Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2018 (18), № 1. Содержание номера

МАТЕРИАЛЫ ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЙ VI КОНГРЕССА "МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ХХI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ"

М.Ю. Городнова

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им И.И. Мечникова" (Санкт-Петербург).

Резюме. Авторы представляют трудности и узкие места процесса перехода к новой системе непрерывного медицинского и фармакологического образования. По мнению автора, междисциплинарный подход в психиатрии и концепция непрерывного медицинского образования входят в противоречие. Совершенствование системы образования должно опираться как на индивидуальные потребности участников системы, так и на системные потребности в целом. Обсуждаются вопросы дистанционного обучения, финансирования и организации образования. На обсуждение вынесен ряд предложений для сохранения междисциплинарной образовательной среды.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, непрерывное постдипломное медицинское и фармакологическое образование, психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, обучающая среда

С.В. Гречаный

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (Санкт-Петербург).

Резюме. В статье поднимается вопрос об объективности психиатрического обследования в раннем детском возрасте. Целью исследования была разработка основных принципов и конкретных методик психопатологической диагностики детей первых лет жизни. Приводятся результаты практической работы с пациентами раннего возраста в период 2001-2016 гг. На материале осмотра 1309 детей в возрасте от 8 мес до 4 лет 9 мес с разными психиатрическими диагнозами были сформулированы общие принципы психопатологической диагностики, поставлены организационные задачи психиатрического консультирования в раннем возрасте, сформулированы этико-деонтологические принципы, описаны особенности психопатологического осмотра детей первых 3-4 лет жизни.
Ключевые слова: психические расстройства раннего детского возраста, младенческая психиатрия, психиатрическое обследование в раннем возрасте.

Н.В. Зверева

ПРОБЛЕМЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", ФГБОУ ВО МГППУ(Москва).

Резюме. В статье представлены основные позиции пленарного доклада, посвященного актуальным проблемам современной патопсихологической диагностики у детей и подростков с нарушенным психическим здоровьем. Обозначены общие и частные тренды в области психического здоровья детей и подростков в отечественном и зарубежном подходах. Приведены базовые виды деятельности клинических психологов, прописаны проблемы в диагностике, связанные с инструментарием (отечественный, зарубежный), типом диагностики (номотетический, идиографический), организационными вопросами, динамикой психической патологии на фоне цивилизационных и социокультурных изменений и др.
Ключевые слова: детская клиническая психология, психологическая диагностика, номотетический и идиографический подходы.

Е.В. Корень, ТА Куприянова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ В ПЕРСПЕКТИВЕ ПРИНЯТИЯ МКБ-11

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" (Москва).

Резюме. В статье оценивается опыт использования МКБ-10 в перспективе МКБ-11 с указанием на теоретические и практические проблемы классификации в детской психиатрии, связанные с наличием возрастного фактора, определяющего особенности клинических проявлений психических расстройств у детей и подростков. Также на текущий момент излагаются основные результаты работы по подготовке нового пересмотра Международной классификации.
Ключевые слова: МКБ-10, МКБ-11, классификация, детская психиатрия.

А.А. Северный, Н.М. Иовчук

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

Ассоциация детских психиатров и психологов (Москва).

Резюме. Представлен анализ основных проблем, возникающих при комплексной коррекции пограничной психической патологии у детей и подростков. Изложены этапы и необходимые условия эффективного взаимодействия разнопрофильных специалистов при работе с дизадаптированными детьми и их семьями, в том числе работы мультидисциплинарного консилиума как основного механизма такого взаимодействия.
Ключевые слова: дизадаптированные дети и подростки, комплексная коррекция, межпрофессиональное взаимодействие, мультидисциплинарный консилиум.

Е.О. Смирнова

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ГБОУ ВПО МГППУ (Москва).

Резюме. В статье представлены основные характеристики детской информационной среды и показано их влияние на особенности психологии современных детей. Представлен анализ рынка современных игрушек, книжек и фильмов. Автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Один из них заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию детей сочетаются с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности. В результате у детей складывается установка на потребление, которая усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Приводятся характерные проблемы современных детей: недоразвитие моторной сферы, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации. Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как "обученность", тормозит развитие целостной личности ребёнка и ведет к дефициту мотивационной сферы.
Ключевые слова: детская субкультура, информационная продукция для детей, игрушки, мультфильмы, компьютерные игры и программы, самостоятельность, самоорганизация, личность.

В.С. Собкин, А.В. Федотова

ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: РИСКИ И РЕАКЦИИ

ФГБНУ "Институт Управления Образованием РАО" (Москва).

Резюме: В статье приведены результаты социологического опроса 2074 школьников Московской области относительно особенностей их отношения к социальным сетям. Рассматриваются представления старшеклассников о последствиях использования социальных сетей, связанных с ними негативных моментах и рисках. Особое внимание уделено анализу гендерных и возрастных различий. Результаты исследования выявили влияние на мнения подростка о воздействии социальных сетей таких факторов, как активность и интенсивность пользования сетями, а также социального статуса подростка в школьном коллективе.
Ключевые слова: социальные сети, ИКТ, интернет, подростковая субкультура, риски, обратная связь, агрессия, кибербуллинг, социальный статус, подростковый возраст, гендерная специфика, активность пользования социальными сетями, интенсивность пользования социальными сетями
ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Ю.Б. Можгинский

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ

НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой (Москва).

Резюме: резистентность к психофармакотерапии заметно усложняет лечение психических расстройств. Одним из решений данной проблемы является более тесная интеграция лекарственного воздействия и психотерапии. Детальное исследование современных аспектов психопатологии позволяет оптимизировать этот процесс. В данном сообщении говорится об особенностях клинических симптомов у детей, недостаточно освещенных в литературе, в которых имеется потенциал для взаимодействия психотерапевтических и психофармакологических подходов.
Ключевые слова: агрессивное поведение, депрессия, психотерапия, фармакотерапия, эмоциональная депривация, психодинамика.

Т.П. Бартош, О.П. Бартош, М.В. Мычко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ МАГАДАНА С АЛЕКСИТИМИЧЕСКИМИ ЧЕРТАМИ

Научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН (Магадан)

Резюме. В работе представлены результаты исследования психологических показателей мальчиков-подростков с алекситимией, родившихся в г. Магадане. Показано, что у подростков с алекситимическими чертами по сравнению со сверстниками-неалекситимиками, более высокие показатели тревожности, психической ригидности, социальной фрустрированности, более низкие самооценка и психическая устойчивость. Также более выражены качества дистимического и экзальтированного типов характера и менее гипертимного.
Ключевые слова: мальчики-подростки, алекситимия, психологические показатели, северо-восток России.

Л.Г. Шаль, М.Ю. Максименко

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ГБОУ "Школа № 1321 "Ковчег", РГГУ, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова ( Москва).

Резюме: В статье рассматривается наглядно-образное мышление на материале понимания смысла сюжетов у детей среднего и старшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) и с нормальным онтогенезом. Анализируется состояние гностических функций, динамических характеристик мыслительной деятельности и возможности установления причинно-следственных связей. При нормальном онтогенезе выявляется несформированность отдельных звеньев высших психических функций на завершающем этапе морфо- и функциогенеза, когда гностические трудности и дефицит целенаправленности возникают у незначительного количества детей в сочетании с высоким уровнем понимания. Для детей с РАС характерны выраженные гностические трудности и дефицитарность целенаправленности мыслительной деятельности, что приводит к ограниченному пониманию смысла сюжета.
Ключевые слова: наглядно-образное мышление, зрительное восприятие, причинно-следственные связи, школьный возраст, расстройства аутистического спектра.

Д.Е. Власова, А.Э. Зайцева

СВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ РАЗВИТИЯ

НИ Томский государственный университет (г. Томск)

Резюме. Проведено исследование качества жизни 120 семей, имеющих детей в возрасте 11-16 лет с особенностями здоровья и развития. Представлены результаты исследования взаимосвязи детско-родительских отношений, отношения к болезни ребенка и субъективного качества жизни в семьях, имеющих "особенных" детей.
Ключевые слова: качество жизни, детско-родительское отношение, дети с особенностями здоровья и развития

Т.Г. Горячева1,2, Е.О. Седова1

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова, 2Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Настоящее исследование посвящено становлению саморегуляции с позиций трехуровневой модели. Выборку составили 145 учащихся массовой школы в возрасте от 7 до 12 лет, распределенные по трем возрастным группам. Определялось влияние уровня саморегуляции психических состояний (первого уровня саморегуляции) и личностно-мотивационного уровня (третьего уровня) на уровень саморегуляции деятельности (второй уровень). На основании результатов исследования определено, что в возрасте 8-9 лет начинается переход ведущего уровня саморегуляции от уровня саморегуляции психических состояний к личностно-мотивационному уровню. Полученные данные о нарушениях формирования саморегуляции могут быть использованы для разработки коррекционных программ.
Ключевые слова: саморегуляция, младшие школьники, учебная мотивация.
ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

В.В. Колягин1, Е.П. Чернигова2

ШИЗОФРЕНИЯ ИЛИ БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО?

1Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2ГУЗ "Иркутская областная клиническая психиатрическая больница № 1" (Иркутск).

Резюме. Представлены клинические случаи биполярного аффективного расстройства у подростков, направленных в детское психиатрическое отделение с диагнозом шизофрения. Лечение пациентов депакином хроносфера обеспечило быстрое формирование качественной ремиссии.
Ключевые слова: биполярное аффективное расстройство, БАР, биполярное расстройство, БР, биполярный спектр, шизофрения, расстройства поведения, суицид, психоактивные вещества, ПАВ, депакин хроносфера.

Н.Н. Карякин, В.В. Дворянинова, О.В. Баландина, Г.А. Мишанов

ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА - ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК

ФГБОУ ВО "НижГМА, ФГБУ "ПФМИЦ" (Нижний Новгород).

Резюме. Несмотря на большое количество накопленных данных о клинике аутизма, проблема поздней диагностики этого заболевания по-прежнему остается актуальной. Один из способов решения проблемы - применение современных диагностических методик в дополнение к клиническому осмотру. В статье изложен опыт применения методик Childhood Autism Rating Scale (CARS) и Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) в процессе диагностики, а также Autism Treatment Evaluation Checklist (ATEC) для оценки динамики состояния пациентов с аутизмом на базе Центра длительной реабилитации детей "Добрый сад".
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, диагностическая методика, динамика состояния, CARS, ADOS, ATEC.

Е.Ю. Брель

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕВЕНЦИИ АЛЕКСИТИМИИ

Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск).

Резюме. В статье описана апробированная программа лонгитюдного исследования, посвященного превенции формирования и развития алекситимии в структуре практически здоровой личности. Результаты могут быть использованы при разработке мероприятий по психологическому сопровождению детей школьного возраста для повышения психологической безопасности и стабилизации психологического здоровья.
Ключевые слова: алекситимия, алекситимическое пространство, тревожность, агрессивность, эмпатия, психологическая профилактика.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

О.Б. Левковская1,2, Ю.С. Шевченко2

ОПЫТ АНАЛИЗА ЕДИНИЧНЫХ ЭПИЗОДОВ НЕСУИЦИДАЛЬНЫХ САМОПОВРЕЖДЕНИЙ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ (КЛИНИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

1ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой", 2ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" (Москва).

Резюме. Изучены мотивационные механизмы несуицидальных самоповреждений (НСП) на этапе единичных проб у девочек-подростков с позиции их защитно-приспособительного характера. Исследовали 110 случаев НСП в соответствии с критериями DSM-V у девочек-подростков (12-17 лет), госпитализированных в психиатрический стационар и наблюдавшихся амбулаторно. Из них единичные эпизоды НСП наблюдались в 12 случаях. Выделены следующие варианты единичных НСП: наивно-инфантильный, аффект-регулирующий (стрессирующий), пробы как самонаказание. Описаны основные мотивы единичных эпизодов НСП, клинико-характерологические особенности пациенток и связанные с ними различия в мотивационных механизмах самоповреждений.
Ключевые слова: несуицидальные самоповреждения, несуицидальное самоповреждающее поведение, аутоагрессия, мотивационные механизмы, защитно-приспособительный характер, суицидальное поведение.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2018 (18), № 1. CONTENTS

MATERIALS OF PLENARY SESSIONS OF THE VI CONGRESS "YOUNGER GENERATION OF THE XXI CENTURY: CURRENT PROBLEMS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL HEALTH"

M.Yu. Gorodnova

INTERDISCIPLINARY APPROACH TO MENTAL HEALTH CARE AND CONTINUING MEDICAL EDUCATION

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint-Petersburg).

Summary. The authors present the difficulties and bottlenecks in the process of transition to a new system of continuous medical and pharmacological education. According to the author, the interdisciplinary approach in psychiatry and the concept of continuing medical education are in contradiction. The improvement of the education system should be based both on the individual needs of the system participants and on the system needs as a whole. The issues of distance learning, funding and organization of education are discussed. The author makes proposals to preserve the interdisciplinary educational environment.
Keywords: interdisciplinary approach, continuous postgraduate medical and pharmaceutical education, psychiatrist, psychotherapist, medical psychologist, learning environment

S.V. Grechanyi

PROBLEMS AND TASKS OF THE PSYCHOPATHOLOGICAL METHOD IN THE DIAGNOSIS OF MENTAL DISORDERS IN EARLY CHILDHOOD

St. Petersburg State Pediatric Medical University (St. Petersburg).

Summary: the article raises the question of the objectivity of psychiatric examination in early childhood. The aim of the study was the development of basic principles and specific methods of psychopathological diagnosis of children of the first years of life. Results of practical work with patients of early age in the period of 2001-2016 are given. On the basis of the examination of 1309 children aged 8 months up to 4 years 9 months with different psychiatric diagnoses, general principles of psychopathological diagnosis were formulated, organizational tasks of psychiatric counseling at an early age were formulated, ethical-deontological principles were formulated, and the features of psychopathological examination of children of the first 3-4 years of life were described.
Keywords: mental disorders of early childhood, infantile psychiatry, psychiatric examination at an early age.

N.V. Zvereva

PROBLEMS OF PATHOPHYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS IN CHILDREN'S PSYCHIATRIC CLINIC

FSBSI "Mental Health Research Center", MSUPE (Moscow).

Summary. The main positions of the plenary report devoted to actual problems of modern pathopsychological diagnostics in children and adolescents with impaired mental health are presented in the article. There are indicated commonand particular trends in CAMH in domestic and foreign approaches. The basic types of activity of clinical psychologists are given. Main diagnostic problems are connected with: instrumentation (domestic, foreign), type of diagnostics (nomothetic, idiographic), organizational issues, dynamics of mental pathology due to civilizational and socio-cultural changes, etc.
Keywords: pediatric clinical psychology, psychological diagnostics, nomothetic and idiographic approaches.

E.V. Koren, T.A. Kupriyanova

PRESSING ISSUES OF CLASSIFICATION IN CHILD PSYCHIATRY IN SIGHT OF UPCOMING ADOPTION OF ICD-11

Moscow Research Institute of Psychiatry - the branch of FSBSI "National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky" of the Russian Ministry of health (Moscow).

Summary.The article studies the experience of using ICD-10 in sight of coming ICD-11 adoption, indicating theoretical and practical classification issues in child psychiatry associated with the age factor which affects specific features of clinical manifestations of mental disorders in children and adolescents. Also, the main current results of the preparation for a new revision of the International Classification are presented.
Keywords: ICD-10, ICD-11, classification, child psychiatry.

A.A. Severnyy, N.M. Iovchuk

THE ORGANIZATION OF CROSS-DISCIPLINARY INTERACTION IN THE PSYCHOCORRECTIONAL HELP TO CHILDREN AND ADOLESCENTS.

Association of Child Psychiatrists and Psychologists (Moscow).

Summary. The analysis of the main problems arising at complex correction of boundary mental pathology at children and teenagers is submitted. Stages and necessary conditions of effective interaction of diversified experts are stated during the work with the dysadapted children and their families, including works of a multidisciplinary consultation as main mechanism of such interaction.
Keywords: dysadapted children and adolescents, complex correction, interprofessional interaction, multidisciplinary consultation.

E.O. Smirnova

CHARACTERISTICS OF MODERN CHILDREN'S SUB-CULTURE

Center for Psychological and Pedagogical Expertise of Games and Toys MSUPE (Moscow).

Summary. The article presents the main characteristics of children's information environment and show their influence on the psychology of modern children. In the analysis of modern market of toys, books and movies, the author states some of the paradoxes of modern socio-cultural situation. One of them is that increased demands on cognitive development of children combined with overly caring attitude to their physical security and autonomy. The desire to make the life of their children easier, to protect them from any risk, effort and hardship is the dominant trend of modern education. As a result, children are setting on consumption, which is amplified by the expansion of modern media and video production for children. In the second part of the article discusses the problems of modern children due to the characteristics of children's subculture. Among them, the underdevelopment of the motive sphere, disorders of speech development, lack of imagination, communication difficulties, lack of autonomy and self-organization. The author concludes that mordern children's subculture inhibits the development of personality of the child and leads to deficiency of motivation.
Keywords: children's subculture, and information products for children, toys, cartoons, computer games and programs, independence, self-organization, personality.

V.S. Sobkin, A.V. Fedotova

TEENAGER AND SOCIAL NETWORKING: RISKS AND RESPONSE

Institute of Education Management of the RAE (Moscow).

Summary: The survey of 2074 school-aged teenagers was concerned with various aspects of their social networking. The main focus of this article is teenagers' opinion about the effects, risks and negative features of social networking considering gender and age peculiarities. The paper also reveals the impact of teenagers' activity and intensity in using social networks on the issue as well as their social status among classmates.
Keywords: social networking, ICT, internet, teenage subculture, risks, feedback, aggression, cyber bullying, social status, adolescence, gender specifics, activity in using social networks, intensity in using social networks
PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

Yu. B. Mozhginskiy

THE MODERN FEATURES OF CHILD PSYCHOPATHOLOGY

NPC mental health of children and adolescents them. G. E. Sukhareva (Moscow).

Summary. Resistance to pharmacotherapy significantly complicates the treatment of mental disorders. One solution to this problem is the integration of drug effects and psychotherapy. A detailed study of modern aspects of psychopathology allows us to optimize this process. In this message refers to the characteristics of clinical symptoms in children are insufficiently covered in the literature, in which there is a potential for interaction provided psychotropic and psychotherapeutic approaches.
Keywords: aggressive behavior, depression, psychotherapy, pharmacotherapy, emotional deprivation, psychodynamics.

T.P. Bartosh, O.P. Bartosh, M.V. Mychko

PSYCHOLOGICAL PROFILES OF ALEXITHYMIC ADOLESCENT BOYS OF MAGADAN.

Scientific-Research Center "Arktika" FEB RAS (Magadan).

Summary. Presented in the paper are results of the study of psychological indices observed in Magadan born alexithymic adolescent boys. Having compared subjects with and without alexithymia signs we acquired the following findings: alexithymia subjects were higher in anxiety, psychic rigidity, and social frustration but lower in self-estimation and mental stability. Besides, they demonstrated more pronounced features of disthymic and excited types of character and were less pronounced in hyperthymic type as compared to their non- alexithymia agemates.
Keywords: adolescent boys, alexithymia, psychological indices, Russia's northeast.

L.G. Shal, M.Yu. Maksymenko

DISTINGUISING FEATURES OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING AND GNOSTIC FUNCTIONS IN CHILDREN OF MIDDLE AND SENIOR SCHOOL AGE WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

School № 1321 "Kovcheg", Russian State Humanitarian University, Moscow State University named after M.V. Lomonosov ( Moscow).

Summary. In the article, visual-figurative thinking is examined on the basis of understanding the meaning of subjects in children of middle and senior school age with autism spectrum disorders and normal ontogeny. The state of gnostic functions, dynamic characteristics of mental activity and the possibility of establishing cause-effect relationships are analyzed. The data obtained during the study of children with normal ontogenesis indicate the presence of unformed individual links of higher mental functions at the final stage of morpho- and functionalogenesis, when gnostic difficulties and a lack of purposefulness arise in a small number of children, and are combined with a high level of understanding. Children with autism spectrum disorders are characterized by pronounced gnostic difficulties and lack of purposeful thinking, which leads to a limited understanding of the meaning of the plot.
Keywords: representational thought, active visual perception, cause and effect, schoolchildren, autism spectrum.

D.E. Vlasova, A.E. Zaitseva

THE EFFECT OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS ON THE QUALITY OF LIFE IN FAMILIES HAVING A CHILD WITH HEALTH OR DEVELOPMENT PECULIARITIES

Tomsk State University (Tomsk).

Summary. The study followed 120 families with children 11-16 years of age suffering from chronic illnesses or developmental disabilities. Data were collected to assess the children's and parent's psychological quality of life, parent-child relationships and the parent's attitude to the child's illness.
Keywords: quality of life, parent-child relationships, child with health or development peculiarities

T.G. Goryacheva, E.O. Sedova

FEATURES OF FORMATION OF SELF-CONTROL AT YOUNGER SCHOOLCHHILDREN

Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov, Moscow State Psychological-Pedagogical University (Moscow).

Summary. The current research refers self-regulation development from the point of view of three-level model. The sample consists of 145 pupils of public school in the age from 7 to 12 years, belonging to three age groups. The influence of the first self-regulation level (the level of mental states) and of the third (motivational) one on the operational self-regulation level is defined. The research shows that in the age of 8-9 years the leading level of self-regulation shifts from the first to the third one. The obtained results on self-regulation problems can be used in designing intervention programs.
Keywords: self-regulation, junior schoolchildren, learning motivation.
PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

V.V. Kolyagin1, E.P. Chernigova2

SCHIZOPHRENIA OR BIPOLAR DISORDER?

1Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - Branch Campus of the FSBEI FPE RMACPE MOH Russia, 2Irkutsk Regional Clinical Psychiatric Hospital №1 (Irkutsk)

Summary. Clinical cases of bipolar affective disorder in adolescents directed to the children's psychiatric hospital with a diagnosis of schizophrenia are presented. Treatment of patients with depakin chronosphere provided rapid formation of qualitative remission.
Keywords: bipolar affective disorder, bipolar disorder, bipolar spectrum, schizophrenia, behavior disorders, suicide, psychoactive substances, depakin chronosphere.

N.N. Karyakin, V.V. Dvoryaninova, O.V. Balandina, G.A. Mishanov

DIAGNOSTICS OF AUTISM - EXPERIENCE WITH MODERN TECHNIQUES

FGBOUVO "NizhGMA", FGBU "PFMIC" (Nizhnij Novgorod).

Summary. Despite the large amount of accumulated data of the clinic of autism, the problem of late diagnosis of this disease remains relevant. One way to solve this problem is the use of modern diagnostic techniques in addition to clinical examination. The article describes the experience in applying methods Childhood Autism Rating Scale (CARS) and Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) in the diagnostic process, as well as Autism Treatment Evaluation Scale (ATEC) for the assessment of patients with autism at the Center for long-term rehabilitation of children "Dobryj sad".
Keywords: autism spectrum disorders, diagnostic methods, the dynamics of status, CARS, ADOS, ATEC.

E.Yu. Brel

THE POSSIBILITIES OF PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF ALEXITHYMIA

National research Tomsk State University (Tomsk).

Summary. The article describes the approved program of longitudinal research on the prevention of the formation and development of alexithymia in the structure of healthy personality. The results can be used in the development of measures for psychological support of school-age children to increase the psychological security and stabilization mental health.
Keywords: alexithymia, alexithymics space, anxiety, aggressiveness, empathy, psychological prevention.
LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

O.B. Levkovskaya, Y.S. Shevchenko

THE EXPERIENCE OF THE ANALYSIS OF SINGLE EPISODES OF NON-SUICIDAL SELF-INJURIES IN ADOLESCENT GIRLS (CLINICAL ESSAY)

The Scientific and Practical Center of Mental Health of Children and Teenagers of G.E. Sukhareva, Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Moscow).

Summary. The study the motivational mechanisms of the non-suicidal self-injuries (NSSI) at the stage of single samples in adolescent girls from the standpoint of their protective and adaptive nature. 110 cases of NSSI were studied in accordance with the DSM-V criteria in adolescent girls (12-17 years old) hospitalized in a psychiatric hospital and observed outpatiently. Of these, single episodes of non-suicidal self-injurious behavior were observed in 12 cases. The following variants of single NSSI are highlighted: naive-infantile, affect-regulating (stressing), sampling as self-punishment. The main motives of single episodes of NSSI, clinical and characterological features of patients and related differences in motivational mechanisms of self-injuries are described.
Keywords: non-suicidal self-injuries, non-suicidal self-injuring behavior, autoaggression, motivational mechanisms, protective and adaptive nature, suicidal behavior.
THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS