Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2014 (14), № 2. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А.О. Дробинская, Е.В. Корень, Ю.Б. Коваленко,
А.М. Марченко, Е.А. Трайнина, Д.С. Косолапова

К ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗАДЕРЖЕК ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБУ Московский научно-исследовательский институт психиатрии МЗ РФ (Москва).

Резюме. В статье представлены диагностические алгоритмы, позволяющие дифференцировать полиморфную группу случаев негрубой ретардации психического и речевого развития у детей дошкольного возраста с опорой на диагностически значимые дизонтогенетические и психопатологические признаки.
Ключевые слова: диагностика, нарушения психического развития, дошкольный возраст

A.O. Drobinskaya, E.V. Koren, J.B. Kovalenko,
D.S. Kosolapova, A.M. Marchenko,E.A. Trainina

DIAGNOSTIC DIFFERENTIATION OF MILD NEURODEVELOPMENTAL DELAYS IN PRESCHOOL AGE

Moscow Research Institute of Psychiatry (Moscow).

Abstract. The article looks at diagnostic algorithms facilitating the differentiation of polymorphic group of cases of mild neurodevelopmental delays with predominantly persistent difficulties in the acquisition and use of language in preschool age with reliance on diagnostically significant dysontogenetic and psychopathological symptoms.
Keywords: diagnostics, neurodevelopmental delays, preschool age.

А.С. Рахимкулова, В.А. Розанов

НЕКОТОРЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РИСКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ: БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ТРАКТОВКА

Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Институт инновационного и последипломного образования (Одесса, Украина).

Резюме. Рисковое поведение подростков - область исследований, которая заслуживает особого внимания ввиду связи рискового поведения с другими формами девиантного поведения включая суицидальное. Однако, несмотря на опасность и сложность по- следствий рискового поведения, возможно, оно не является патологией развития индивида или группы. Исследование свидетельствует о значительной распространенности (более 50%) различных форм рискового поведения и об их заметном преобладании среди юношей. В то же время, сочетание всех форм рискового поведения у одной личности встречается достаточно редко (1%-3% в зависимости от пола). Максимум рисковой активности наблюдается в возрасте 14-15 лет, при переходе в группу 16-18 лет эта активность резко ослабевает. Полученные данные трактуются с позиций роли биологических, психологических и социальных факторов, вызывающих и влияющих на рисковое поведение, в их совокупности.
Ключевые слова: рисковое поведение подростков, взаимосвязь рискового и суицидального поведения, подростки и риск.

A.S. Rakhimkulova, V.A. Rozanov

SOME MANIFESTATIONS OF RISKY BEHAVIOR AMONG CITY ADOLESCENCE: BIO-PSYCHO-SOCIAL INTERPRETATION

Odessa National University after I.I. Mechnikov, Institute of Innovative and Postdiploma Education (Odessa, Ukraine).

Resume. Adolescent risky behavior is an area of research which deserves special attention so far as it is tightly connected with other forms of deviant behavior, including suicidality. However, despite the danger and complexity of the consequences of risky behavior it might not be a pathology of either individual or group behavior. Current study (601 persons12-18 years old)testifies that different signs of risky behavior have high prevalence (more than 50%) among modern adolescents. On the other hand combination of all studied form of risky behavior in one personality is quite rare (1-3% depending on gender). Risky behavior is mostly prominent in the age group14-15 years while in age group 16-18 years prevalence falls. The results obtained are discussedfrom the point of view of biological, psychological and social factors that determine and influence the risky behavior.
Keywords: adolescent risky behavior, risky behavior among adolescent youth, intercon- nection of risky and suicidal behavior.

В.С. Собкин, Д.В. Адамчук, А.В. Федотова

ПОДРОСТОК: О ДОПУСТИМОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ В СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ФГНУ "Институт социологии образования" РАО (Москва)

Резюме. В статье приводятся результаты социологического опроса старшеклассников относительно особенностей их сексуального поведения. Анализируется отношение старшеклассников к возрастной ограничительной норме на вступление в сексуальные контакты и их реальное поведение с учетом гендерных, возрастных и социально-стратификационных различий. Показано влияние на формирование у подростка пред-ставлений о возрастной норме вступления в сексуальные отношения таких факторов, как полнота/неполнота родительской семьи и религиозная самоидентификация.
Ключевые слова: сексуальное поведение, сексуальные установки, подростковый возраст, нормативная регуляция, возрастная норма, социальная норма.

V.S. Sobkin, D.V. Adamchuk, A.V. Fedotova

TEENAGER: PERMISSIBILITY OF SEXUAL RELATIONS

Institute for Sociology of Education RAE (Moscow).

Summary. The article is based on the results of school-aged teenagers survey which aimed to cover various aspects of their sexual activity. The main focus is teenagers' attitude towards prohibitive age norm compared to their real sexual behavior considering gender, age and socio-stratificational peculiarities. The paper reveals the role of sociocultural factors such as full or one-parent family and religious self-identity in the formation of sexual norms and attitudes in adolescence.
Keywords: sexual conduct, sexual attitudes, adolescence, normative regulation, age norm, social norm.

Е.В. Свистунова, М.С. Серавкина

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ ДЕТЬМИ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Московский городской педагогический университет: Институт психологии, социологии и социальных отношений (Москва).

Резюме. В статье рассматривается образ здоровья и болезни через призму знаково-символического опосредования. Дается характеристика данных образов здоровыми детьми старшего дошкольного возраста и детьми с аллергическими заболеваниями. Демонстрируется возможность использования методик "Смешные человечки" и "Неоконченные предложения" для определения отношения детей к здоровью и болезни.
Ключевые слова: знаково-символическое опосредование, дошкольники с аллерги ческими заболеваниями, отношение к болезни и здоровью.

E.V. Svistunova, M.S. Seravkina

SYMBOLIC MEDIATION OF ALLERGIC CHIDREN'S HEALTH AND DISEASE

Summary. The article tells about image of health and disease with the help of symbolic mediation. It characterizes those images of healthy preschool children and allergic preschool children. It demonstrates the possibility to use the "unfinished sentences" technique and "funny little people" technique to measure children's attitude towards health and disease.
Keywords: symbolic mediation, allergic preschool children, attitude towards health and disease.

А.Ю. Шеманов

ЗНАЧЕНИЕ ИМПЛИЦИТНОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье анализируется значение имплицитной нормативной антропологической концепции для выбора методологии исследования качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей и подростков. Исходя из тезиса, что социальное включение (инклюзия), понимаемое как полнота участия человека в жизни общества, является одним из ключевых показателей качества жизни, в статье поддерживается точка зрения H.P. Meininger, что в наибольшей мере критериям инклюзивности отвечает антропология аутентичности, а не доминирующая сегодня нормативная антропология автономии. Поэтому первая и должна стать антропологической основой исследований качества жизни.
Ключевые слова: качество жизни, люди с ментальными нарушениями, социальная инклюзия, нормативная антропология, автономия, аутентичность.

A.Yu. Shemanov

THE SIGNIFICANCE OF IMPLICITE ANTHROPOLOGICAL FRAMEWORK IN THE LIFE QUALITY STUDIES OF PEOPLE WITH DISABILITIES

Moscow State Univercity of Psychology & Education (Moscow)

Summary. In the article, author analyzes the significance of implicite anthropological framework for choise of methodology of the life quality studies of people with disabilities, including children and adolescents. H.P. Meininger's thesis is supported in the article that anthropology of authenticity, but not anthropology of autonomy, better corresponds to inclusion criteria. Based on the supposition that social inclusion considered as human full participating in life of society is one of key indicators of life quality, author argues that the anthropology of authenticity should be choosed as framework of the life quality studies.
Keywords: life quality, people with mental disabilities, social inclusion, normative an- thropology, autonomy, authenticity.

ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Г.В. Грызунова, Л.Т. Козловская

ИППОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Консалтинго-тренинговая компания "Эквитер", Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева (г. Усть-Каменогорск, Казахстан).

Резюме. В статье рассматриваются особенности коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе иппотерапии. Цель работы состоит в изучении влияния лошади на психическое и физическое состояние детей, про- ходящих курс иппотерапии и имеющих нарушения в опорно-двигательной и аффективной сферах. В ходе реализации поставленной цели обосновываются принципы организации и содержательная характеристика иппотерапии, описываются процедура и основные этапы, раскрываются особенности и значение влияния лошади на формирование, и развитие внутреннего опыта ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, его психофизиологическое состояние. Предмет исследования - выявление психотерапевтических эффектов и психологических новообразований, возникающих у детей при взаимодействии с лошадью в результате прохождения иппотерапии. Основное предпо- ложение исследования заключается в том, что занятия иппотерапией приводят не только к улучшению физического состояния больных детей, но и к формированию психологических новообразований, развитию высших психических функций и личностных качеств, способствующих психосоциальной реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Коррекционная работа с детьми посредством иппотерапии позволяет ненасильственно, безболезненно и быстро включить ребенка в работу и запустить в нем через мотивацию животным инициацию к позитивным изменениям. Результаты исследования показали, что иппотерапия, проводимая с детьми, обладает психотерапевтическим эффектом, способствует улучшению моторики, речевого развития, эмоционально-волевой сферы, общения ребенка с окружающей средой.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, коррекционная работа, иппотерапия, межвидовое общение.

G.V.Gryzunova, L.T. Kozlovskaya

THERAPEUTIC HORSE-RIDING IN REMEDIAL ACTIVITIES WITH DISABLED CHILDREN

Summary. The article is dedicated to peculiarities of remedial activities based on therapeutic horse-riding with disabled children. The goal of the research is to study the influence of horses on children with reduced mobility and children with psychological problems. To realize the goal, we describe the organization principles and essence of therapeutic horse-riding, the procedure and its main stages, survey the peculiarities and the influence of the horse on the formation and development of the experience and psychophysiological state of disabled children. The subject of the research is influence is influence of therapeutic horse-riding on the psychophysiological state and personal development of disabled children. The hypothesis of the research lies in the assumption that therapeutic horse-riding enhances not only the improvement of the physical state of the disabled children but to the development of psychological new growths, development of personal qualities, which help socially and psychologically rehabilitate disabled children. Remedial activities with children based on therapeutic horse-riding lets involve children in work unostentatiously and quickly and stimulates positive changes by motivating them with animals. The results of the research showed it that therapeutic horse-riding for children has psychotherapeutic effect, enhances the development of their motor movements, speech development, emotional sphere, communication skills.
Keywords: disabled children, remedial activities, therapeutic horse-riding, interspecific communication.

Н.Т. Попова*, Е.А. Попова**

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АКТЕРА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГРУППОВОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ТРЕНИНГЕ: СИНТЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

ГБОУ ВПО МГППУ, ГБОУ ЦДТ "Строгино"*, ФГБОУ ВПО РАТИ-ГИТИС**(Москва).

Резюме. В статье дается описание театрального тренинга, направленного на развитие индивидуальных средств пластической выразительности, разработанного для интегрированного театрального коллектива, включающего актеров с ограниченными возможностями здоровья. Оценивается реабилитационный потенциал данного тренинга. Предлагается переосмысление целей театрального тренинга, его результатов, критериев оценки театральной деятельности в интегрированной театральной студии. Делается попытка междисциплинарного анализа театрального тренинга в рамках культурологического (культурно динамического) подхода.
Ключевые слова: культурологический подход в реабилитации, театральная деятельность, люди с ограниченными возможностями здоровья, актер с ограниченными возможностями здоровья, выразительное движение, телесная выразительность, эстетические и реабилитационные задачи, особые культурные потребности.

N. Popova, E. Popova

DEVELOPMENT OF DISABLED ACTOR'S INDIVIDUAL EXPRESSION IN GROUP THEATRICAL TRAINING: SYNTHESIS OF AESTHETIC AND REHABILITATION TASKS

MSUPE, GBOU CDT "Strogino", The Russian University of Theatre Arts (GITIS) (Moscow).

Summary. In the article authors describe a new training directed to development of individual plastic movement expressivity. The training is designed for integrative theatre studio with participation of people with disabilities as actors. The training developmental and rehabilitation potential is discussed. The authors propose a new approach to assessment of theatre training purposes, and to evaluating theatre activity and performance of actors with and with- out disability in integrative theatre collective. The theatre training is analysed in the framework of multidisciplinary cultural dynamic approach.
Keywords: cultural dynamic approach to development and rehabilitation of people with disability, theatre activity, actor with disability, expressive movement, body expressivity, aesthetic and rehabilitation tasks, special cultural needs.

И.А. Котляр (Корепанова)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

Международный университет природы, общества и человека "Дубна" (г. Дубна Московской обл.).

Аннотация. В обзорной статьей представлен инклюзивный ландшафт Германии в сфере образования. Обсуждаются организационные аспекты инклюзивного образования, в том числе и вопросы подготовки кадров для инклюзивного образования. Особое внимание уделено анализу совместной деятельности педагогов, сопровождающих (тьюторов), родителей. Показано, что эта совместная деятельность регулируется индивидуальным планом, составленным для каждого ребенка, системообразующей целью деятельности выступает создание условий для развития самостоятельности ребенка. Методологической базой инклюзии выступает понятие "гетерогенность" (многообразие, A. Prengel).

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

И.В. Добряков

РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ

ГБОУ ВПО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" МЗ РФ (Санкт-Петербург).



Н.А. Миллер

ПОДРОСТКОВЫЙ СТРЕСС - ОДНА ИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Московский Георгиевский кадетский корпус (Москва).



С.Л. Леончук

НОРМАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

ГКУ "Курганская областная психоневрологическая больница" (Курган).

Резюме. Развитие - это негэнтропийный процесс. Организм борется с энтропийной деградацией через рост, усложнение своей структурно-функциональной организации, увеличение мощности гомеостатов, созревание тканей и систем. Ис- точником развития организма является внутренняя борьба организма с Экосистемой, которая диктует его морфофункциональное устройство и производит элиминацию неугодных особей через естественный отбор. Развитие организма - это не прямолинейный, поступательный и безболезненный процесс, а всегда внутренне противоречивый, волнообразный, часто возвратный процесс. Следствием внутренней борьбы и противоречивости отношений организма с Экосистемой являют- ся "нормальные болезни" развития организма.
Ключевые слова: биологическая система, развитие, энтропия, болезни развития, элиминация.

Sergey L. Leonchuk

DISEASES OF DEVELOPMENT IN ONTOGENESIS

The State-financed institution "Kurgan Regional Neuro-Psychiatric Hospital" (Kurgan).

Summary. Development is ungentropic process. Organism fights with entropic degradation through growth by the increasing complexity of structural and functional organization, increasing power of homeostatеs, maturation of tissues and systems. Source for development of organism is internal fight of organism with ecosystem, which dictates its morpho-functional structure and produces elimination of unwanted organisms through natural selection. Development of organism is not easy and painless process. It is always self-contradictory, undulating and often recurrent process. Result of internal fight of organism and contradictory its relationship with ecosystem are "normal illness" of organism.
Keywords: biological system, development, entropy, diseases of development, elimination.

ОСОБАЯ ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

А.Н. Булатников

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Российская медицинская академия последипломного образования (Москва).



В.В. Зарецкий

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Федеральный Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи (Москва).



Е.Р. Кочкурова

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ПОЗИТИВНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Кадетская школа "Героев Космоса" (Москва).



В.Н. Филиппов, Р.Н. Андреев, З.С. Шахурдина

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования Республики Саха (Якутск).



ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В.И. Шебанова

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ АССОЦИАТИВНОГО ТЕСТА ИНВЕРСИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка (Киев).

V.I. Shebanova

THE MODIFIED VARIANT OF ASSOCIATION TEST OF INVERSIONS OF EMOTIONAL REFLECTION

Kyiv National University of Taras Shevchenko (Ukraine, Kiev).

Abstract. The article is devoted to the justification of theoretical and methodological basis of modified version of associative test of inversion of emotional reflection, which is designed for express diagnostics of eating disorders. Presented the progress of the test and stimulus material. The article contains materials of more than 72 scientific sources, 40 of which are represented.
Keywords: modified version of the test inversion of emotional reflection, express diagnostics, eating disorders.

Р.Е. Барабанов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

ФГБУ Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России (Москва).

Резюме. В настоящей работе рассматриваются общие и специфические психолого-социальные особенности семей, имеющих детей-инвалидов, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам.
Ключевые слова: дети-инвалиды, социальная незащищенность, психологическая фрустрация, внутренний и внешний тупик, психотравмирующий фактор.

R.E. Barabanov

PSYCHO-SOCIAL FEATURES OF THE FAMILIES, WHICH CONTAIN CHILD, WHO IS SUFFERING FROM A DEVELOPMENTAL DISORDER

Federal State Institution Research Center of Otorhinolaryngology of the Federal Medical-Biological Agency of Russia (Moscow).

Summary: In this article, we consider general and specific psycho-social features of families, which contain children with disabilities. Because family and child compose one dynamic system, which is cooperating with people around and opposing to adverse external circumstances.
Keywords: Children with disabilities, social insecurity, psychological frustration, internal and external deadlock, stressful factors.

О.Б. Левковская*, Ю.С. Шевченко**

НЕСУИЦИДАЛЬНОЕ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

*Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков, **Российская медицинская академия последипломного образования (Москва).

Резюме. Саморазрушительные действия без суицидальных намерений известны в истории человечества на протяжении тысячелетий. Американские и европейские исследования показывают значительный рост уровня несуицидальных самоповреждений в общей популяции. Не могут оставить равнодушными специалистов данные, касающиеся превалирования данной формы девиантного поведения среди старших подростков и молодых людей. Несуицидальные самоповреждения включены как состояния, требующие дальнейшего изучения, в DSM-V. Данный обзор представляет основные существующие на сегодняшний день теоретические подходы и модели несуицидальных самоповреждений.
Ключевые слова: самоповреждения, самоповреждающее поведение, несуицидальные самоповреждения, суицид, суицидальные действия.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

Г.В. Скобло

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "РАССТРОЙСТВА СПЕКТРА АУТИЗМА: МЕДИЦИНСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ"

(А.П. Чуприков, А.М. Хворова; второе дополненное издание. - Львов: Мс, 2013. - 272

с.)

Н.В. Зверева

СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (К ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРУМОВ)

ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" (Москва).



А.М. Щербакова

О II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
12 - 13 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА, МГППУ, МОСКВА

ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" (Москва).

Резюме. В статье описана работа научно-практической Конференции, посвященной проблемам психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дано представление о содержании основных докладов, приведена резолюция, принятая участниками конференции по итогам ее работы.
Ключевые слова: реабилитация, психологическая реабилитация, лица с ограниченными возможностями здоровья.

A.M. Shcherbakova

ABOUT INTERNATIONAL RESEARCH AND PRACTICE CONFERENCE "ISSUES OF PEOPLE WITH HEALTH DISABILITIES PSYCHOLOGICAL REHABILITATION" DECEMBER 12-13th, 2014

Moscow State University of Psychology & Education (Moscow).

Summary. The article describes the work of the international scientific-practical conference dedicated to the problems of psychological rehabilitation of persons with disabilities. The author gives an idea about the content of the main reports. The article includes text of the resolution adopted by the conference participants.
Keywords: rehabilitation, psychological rehabilitation, people with health disabilities.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ