В обзоре рассматриваются потребление новых дизайнерских наркотиков в подростково-молодежной среде, которое в РФ к 2014 г. приобрело характер, близкий к эпидемическому. Приводятся современные данные по эпидемиологии, картине опьянения, клинике зависимости, осложнениях, связанных с потреблением "спайсов" - синтетических каннабиноидов (СК) и "солей для ванн" - синтетических психостимуляторов (СП) - катинонов. Отдельно рассматривается вопрос о связи злоупотребления СК с развитием шизофрении. Подчеркивается необходимость разработки доказательных терапевтических тактик при зависимости от СК и СП.
Ключевые слова: дизайнерские наркотики, спайсы, синтетические каннабиноиды, соли для ванн, синтетические психостимуляторы, катиноны, подростковая наркология

Г.Н. Ракова

ОСОБЕННОСТИ "МАТЕРИНСКИХ ЭФФЕКТОВ" ФЕНОТИПИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

СПбГБУЗ "Городская поликлиника № 38", Женская консультация № 35 Центрального района (Санкт-Петербург).

Резюме. Обзор литературы посвящен изучению факторов, влияющих на развитие человека в перинатальном периоде, различным аспектам материнского влияния, играющим главенствующую роль в формировании диады "мать-дитя". Рассмотрены существующие тенденции изучения влияния особенностей личности матери и состояния ее здоровья на формирование гестационной доминанты, а также проблемы пренатальной травматизации и вопросы пренатального обучения. Особое внимание уделено описанию "материнских эффектов" фенотипичной передачи. Анализируются исследования, являющиеся теоретической базой для разработки системы мониторинга благополучного развития в перинатальном периоде.
Ключевые слова: материнские отношения, перинатальный период, психологический компонент гестационной доминанты, материнские эффекты, здоровье новорожденного.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСИЛИУМ.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2018 (18), № 2. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

A.A. Beburishvili, V.A. Zyablov, V.G. Kaleda

CLINICAL CHARACTERISTICS OF AUTOAGRESSIVE BEHAVIOR IN YOUTH PATIENTS WITH CONTINUOUS CYCLING OF ENDOGENOUS AFFECTIVE DISORDERS

FSBSI "Mental Health Research Center" (Moscow).

Summary. The publication presents the result of the study of autoagressive behavior in 32 patients with continuous cycling affective disorders in youth. We found that it's timing and frequency depends on patterns of affective phases alternations and differs between "rhythmic", "dysrhythmic juvenile" and "dysrythmic psychotic" subtypes. Suicidal attempts in this group were mostly "true" rather than "demonstrative", with different degrees of risk of life and health impairment. We noticed the lack of critical judgment in these patients towards their own autoagressive acts and hence high probability of repetition. High risk of auotoagressive behavior persists over the entire youth age period.
Keywords: youth; autoagression, suicide, self-injurious behavior, continuous cycling of affective disorders.

V.S. Sobkin, Y.A. Semenova

THE SOCIAL WELL-BEING IN CORRECTIONAL SCHOOLS DEPENDING ON THE SELF-ASSESSMENT OF HEALTH

Institute of Education Management of the RAE (Moscow).

Summary. The article is devoted to the study of the social well-being of correctional schools' students. It is based on the materials of the study conducted by the Institute of Education Management of the RAE in correctional schools of the Leningrad region in 2017. It is suggested that, depending on the assessment of their health, students of correctional schools will evaluate their social well-being differently. The study revealed that the negative self-assessment of health is associated with an unfavorable assessment of life prospects, fuzzy plans for the future, the expression of social environment fear. The most favorable assessment of social well-being involves in compensation for the features of their development by communicating with the social environment
Keywords: correctional schools, social well-being, values, health, compensation, socialization.

T.V. Ulasen1, N.V. Sulimova2

POLYMORPHISM OF MALADAPTIVE SYMPTOMS, CAUSED BY CHRONIC MENTAL TRAUMATISATION IN TERMS OF DEPRIVATION EXPERIENCE

1Smolensk State Medical University, 2Smolensk Social and Rehabilitation Centre for under-age "Phoenix" (Smolensk).

Summary. In this article is the information about clinical-psychological examination of local institution wards and the results of studying non-specific adaptation responses of the organism, using L.Kh. Garkavi and co-authors method is represented in the article. The article justifies the necessity of the extension research of the multifactorial influence of the chronic traumatization on the forming of clinical-psychopathological symptoms and structural disorders of adolescents' personality in order to identify specific preclinical symptoms of personal disorder, leading to socio-psychological dysadaptation.
Keywords: deprivation, frustration, mental trauma, non-specific adaptation response.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

T.A. Kupriyanova, E.V. Koren

MODERN APPROACHES TO TREATMENT OF HYPERKINETIC CONDUCT DISORDER

Moscow Research Institute of Psychiatry - the branch of FSBSI "National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky" (Moscow).

Summary. The article examines the positive therapeutic dynamics (based on the assessment of 38 children aged 6-12 years with hyperkinetic conduct disorder (according to ICD-10)) in both ADHD symptoms as well as conduct disorders after Pantogam (hopanthenic acid) augmentation strategy was implemented in addition to an insufficiently efficient Atomoxetine therapy. Qualitative changes in the children's state included: developing control over symptoms, increased social functioning and improved quality of life. The proposed strategy may contribute to better treatment outcomes for children with certain clinical types of hyperkinetic conduct disorder.
Keywords: ADHD, children, hyperkinetic conduct disorder, pharmacotherapy, social functioning, quality of life, Pantogam, Atomoxetine.

O.A. Suetina, N.E. Kravchenko

TO THE PROBLEM OF TREATMENT OF MENTAL DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH CANCER

Research Center of Mental Health (Moscow).

Summary. The article presents data on mental disorders observed in children and adolescents with different forms of malignant neoplasms. It is noted that non-psychotic mental disorders prevail. It is pointed out that in the treatment of psychopathological symptoms with the help of modern psychotropic drugs; the positive effect is achieved quickly and with the use of small doses of drugs.
Keywords: psychoncology, oncopediatria, children and adolescents.

A.A. Miroshnichenko, D.R. Merzlyakova

ACCOUNT OF AGE SPECIALTIES IN MEASURING INDICATORS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF YOUNG SCHOOLCHILDREN: METHOD OF GROUP EXPERT EVALUATIONS

Glazov State Pedagogical Institute (Glazov), Udmurt State University (Izhevsk).

Summary. The article outlines the problem of assessing the psychological health of participants in educational relations. The process of preserving and strengthening the psychological health of participants in educational relations is inseparable from the educational process. Based on the analysis of theories of psychological health, the age specificity of this psychological phenomenon in younger schoolchildren is determined. The algorithm of group expert evaluation of components of psychological health of junior schoolchildren is presented.
Keywords: psychological health, participants in educational relations, pedagogical system, education system, qualimetry, group expert evaluation.
SHORT COMMUNICATIONS

E.A. Bocharova, O.S. Belova, A.G. Soloviev

METHODS OF IDENTIFICATION OF RISK GROUP OF PRESCHOOL CHILDREN WITH BORDERLINE MENTAL PATHOLOGY

North State Medical University (Arkhagelsk).

Summary. A method for express diagnosing of preschool children is proposed to identify a risk group for borderline mental pathology during preventive examinations at the stage of the primary psychoneurological examination. The method is designed to identify early signs of mental health disorders, initial pathological symptoms. It allows structuring the prophylactic administration, details and finds out patients' complaints for a short period of time.
Keywords: questionnaire, children, preschool age, borderline mental disorders, express-diagnosing.

T.Yu. Kudryashova

INFLUENCE OF ANXIETY ON DEVELOPMENT OF ATTENTION IN CHILDREN'S SENIOR PRESCHOOL AGE

National Research University of N.I. Lobachevsky, Preschool Educational Institute № 34, Viezdnoe (Nizhny Novgorod Region)

Summary. This article is about the results of anxiety research in children's senior preschool age. Interdependence between anxiety and concentration's extent of attention is shown.
Keywords: preschool age, anxiety, , neuropsychological diagnostic, concentration of attention.

S.L. Leonchuk

FORMS OF NUCLEAR UNDERDEVELOPMENT OF THE SOCIAL PSYCHE

The State-financed institution "Kurgan Regional Neuro-Psychiatric Hospital" (Kurgan).

Summary. With the syndromes of early childhood autism Canner and Asperger observed nuclear underdevelopment of the social psyche. Most authors consider the syndromes of early childhood autism with diseases of the schizotypic register. This is non-process autism. There are also procedural children's autism, autism in the structure of personality pathology, mental defect in schizophrenia and psycho-organic syndrome. Congenital dissocial disorder, like early childhood autism, is included in the continuum of the nuclear underdevelopment of the social psyche since with it there is a deficit of the social psyche in the form of a moral, moral and aesthetic defect. This is a non-processional dissocial disorder of the schizotypic register. You can also highlight the procedural dissocial disorder, dissocial disorder in the structure of the personality pathology, mental defect in schizophrenia and psycho-organic syndrome. Ignorance of the reasons for the nuclear underdevelopment of the social psyche makes it difficult to create a single algorithm for providing assistance to these patients.
Keywords: nuclear forms of underdevelopment of the social psyche, early childhood autism, nuclear dissocial disorder.
SPECIAL TOPIC: EXPERIMENTAL PREVENTION PROGRAMS AT SCHOOLS

V.K. Ryabtsev, V.V. Ryashina

CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECTS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Russian Academy of Education (Moscow).

Summary. The article describes the experience of organizing cultural-educational projects as a modern practice of preventive work in education. The article presents the potential of the cultural-educational project "School Theatrical Seasons" in the context of professional development of teachers. From the position of anthropology of education, the child-adult co-existential community can be put as a subject of professional activity of the teacher, thus, the development and implementation of cultural-educational projects is the most appropriate pedagogical technology. The scheme of criteria for definition of nominations of performances, worked out on the basis of pedagogical positions of the adult in child-adult co-existential community is offered as a tool for reflexive management of professional activity of the teacher.
Keywords: anthropology of education, anthropopractice, prevention in education, cultural-educational project, school theatre, professional development, human development, child-adult co-existential community, pedagogical positions, psychological health.

S.A. Igumnov, A.S. Lobacheva, Y.A. Nikolkina, S.M. Shakhova, S.S. Suleymanova

THE PERSONAL AND SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF YOUNG PEOPLE PREDISPOSED TO ADDICTIVE BEHAVIOR

The National Medical Research Center for Psychiatry and Addiction Problems named after V.P. Serbsky (Moscow).

Summary. The results of a study of such characteristics of the personal and socio-demographic characteristics of young people predisposed to addictive behavior, such as the level of alexithymia, individual characterological personality traits, individual styles of coping with stress are presented. The study was conducted in two groups: the main one - persons prone to addictive behavior and a control group with no signs of dependent behavior. Such features of persons predisposed to addictive behavior, as dis-adaptive personality traits and dysfunctional patterns of coping behavior were revealed.
Keywords: addictive behavior, alexithymia, dysfunctional coping strategies, personality traits, new psychoactive substances.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

A.Yu. Egorov

DESIGN DRUGS: A NEW PROBLEM OF ADOLESCENT ADDICTOLOGY

I.M. Sechenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg State University, I.I. Mechnikov Nord-west State Medical University (St. Petersburg).

Summary. The review considers the consumption of new designer drugs in adolescent youth, which in the Russian Federation by 2014 acquired a character close to the epidemic. Modern data on epidemiology, the picture of intoxication, the dependence clinic, the complications associated with the consumption of "spice" - synthetic cannabinoids (SC) and "bath salts" - synthetic psychostimulants (SP) - cathinones are given. Separately, the issue of the association of SC abuse and the schizophrenia development is considered. The need to develop evidence-based therapeutic tactics in SC and SP dependence is emphasized.
Keywords: designer drugs, spices, synthetic cannabinoids, bath salts, synthetic psychostimulants, cathinones, adolescent addictology

G.N. Rakova

THE CHARACTERISTICS OF "MATERNAL EFFECTS" OF PHENOTYPE TRANSMISSION THROUGHOUT THE PERINATAL PERIOD(LITERATURE REVIEW

Municipal Policlinic № 38, Female Health Department № 35 of the Central District (St. Petersburg).

Summary. The paper discusses the factors influencing the growth and development of a neonate during the perinatal period. Not the least of them are multifactorial aspects of maternal influence, which are the key factors in mother-and-child dyad. This article is also concerned with such practically important aspects as the current trends in the study of maternal health influence on gestational dominant formation, prenatal injury problems and prenatal teaching. Special attention is paid to the classification of maternal effects on the phenotype transmission. The paper analyzes the studies, which are the theoretical basis for the development of the system to monitor a neonate well-being in the perinatal period.
Keywords: mothering, perinatal period, psychological component of gestational dominance, maternal effects, neonate health.
INTERPROFESSIONAL CONSILIUM
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS