Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   
  ENG  

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2016 (16), № 2. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Н.М. Иовчук, А.А. Северный

ОДАРЕННОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ: ДИНАМИКА И ПРОГНОЗ.
ЧАСТЬ III. ОДАРЕННОСТЬ У ДЕТЕЙ СИНДРОМОМ АСПЕРГЕРА

ФГБНУ Научный центр психического здоровья, ГБОУ Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В продолжение исследования динамики одаренности у детей и подростков с психическими нарушениями проанализированы истории развития 11 лиц мужского пола с синдромом Аспергера, с раннего возраста проявлявшие высокие способности в различных сферах. Относительно благоприятной можно признать социальную и профессиональную адаптации только у 5 из них. В процессе жизни они остаются глубоко интровертированными, ригидными, формальными, чудаковатыми и эмоционально дефицитарными, но сохраняют творческие способности и высокую активность. Причинами трудностей реализации одаренности у детей с синдромом Аспергера являются неадекватное медико-психологическое сопровождение.
Ключевые слова: детская одаренность, синдром Аспергера, социальная адаптация.

Н.В. Зверева, А.А. Коваль-Зайцев, А.В. Куликов

СТАНОВЛЕНИЕ ДЕФЕКТА ПРИ ШИЗОФРЕНИИ: ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЯ И БОЛЕЗНИ (КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЛУЧАЯ)

ФГБНУ "Научный центр психического здоровья" (Москва).

Резюме.В статье анализируется случай длительного клинико-психологического наблюдения за формированием психического дефекта у больного с ранним началом заболевания шизофренией. Представлены подробный анамнез и материалы катамнеза, данные психологической диагностики развития на протяжении более 8 лет. Показаны специфика формирования психического дефекта, особенности развития высших психических функций (формирование когнитивного дефекта) на разных возрастных этапах, дефицитарность личности, особенности социализации и дизадаптации, нарастающей с течением болезни.
Ключевые слова: дизонтогенез, катамнез, детская шизофрения, дефект, индивидуальная динамика развития.

О.О. Андронникова

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ КАК ОСНОВА ВИКТИМНЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СФЕР ЛИЧНОСТИ

ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет" (Новосибирск).

Резюме.Статья посвящена вопросам возникновения социально-психологической депривации и ее роли в виктимных нарушениях психологических сфер личности. В статье дано определение явлению социально-психологической депривации. Описаны результаты эмпирического исследования детей из социально благополучных и неблагополучных семей, а также воспитывающихся в условиях детского дома. В статье раскрыто влияние социально-психологической депривации на развитие личности ребенка. Дан качественный и количественный анализ, выделены факторы, описывающие различные типы деривационных процессов.
Ключевые слова: социально-психологическая депривация, материнская депривация, виктимность, личность.

Е.А. Мильке, Е.В. Свистунова

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОДРОСТКАМИ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

Институт социологии, психологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ (Москва).

Резюме. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение субъективной оценки психологического благополучия и качества жизни подростками с избыточным весом по сравнению с их сверстниками с нормативным весом.
Ключевые слова: подростки, избыточный вес, психологическое благополучие, качество жизни.

ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

В.Л. Кабанов

НОВЫЕ МОДЕЛИ И ПРОГРАММЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации (Москва).

Резюме. В статье представлен анализ нормативно-правового обеспечения, направленного на создание эффективной системы профилактики правонарушений и успешной социализации детей в Российской Федерации. Автор определяет важность оказания особого внимания уязвимым категориям детей, где учитывается необходимость разработки и внедрения форм работы, позволяющим преодолевать их социальную исключительность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Представлен опыт Минобрнауки России по формированию новых моделей Кластера антинаркотической профилактики детства на базе центров психолого педагогической и медико социальной помощи несовершеннолетним, центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, потребляющих наркотики в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: социализация, профилактика правонарушений, психолого-педагогическая коррекция и реабилитация.

О.Б. Левковская1,2, Ю.С. Шевченко2

СПАСИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО? ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА "ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ М.Е. БУРНО" ДЛЯ ПСИХОТЕРАПИИ ПОДРОСТКОВ

1Государственное бюджетное учреждение здравоохранения г. Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой" Департамента здравоохранения г. Москвы, 2Российская медицинская академия последипломного образования (Москва).

Резюме. Психотерапевтическая работа с подростками является одной из самых сложных и комплексных в психотерапии. Стремление к развитию, личностному росту, самореализации естественны для экспансивно-исследовательской позиции подросткового возраста. Творчество, творческий процесс и вдохновение представляют неоспоримый саногенный потенциал в работе с подростками с психическими нарушениями. В статье рассматриваются некоторые теоретико-методологические предпосылки создания новой программы по Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно для использования в подростковых психиатрических отделениях.
Ключевые слова: детская и подростковая психотерапия, Терапия творческим самовыражением Бурно М.Е., подростковый кризисный период, творчество, саногенный потенциал.

А.М. Щербакова, Е.А. Осипова

СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Статья посвящена проблеме достижения возможной самостоятельности и независимости детьми с тяжелыми нарушениями в развитии, включающими выраженную интеллектуальную недостаточность. Целью исследования стало изучение особенностей психосоциального развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, включенных в программы социокультурной реабилитации. Описывается модель социокультурной реабилитации, разработанная общественной организацией "Круг". Результаты исследования свидетельствуют о том, что многолетняя реабилитационная работа позволяет включить детей с выраженной умственной отсталостью в социальный контакт, помогает выделить предпочитаемый ими вид деятельности, что является подтверждением повышения качества их жизни. Жизнь этих детей приобретает не только витальную, но и социокультурную регуляцию.
Ключевые слова: психологическая реабилитация, абилитация, социокультурная реабилитация, субъективное качество жизни, интеллектуальная недостаточность, множественные нарушения развития, социально-бытовые навыки, самообслуживание.

Т.Ю. Сунько

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Статья посвящена проблеме концептуального поэтапного проектирования и апробации модели и алгоритма деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся ОВЗ. В статье представлена модель и алгоритм деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.
Ключевые слова: концептуальное проектирование, модель деятельности общеобразовательных организаций, алгоритм деятельности общеобразовательных организаций, образовательная деятельность обучающихся ОВЗ, организация образовательной деятельности.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

С.А. Игумнов1, П.С. Лапанов2

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ АНТЕНАТАЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

1ФГБУ "Национальный научный центр наркологии" (Москва, Россия), 2Белорусский государственный университет (Минск, Беларусь).

Резюме. Рассмотрены возможные патогенетические механизмы психических и поведенческих расстройств, развивающийся у лиц, подвергшихся антенатальному воздействию радиоэкологических и психосоциальных факторов Чернобыльской катастрофы. Отмечено, что в ряде случаев проблему представляет качество медицинских данных, использование методов диагностики и лечения, недостаточно подтвержденных с точки зрения доказательной медицины, и существенный недостаток сведений о психосоматических и психических расстройствах в общей и детско-подростковой популяции. Это диктует необходимость дальнейших проспективных исследований на протяжении всего жизненного цикла людей, пострадавших вследствие радиационных катастроф.
Ключевые слова: Чернобыльская катастрофа, радиационный фактор, антенатальный период, интеллект, психосоциальные факторы.

В.Н. Ослон, А.М. Щербакова

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье представлен профессиональный стандарт специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере . Описывается модель (характеристика квалификации) данного вида профессиональной деятельности. Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере - новая профессия, целью которой является "предоставление комплексной (социально-психологической, социально-педагогической, социально-трудовой) реабилитационной помощи уязвимым категориям населения". Раскрывается содержание образовательных программ, обеспечивающих профессиональную подготовку и переподготовку в сфере психологической реабилитации.
Ключевые слова: реабилитация, психологическая реабилитация, профессиональный стандарт, модель профессиональной деятельности, трудовые функции, социальная сфера

О.И. Шмырева

СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Воронежский государственный университет инженерных технологий (Воронеж).

Резюме. В статье представлена сущность эмоционального развития личности в подростковом возрасте как соотношение прогрессивных и регрессивных эмоциональных проявлений. Показано, что формирование эмоциональной сферы носит прогрессивный характер эмоционального развития, кризисные переживания - регрессивный характер. К глубинным свойствам эмоционального развития в исследовании отнесены: эмоциональный контакт с миром, эмоциональная трансформация, эмоциональная надситуативность. Эмоции в подростковом возрасте образуют сложную динамичную структуру, включающую спектр амбивалентных, стенических и астенических эмоциональных состояний.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональное развитие, подростковый возраст.

С.П. Елшанский, А.Ф. Ануфриев, З.Ф. Камалетдинова, О.Е. Сапарин, Д.В. Семенов

ПОЗИТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ

Московский педагогический государственный университет (Москва).

Резюме. Представлены данные о специфичности позитивных личностных качеств, таких как субъективное благополучие, счастье, надежда, субъективная успешность деятельности, способность определения жизненных целей, эмоциональная зрелость, осознание настоящего, удовлетворенность жизнью, стремление к личностному росту и инициатива к нему, склонность к любопытству и исследованию, мотивация к поиску и осознанию смысла жизни, чувство благодарности у студентов гуманитарного профиля различных форм и курсов обучения, полученные на материале 234 человек.
Ключевые слова: психологические особенности студентов, позитивная психология, благополучие, счастье, надежда, благодарность, эмоциональная зрелость, личностный рост, смысл жизни.

А.Ю. Александров, Ж.А. Александрова, Т.В. Таланова

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ И ВУЗАХ

ФГБОУ "Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова" (Чебоксары).

Аннотация: анализируются социокультурные аспекты адаптации иностранных школьников и студентов, обучающихся в российских школах и вузах. Выявляются факторы, затрудняющие успешную адаптацию иностранных школьников и студентов. Рассматривается комплекс мероприятий, способствующих адаптации иностранных обучающихся.
Ключевые слова: социокультурная адаптация иностранных школьников и студентов, факторы адаптации, экспорт образовательных услуг.

ОСОБАЯ ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

В.В. Зарецкий

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" (Москва).

Резюме. В статье обсуждается эффективность структуры дополнительных профессиональных программ, направленных на профилактику аддикций среди детей и подростков с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Автор приходит к выводу, что системность структуры дополнительных профессиональных программ в значительной степени повысит их эффективность и уровень профессиональных компетенций ее участников.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, профилактика, образовательные стандарты, профессиональные компетенции.

С.М. Шахова

СИНТЕТИЧЕСКИЕ КАННАБИНОИДЫ ("СПАЙС") - НАРКОТИК "ВЫБОРА" МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" МЗ РФ, ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва).

Резюме. Распространенность употребления дизайнерских наркотиков, новых психоактивных веществ синтетического происхождения, стремительно растет. Данные вещества свободно распространяются под видом легальных веществ, "безопасных" для употребления как в сети Интернет, так и в неформальной среде молодых лиц, а именно школьников старших классов и студентов. В данной статье представлены последние результаты исследования зависимости от синтетических каннабиноидов, проводимого в ФМИ ЦПН им. В.П. Сербского.
Ключевые слова: зависимость от синтетических каннабиноидов, "Спайс", новые ПАВ, сочетанное употребление ПАВ и "Спайс".

С.А. Игумнов1, В.В. Аблова1, А.В. Козырева1, М.А. Жердева1, П.С. Лапанов2, А.С. Лобачева1, С.М. Шахова1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЧРЕЗМЕРНЫМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАННАБИНОИДОВ

1ФГБУ "Национальный научный центр наркологии", филиал ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского" Минздрава России (Москва, Россия), 2Гомельский государственный медицинский университет (Гомель, Беларусь).

Резюме. У подростков, характеризующихся систематическим чрезмерным употреблением психоактивных веществ (синтетических каннабиноидов), повышение уровня аддиктивной идентичности приводит к снижению интеллектуальной продуктивности, способности к самоконтролю и самопринятию. В сфере межличностных отношений, аддиктивное поведение приводит к избеганию межличностных контактов и социальной изоляции. Таким образом, начиная употребление синтетических каннабиноидов с целью активизировать социальные контакты и повысить самооценку, подростки приходят к диаметрально противоположным результатам: одиночеству, социальной изоляции и низкой самооценке.
Ключевые слова: подростки, синтетические каннабиноиды, аддиктивная идентичность, психологические характеристики, психосоциальные факторы.

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

А.В. Горюнова

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ (ЛЕКЦИЯ, ЧАСТЬ 2)

Российская медицинская академия последипломного образования (Москва).

Резюме. В лекции описаны особенности психического и двигательного развития детей с аутизмом и начальные признаки нарушений взаимодействия, поведения, аффективных и когнитивных расстройств. Характер первичных коммуникаций, эмоциональных реакций ребенка на окружающее, в том числе и на мать, а также оценка развития речевых функций и эволюции игры в раннем возрасте имеют важное диагностическое значение. Дифференциальный диагноз аутистических расстройств необходимо проводить как внутри группы общих нарушений развития, так и с рядом заболеваний нервной системы, начинающихся в раннем возрасте. Приведено клиническое наблюдение ребенка с аутизмом в возрасте 15 мес.
Ключевые слова: аутизм в детстве, диагностика аутизма.

Л.В. Мардахаев

АДАПТАЦИЯ И ДИЗАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (ЛЕКЦИЯ)

Российский государственный социальный университет (Москва).

Резюме. В статье раскрывается сущность и содержание адаптации, адаптивности и адаптированности с позиции социальной педагогики как фактора приспособления к социокультурной среде, предрасположенности к приспособлению и ее результат; сущность и содержание дизадаптации, дизадаптивности и дизадаптированности как следствия внутреннего (личностного) и внешнего неблагополучия (среды), их влияние на проявление человека как фактора стимулирования его развития, социализации; необходимость учета адаптации и дизадаптации в социальной педагогике.
Ключевые слова: адаптация, адаптивность и адаптированность, дизадаптация, дизадаптивность и дизадаптированность, реадаптация.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ


  RUS  

Full version in PDF format  2016 (16), № 2. CONTENTS

PSYCHIATRY, PSYCHOLOGY, PSYCHOTHERAPY, SOCIAL PEDAGOGICS AND ALLIED DIRECTIONS

N.M. Iovchuk, A.A. Severnyy

A GIFTEDNESS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS SUFFERING FROM MENTAL DISORDERS: DYNAMICS AND PROGNOSIS.
PART 3. A GIFTEDNESS IN CHILDREN WITH ASPERGER'S SYNDROME

Mental Health Research Center, Moscow City Psychological-Pedagogical University (Moscow).

Summary. In continuation of the study of the dynamics of giftedness in children and adolescents with mental disorders analyzed the history of the 11 males with Asperger's syndrome who at an early age show high ability in various fields. Relatively favorable possible to recognize the social and professional adaptation of only 5 of them. In the process of life, they remain deeply introverted, rigid, formal, eccentric and emotionally the deficit, but retain the creativity and high activity. The reasons for the difficulties of realization of giftedness in children with Asperger's syndrome are inadequate medical and psychological support.
Keywords: children's giftedness, Asperger's syndrome, social adaptation.

N. Zvereva, A. Koval-Zaytsev, A. Kulikov

DEFECT FORMATION IN SCHIZOPHRENIA: DYNAMICS OF INTERACTION DEVELOPMENT AND DISEASES (CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF CASE)

Federal State Scientific Institution "Mental health research center" (Moscow).

Summary.The article examines the case of long-term clinical and psychological follow-up supervision of mental defect forming in a patient with early-onset schizophrenia. Detailed histories of patient's life, including materials of catamnesis are presented. The results of psychological diagnostics and observations of development for over 8 years are presented too. The specificity of the formation of mental defect features is described, type of development of higher mental functions (cognitive defect formation) at different age stages was allocated. There were detected different types of cognitive dysontogenesis on different ages of patient and stages of disease. Deficits personality features of socialization and maladjustment has been increasing with the passage of the disease.
Keywords: dysontogenesis, catamnesis, childhood schizophrenia, defect, individual development dynamics.

O.O. Andronnikova

MATERNAL DEPRIVATION AS BASIS OF VICTIMIZATION VIOLATIONS OF PSYCHOLOGICAL SPHERE PERSONALITY

FSBEI HPE Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk).

Summary. . In this article the questions of occurrence of social and psychological deprivation and its role in the victimization of disorders of psychological spheres of personality. The article provides a definition of the phenomenon of social and psychological deprivation. The results of empirical studies of children from socially advantaged and disadvantaged families, and brought up in a children's home. Here disclosed the impact of social and psychological deprivation on a child's personality development. This is a qualitative and quantitative analysis highlighted the factors that describe different types of derivation processes.
Keywords: socio-psychological deprivation, maternal deprivation, victimization, personality

Milke E.A., Svistunova E.V.

SUBJECTIVE ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND QUALITY OF LIFE BY OVERWEIGHT TEENAGERS

Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City Teacher Training University (Moscow).

Summary. The article describes results of the investigation of psychological well-being and quality of life subjective assessment by overweight teenagers in comparison with their peers with normal weight.
Keywords: adolescents, overweight, psychological well-being, quality of life.

PREVENTION, THERAPY, CORRECTION, REHABILITATION, MANAGEMENT OF INVESTIGATION AND TREATMENT

V.L. Kabanov

NEW MODELS AND PROGRAMS OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF CHILDREN

The Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Moscow).

Summary. The article presents an analysis of regulatory support, aimed at creating an effective system of crime prevention and successful socialization of children in the Russian Federation. The author defines the importance of providing special attention to vulnerable categories of children, which takes into account the need to develop and implement forms of work, allowing them to overcome social exclusion and promote rehabilitation and full integration into society. The experience of the Russian Ministry for the formation of new model of a cluster of anti-drug prevention of childhood based on pedagogical and psychological centers of social care to minors, centers of psychological and educational rehabilitation and correction of minors who use drugs in the Russian Federation.
Keywords: socialization, delinquency prevention, psycho-pedagogical correction and rehabilitation.

O.B. Levkovskaya1,2, Yu.S. Shevchenko2

THE SAVING CREATIVITY? USING THE METHOD OF "THE CREATIVE SELF-EXPRESSION THERAPY BY M.E. BURNO" IN THE PSYCHOTHERAPY OF ADOLESCENTS

1Scientific-Practical Center of Mental Health of Children and Adolescents behalf of GE Sukhareva, 2Russian Medical Academy of Postgraduate Education (Moscow).

Summary: Psychotherapeutic work with adolescents is a complex and challenging work. It turns to be inextricable and sophisticated. The aspiration for the development, personal increase, self-realization is natural for expansive and investigative position of adolescence. The creativity, creative process and inspiration represent an unquestioned health-improving and revitalizing potential in work with teenagers with mental disorders. Considering the above-mentioned reasons, we want to introduce the theoretical and methodological prerequisites of the new program based on the creative self-expression psychotherapy, invented by M.E. Burno. The programme for adolescents in psychiatric departments is created by taking into account all the aspects listed before.
Keywords: children and adolescents psychotherapy, creative self-expression psychotherapy by M.E. Burno, teenage crisis, creativity, revitalizing potential.

А.М. Shcherbakova, Е.А. Osipova

SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE OF CHILDREN WITH DISABILITIES INCLUDED IN THE PROGRAMME OF JOINT GAME ACTIVITY

Moscow City Psychological-Pedagogical Univrtsity (Moscow).

Summary. The article discusses the achievements possible autonomy and independence of children with severe developmental disorders, including severe intellectual impairment. The aim of the research was to study the characteristics of the psychosocial development of children with severe intellectual disabilities included in the program of social and cultural rehabilitation. A model of socio-cultural rehabilitation, developed the "Krug" public organization. The findings suggest that the long-term rehabilitation work enables children with severe mental retardation in social contact, it helps to highlight their preferred type of activity, which is a confirmation of improving the quality of their lives. The life of these children becomes not only vital, but also socio-cultural regulation.
Keywords: psychological rehabilitation, abilitation, socio-cultural rehabilitation, subjective quality of life, intellectual disability, multiple disorders of development, social-domestic skills, self-service.

T.Yu. Sunko

BUILDING A MODEL OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS ENGAGED IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Moscow City Psychological-Pedagogical University (Moscow).

Summary. The article deals with the conceptual design and testing phased model and algorithm of activity of educational organizations engaged in educational activities of students with disabilities. The article presents a model and algorithm of activity of educational organizations engaged in educational activities in general education programs.
Keywords: conceptual design, model of activity of educational institutions, the algorithm of activity of educational institutions, educational activities of students with disabilities, the organization of educational activities.

SHORT COMMUNICATIONS

S.A. Igumnov1, P.S. Lapanau2

THE MENTAL HEALTH RESEARCH OF CHILDREN WHO WERE EXPOSED TO ANTENATAL RADIO-ECOLOGICAL AND PSYCHOSOCIAL FACTORS OF THE CHERNOBYL DISASTER

1Research Institute of Addiction Problems (Moscow, Russia), 2Belarussian State University (Minsk, Belarus).

Summary. There were evaluated the possible pathogenic mechanisms of mental and behavioral disorders developing among the persons who were exposed to antenatal radio-ecological and psychosocial factors of the Chernobyl disaster. In some cases the problem is the quality of medical data, the use of diagnostic and treatment methods, insufficiently verified in terms of evidence-based medicine, and a significant lack of information about the psychosomatic and mental disorders in general and child-adolescent population. That dictates the need for further prospective studies throughout the life-span cycle of the people affected by radiation disasters.
Keywords: Chernobyl disaster, radio-ecological factor, antenatal period, intelligence quotient, psychosocial factors.

V. Oslon, A. Shcherbakova

POSSIBILITIES AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION A NEW STANDARD OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SPECIALIST IN REHABILITATION IN THE SOCIAL SPHERE

Moscow Sity University of Psychology and Education (Moscow).

Summary. This article introduces the standard of professional activity of a specialist in rehabilitation in the social sphere. А description of the model (characteristics of the qualification) of this type of professional activity is provided. Rehabilitation counsellor in the social sphere form a new profession aims "providing comprehensive (social/psychological, social/pedagogical, social/labor-related) rehabilitation assistance to vulnerable groups of the population. This article explains the content of educational programs that provide professional training and retraining related to psychological rehabilitation.
Keywords: rehabilitation, psychological rehabilitation, standard of professional activities, model of professional activities, employment functions, social sphere.

O. I. Shmyreva

STRUCTURAL EMOTIONS IN ADOLESCENT AGE

Voronezh State University of Engineering Technology (Voronezh).

Summary. In the article we deal with emotional development of a person during teenage as correlation of progressive and regressive emotional expressions. It is shown that the formation of emotional sphere has progressive character of emotional development, critical feelings have regressive character. Deep characteristics of emotional development include: emotional contact with the world, emotional transformation, emotional supra-situation. Emotions in adolescence present a complex dynamic structure including the spectrum of ambivalent, sthenic and asthenic emotional states.
Keywords: emotion, emotional development, adolescent age.

S.P. Yelshansky, A.F. Anufriev, Z.F. Kamaletdinova, O.E. Saparin, D.V. Semyonov

POSITIVE PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS OF HUMANITARIAN PROFILE OF DIFFERENT FORMS AND COURSES OF STUDY

Moscow Pedagogical State University (Moscow).

Summary. The specificity of positive personal qualities (such as subjective well-being, happiness, hope, subjective success, ability to define life goals, emotional maturity, awareness of the present moment, life satisfaction, commitment to personal growth and initiative to it, tendency to curiosity and investigation, motivation to search and realization of the meaning of life, sense of gratitude) in students of humanitarian profile of different forms and courses of study (obtained on the material of 234 respondents) has been presented in the work.
Keywords: psychological features of students, positive psychology, well-being, happiness, hope, gratitude, emotional maturity, personal growth, sense of life.

A.Y. Aleksandrov, Z.A. Aleksandrova, T.V. Talanova

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS REVISITING THE EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIAN SCHOOLS AND UNIVERSITIES

The Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "The Chuvash State University named after I.N. Ulyanov" (Cheboksary).

Abstract: the socio-cultural aspects of the adaptation of foreign pupils and students studying in Russian schools and universities are analyzed. Factors hindering the successful adaptation of foreign pupils and students are identified. A set of measures to facilitate the adaptation of foreign pupils and students is considered.
Keywords: socio-cultural adaptation of foreign pupils and students, adaptation factors, export of educational services.

SPECIAL TOPIC: EXPERIMENTAL PREVENTION PROGRAMS AT SCHOOLS

V.V. Zaretskiy

STRUCTURING ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM ON THE PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR AMONG MINORS AND PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE IN THE CONTEXT OF THE REQUIREMENTS OF THE GEF

The Federal State Budgetary Research Institute "Centre for Protection of Rights and Interests of Children" (Moscow).

Summary. The article discusses the effectiveness of the structure of additional professional programs aimed at the prevention of addiction among children and adolescents, taking into account the requirements of the federal state educational standards of general education. The author concludes that the systematic structure of other professional programs will greatly enhance their effectiveness and level of professional competence of its members.
Keywords: addictive behavior, prevention, educational standards, professional competence.

S.M. Shakhova

THE SYNTHETIC CANNABINOIDS ("SPICE") - DRUG OF CHOICE FOR YOUNG GENERATION

Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology named by V.P. Serbsky MH RF, The First Sechenov Moscow State Medical University MH RF (Moscow).

Summary. Prevalence of designer drugs - new psychoactive substances of synthetic origin is growing rapidly. These drugs are freely distributed between young people, the high school and university students and through the Internet under the guise of legal substances "safe" for use. This article presents the latest research results on synthetic cannabinoids' dependence, which is taken place in Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology named by V.P. Serbsky. Keywords: synthetic cannabinoids dependence, "Spice", designer drugs, the combined use of drugs and "Spice".

S. Igumnov1, V. Ablova1, A. Kozyreva1, M. Zherdeva1, P. Lapanau2, A. Lobacheva1, S. Shakhova1

PSYCHOSOCIAL FEATURES OF TEENAGERS WITH ADDICTION TO SYNTHETIC CANNABINOIDS

1V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology MH RF (Moscow, Russia), 2Gomel State Medical University (Gomel, Belarus).

Summary. In teenagers, characterized by systematic excessive use of psychoactive substances (synthetic cannabinoids), the growth of addictive identity leads to a reduction of intellectual efficiency, the ability to self-control, responsibility and self-acceptance. In the interpersonal sphere, the influence of drugs is manifested by the reduction of social presence and sociability. Thus, having started to use drugs in order to increase social contacts and self-esteem, teenagers get a completely opposite results: loneliness, social isolation and low self-esteem.
Keywords: teenagers, synthetic cannabinoids, addictive identity, psychological characteristics, psychosocial factors.

LITERATURE REVIEWS, LECTIONS, METHODICAL MATHERIALS

A.V. Goryunova

DIAGNOSTICS FEATURES OF THE CHILDREN WITH AUTISM IN THE EARLY CHILDHOOD (LECTION, PART 2)

Summary. The second part of the lecture describes specific features of psychiatric and motor development of children with autism, as well as initial signs of interactive and behavioral disturbances, and affective and cognitive disorders. A number of factors play an important role in the diagnosis in the early childhood: the patient's initial interaction and emotional reaction to the environment, including to his/her mother, his/her psychiatric activity, and analysis of the speech functions and development of the game skills. Autistic disorders should be distinguished from the signs of general developmental disorders and neurological diseases that begin in the early childhood. A case report of a child of 1 year and 3 months diagnosed with autism is included.
Keywords: autism in childhood, diagnostics of autism.

L.V. Mardakhayev

ADAPTATION AND DYSADAPTATION OF THE PERSON: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECT (LECTION)

Russian State Social University (Moscow).

Summary. In article the essence and the content of adaptation, adaptability and adaptedness from a position of social pedagogics, as an adaptation factor to the sociocultural environment, predispositions to the adaptation and its result reveals; essence and content of dysadaptation, maladaptive and maladjustment as consequences of internal (personal) and external trouble (environment) their influence on manifestation of the person, as factor of stimulation of its development, socialization; need of the accounting of adaptation and dysadaptation for social pedagogics.
Keywords: adaptation, adaptability and adaptedness, dysadaptation, maladaptive and maladjustment, readaptation.

THE RULES FOR SCIENTIFIC WRITINGS