Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2013 (13), № 2. Содержание номера

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ V МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА "МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ХХI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ" (24-27 СЕНТЯБРЯ 2013 Г., МОСКВА)

А.А. Северный, Ю.С. Шевченко

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ДЕТСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

НЦ психического здоровья РАМН, Российская медицинская академия последипломного образования МЗ РФ, Ассоциация детских психиатров и психологов (Москва).



Г.В. Козловская, М.А. Калинина, М.В. Иванов,
Т.А. Крылатова, Л.Г. Кузьменко, Л.Ф. Кремнева

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

НЦ психического здоровья РАМН, Российский университет дружбы на-родов (Москва).

Резюме. В статье отмечается высокая распространенность пси-хической болезненности в раннем детстве и рост психических расстройств в детском возрасте в целом, который опережает аналогичное увеличение у взрос-лых. В то же время вопросам детского психического здоровья уделяется необос-нованно мало внимания, не восстановлен статус специальности "детский психи-атр", сокращено количество специализированных коек и др. Приводятся данные о росте тяжелых психических расстройств с началом в раннем и дошкольном воз-расте.
Ключевые слова: психическое здоровье, детская психиатрия, микропсихиатрия, аутизм, эндогенные психозы.

Kozlovskaya G.V., Kalinina M.A., Ivanov M.V.,
Krylatova T.A., Kuz'menko L.G., Kremneva L.F.

TOPICAL ISSUES ON EARLY CHILDHOOD MENTAL HEALTH


Summary. Topical issues on early childhood mental health are consid-ered in the article. There is a high prevalence of psychiatric morbidity in early childhood and increase in mental disorders among children in general, which is ahead of a similar increase among adults. At the same time, unjustifiably on children's mental health little attention is being paid, specialty "children's psychiatrist" is not reestablished, the num-ber of specialized beds is reduced etc. The data on the frowth of severe mental disorders (endogenous psychoses of the autism group) beginning in early and pre-school age.
Keywords: mental health, children psychiatry, micropsychiatry, au-tism, endogenous psychoses.

Л.О. Пережогин

СИСТЕМАТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С БЕЗНАДЗОРНОСТЬЮ И КРИМИНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского МЗ РФ (Москва).

Резюме: в работе приводятся данные о распространенности и ха-рактере психических расстройств среди несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и безнадзорных, о механизмах формирования асоциального поведе-ния данных категорий несовершеннолетних, что играет главную роль в разра-ботке комплексных программ реабилитации для несовершеннолетних правонару-шителей, беспризорных и безнадзорных, ориентированных на профилактику асо-циального поведения и коррекцию психических расстройств, социальную реадап-тацию и формирование устойчивых паттернов просоциального реагирования. Предложена модель взаимодействия специалистов и учреждений в рамках про-филактики и реабилитационной социально-психиатрической помощи несовер-шеннолетним.
Ключевые слова: дети, подростки, беспризорные, безнадзор-ные, криминальное поведение, психические расстройства, психотерапия, реаби-литация

Perezhogin L.O.

SYSTEMATICS AND CORRECTION OF MENTAL DISORDERS IN THE JUVENILE WITH NEGLECTION AND CRIMINAL ACTIVITY

Serbsky research center for social and forensic psychiatry, Moscow, Russia


Abstract: the paper presents data on the prevalence and nature of mental disorders among juvenile offenders, homeless and neglected, on the mechanisms of formation of asocial behavior of these categories of minors, which plays a major role in the development of integrated programs rehabilitation for juvenile offenders, home-less and neglected, aimed at prevention of asocial behaviour and correction of mental disorders, social reintegration and the formation of sustainable patterns of prosocial re-sponse. The suggested model of interaction of experts and institutions in the framework of the prevention and rehabilitation of socio-psychiatric assistance to minors.
Keywords: children, adolescents, homeless, neglected, criminal be-havior, mental disorders, psychotherapy, rehabilitation

Н.М. Иовчук

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ В ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ

Ассоциация детских психиатров и психологов, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).



Шевченко Ю.С., Северный А.А.

КОНЦЕПЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ ТЕРАПИИ КАК ИДЕОЛОГИЯ МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Российская медицинская академия последипломного образования, НЦ психического здоровья РАМН, Ассоциация детских психиатров и психологов (Москва).



А.П. Чуприков

ЛЕЧЕБНОЕ И ОЗДОРАВЛИВАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЖИВОТНЫМИ

Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика (Киев).

Резюме. В мире отмечается бурный рост анималотерапии, распро-странены центры иппотерапии. Существуют питомники для разведения собак для людей с особыми потребностями. Существует около 600 дельфинариев, в боль-шинстве которых проводится купание с больными детьми. При этом в странах СНГ анималотерапия игнорируется детскими психоневрологами, и ею занимаются коррекционные педагоги и психологи. Считаем, что настало время серьезно отне-стись к тем позитивным результатам анималотерапии, которые наблюдаются у де-тей с аутизмом, с интеллектуально-когнитивным дефицитом, детей с ДЦП и др. Анималотерапия должна входить в комплексную терапию и реабилитацию детей с особыми потребностями.
Ключевые слова: анималотерапия, детский аутизм, умствен-ная отсталость, реабилитация, коррекция.

Chuprikov A.P.

MEDICAL AND HEALTH-IMPROVING COMMUNICATION OF CHILDREN AND TEENAGERS WITH ANIMALS

Shupik National Medical Academy of Postgraduate Education (Kiev, Ukraine).


Abstract: The rapid growth of animal therapy can be observed in the world today. There are different farms for breeding of dogs for the people with special needs. In the world there are about 600 dolphinariums, in the majority of which the bathing with sick children is carried out. Thus in Commonwealth of Independent States countries the animal therapy is ignored by children's psychoneurologists but correc-tional teachers and psychologists are involved in it. We consider that it is the time to consider those positive results of animal therapy which are observed at the children suf-fering from autism, mental and cognitive retardations, the children with cerebral spastic infantile paralysis, etc. The animal therapy should be included to the complex therapy and rehabilitation of the children with special needs.
Keywords: animal therapy, child's autism, mental backwardness, re-habilitation, correction.

Л.П. Великанова

СТРАТЕГИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОГЕННЫХ (НЕВРОТИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ) РАССТРОЙСТВ

Астраханская государственная медицинская академия МЗ РФ (Астрахань).

Резюме. В статье представлена концепция стратегии первичной профилактики психогенных (психосоматических и невротических) расстройств, сформированная на основе анализа современного состояния психосоматического подхода в медицине и результатов клинико-психологического исследования свыше трех тысяч человек в возрастном диапазоне от 5 до 26 лет в 1986-2012 г.г. Из-ложены организационно-методические подходы к практической реализации пер-вично-профилактических мероприятий с использованием психодиагностического скрининга на донозологическом этапе путем оптимизации работы психологиче-ских служб различных учреждений (здравоохранения, образования, военных ве-домств).
Ключевые слова: первичная профилактика, психогенные рас-стройства, организация и реализация, психологическая служба.

L.P. Velikanova

THE STRATEGY AND ORGANIZATIONAL AND METHODICAL APPROACHES TO THE PREVENTION OF PSYCHOGENIC (NEUROTIC AND PSYCHOSOMATIC) DISORDERS

State educational institution of higher professional education, Astrakhan state medical Academy, the Ministry of Health of the Russian Federation (Astrakhan).

Abstract. The article presents the concept of primary preventive strategies of psychogenic (psychosomatic and neurotic) disorders, formed on the basis of analysis of the current state of the psychosomatic approach in medicine. It is the result of clinical-psychological research of over three thousand people in the age range from 5 to 26 years in the period from 1986 till 2012 years. We represented the organizational and methodical approaches to the practical implementation of primary preventive activities using psycho-diagnostic screening on prenosological stage through the optimization of the work of the psychological services of various agencies (health, education, the mili-tary departments).
Keywords: primary prevention, psychogenic disorder, organization and implementation, psychological service.

Н.В. Зверева

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ И ПРОБЛЕМА ПСИХОПАТОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НЦ психического здоровья РАМН, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).



Н.Л. Белопольская

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЛИЧНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Российская медицинская академия последипломного образования МЗ РФ, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье анализируются проблемы клинико-психологической диагностики нарушений психического развития у детей, их связь с проблемами этих детей, возникающими в пубертатном периоде, а также пер-спективы будущей социальной и трудовой адаптации подростков. Подчеркива-ется необходимость диагностики и последующей коррекции единиц самосозна-ния, в частности идентификаций и представлений подростков о своем жизнен-ном пути. Приводятся данные лонгитюдных наблюдений.
Ключевые слова: самосознание, психологическая диагностика, дети и подростки с нарушениями психического развития, половозрастная, имен-ная и телесная идентификации.

N.L. Belopolskaya

DIAGNOSIS OF PSYCHOLOGICAL DISTRESS OF CHILD AND ADOLESCENT PERSONALITY AND OUTLOOK OF LIFE-SPAN.

Russian Medical Academy of Postgraduate Education Ministry of Health, Moscow City University of Psychology and Education (Moscow).


Summary. The article analyzes the problems of clinical-psychological diagnosis of mental development in children and their relation to the problems of these children, occurring in adolescence, as well as the future prospects of social and labor adaptation of adolescents. Emphasizes the need for diagnosis and sub-sequent correction units of self-awareness, in particular identities and representations of teenagers about his life-span. The data of longitudinal observations are presented.
Keywords: self-awareness, psychological diagnosis, children and adolescents with mental development, gender and age, nominal and bodily identification

А.М. Щербакова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. В статье обсуждаются проблемы инклюзии. Утверждается, что инклюзия призвана обеспечить самореализацию каждого члена общества. От-носительно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инклюзивная среда понимается как среда реабилитации, предоставляющая им поле активности и поддерживающая их самостоятельность. Отмечается, что самым большим барье-ром инклюзии являются невнятность и противоречивость общественных представ-лений о возможных моделях жизнеустройства лиц с ОВЗ. Амбивалентность этих представлений во многом зависит от личностных установок и психологических пе-реживаний "нормального" большинства по отношению к инвалидности. Описано ис-следование психологических источников различных вариантов отношения к людям с ограниченными возможностями. Показано, что отношение к "обобщенному" инва-лиду и человеку с умственной отсталостью резко различаются.
Ключевые слова: инклюзия, реабилитация, реабилитационная среда, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, умственная отста-лость

Shcherbakova A.M.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE INCLUSION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).


Abstract: This article is about different issues of inclusion. The main purpose of inclusion is to help every person to self-realize. We suppose inclusive environment for children with special needs as rehabilitative environment, which pro-vides them activity fields and better self-support. Our society has very ob-scure and contradictory ideas about disability persons' possible patterns, and it is the greatest barrier for successful inclusion. We describe close links between those ambiva-lent ideas and personal attitudes and psychological experience of "normal" majority to-wards people with disabilities. Also in the article we mark the sharp distinctions in attitude towards people with intellectual disability and those with "common" disabil-ity.
Keywords: inclusion, rehabilitation, rehabilitative environment, special needs, disability, intellectual disability (formerly called mental retardation).

Е.О. Смирнова

НОВЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Статья посвящена анализу нового Стандарта дошкольно-го образования, введенного в связи с его перерастанием в уровень общего образо-вания. Подчеркивается важность дошкольного детства и анализируются про-блемы современного дошкольного образования. Приводятся основные положения нового стандарта дошкольного образования и его ориентация на формирование инициативности и самостоятельности ребенка в специфически дошкольных ви-дах деятельности. В заключении рассматриваются проблемы, препятствующие реализации нового Стандарта.
Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное образова-ние, государственный стандарт, образовательная программа, условия реализа-ции образовательной программы, результаты дошкольного образования

В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, А.И. Иванова

СОЦИОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ РЕБЕНКА

Институт социологии образования РАО (Москва).

Резюме: В статье приведены результаты социологического опроса родителей детей дошкольного возраста об особенностях организации жизненной среды ребенка в семье. Анализируются различные вопросы, связанные с организа-цией домашнего пространства, жизненного цикла дошкольника, состоянием здо-ровья ребенка. Анализ проводится относительно влияния ряда демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных факторов (уровень материаль-ного положения, уровень образования, полнота семьи и др.).
Ключевые слова: социология дошкольного детства, жизненный цикл, режим дня, гигиенические нормы, детская заболеваемость.

Sobkin V.S., Skobeltsina K.N., Ivanova A.I.

SOCIOLOGY OF PRESCHOOL CHILDHOOD: ORGANIZATION OF THE CHILD'S LIVING CONDITIONS

Institute for Sociology of Education RAE (Moscow).


Summary: The article presents the results of a poll of preschool children parents about organization of the living environment of a child in the family. The various issues related to the organization of domestic space, life cycle of preschool child and child's health are analyzed in the research. The analysis is conducted on the impact of a number of demographic (gender, age) and social stratification factors (ma-terial status, education level, composition of the family, etc.).
Keywords: sociology of preschool childhood, life cycle, day regime, hygiene standards , infant morbidity.

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Н.М. Иовчук

БИПОЛЯРНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Ассоциация детских психиатров и психологов, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).



Н.В. Зверева, С.Е. Строгова

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОГНИТИВНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ШИЗОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НЦ психического здоровья РАМН, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме. Обозначен подход к оценке когнитивного дефекта при забо-леваниях круга шизофрении у детей и подростков. Приведены данные эмпириче-ского клинико-психологического исследования 61 больного, находящегося на лече-нии в психиатрическом стационаре и 35 здоровых испытуемых, учащихся москов-ских школ, в возрасте от 7 до 17 лет. Использован тест Векслера (детский вариант), методики "Заучивание 10 слов", "Таблицы Шульте" и "Конструирование объек-тов". Получены данные о соответствии оценок проявлений когнитивного дефекта с использованием психометрического и патопсихологического метода оценки. Выяв-лены разные варианты когнитивного дефекта при шизофрении у детей и подрост-ков. Предложены пути для оптимизации диагностики и верификации проявлений когнитивного дефекта у детей и подростков при эндогенной психической патоло-гии.
Ключевые слова: дети и подростки, шизофрения, когнитив-ный дефект, психодиагностика, патопсихологическая диагностика.

Zvereva N.V. Strogova S.E.

THE APPROACH TO ESTIMATION OF COGNITIVE DEFECT IN CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH SCHIZOPHRENIA SPECTRUM DISORDERS

Mental Health Research Centre, Russian Academy of Medical Sciences, Mos-cow State University of Psychology and Education (Moscow).


Abstract. The approach is suggested to estimation of cognitive de-fect in children and teenagers with a range of schizophrenia spectrum disorders. The data of empirical psychological studies of 61 patients of a psychiatric hospital and 35 healthy controls (pupils of Moscow schools), at the age from 7 to 17 are analysed. Wechsler test for children, "learning of 10 words" methodic, Schulte tables are used. The results demonstrate consistency of psychometric and pathopsychological methods of the cognitive defect estimation. Different variants of the cognitive defect are revealed in children and teenagers with schizophrenia. The ways for diagnostics optimization and verification of cognitive defect evidence in children and teenagers with endogenous mental pathology are proposed.
Keywords: children and adolescents, schizophrenia, cognitive de-fect, psycho-diagnostics, pathopsychological diagnostics.

ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

Т.А. Басилова

50 ЛЕТ ДЕТСКОМУ ДОМУ СЛЕПОГЛУХИХ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Аннотация. В 2003 г. Сергиево-Посадскому детскому дому слепог-лухих исполнилось 50 лет. Цель статьи - познакомить читателя с традицией обу-чения слепоглухих в России и описать достижения прошедшего полвека, условно разделив деятельность Детского дома на два этапа: первый из них строился при тесном сотрудничестве с Институтом дефектологии АПН СССР; второй можно назвать самостоятельной деятельностью известного и уникального образователь-ного учреждения в системе социального обеспечения.
Ключевые слова: слепоглухонемые дети, слепоглухие дети, множественные нарушения развития у детей.

Т.А.Basilova

50 YEARS OF THE CHILDREN'S HOME DEAFBLIND: TRADITIONS AND MODERNITY

Moscow State University of Ppsychology and Education (Moscow).


Abstract. The Sergiev Posad Children Home for Deafblind celebrate 50 years of work in 2013. The purpose of the article is to observe the tradition of training deafblind children in Russia and describe the achievements of the past half-century, divid-ing the activities of the Children's home on two stages: the first of them was built in close cooperation with the Institute of Defectology in Moscow ; the second can be called self-activity of the famous and a unique educational institution in the system of social security.
Keywords: blind, deaf and mute children; deafblind children, multi-ple handicapped children.

Н.Н. Якушенкова , М.Н. Бреева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Детский сад комбинированного вида № 2264 ( Москва).

Резюме. В статье представлен опыт работы педагогов-практиков, сопровождающих детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) в группе кратковременного пребывания "Особый ребенок". Описаны особенности организации режима пребывания, воспитательно-образовательный процесс - мо-дель совместной организованной образовательной деятельности на день, неделю; формы организации занятий, структура и содержание работы. Материал адресован и может использоваться в качестве руководства практикующему педагогу-психологу, полезен специалистам , работающим с детьми РАС, тьюторам и роди-телям.
Ключевые слова: психология, расстройство аутистического спектра, коррекция, психологическое сопровождение, особый ребенок.

N.N. Yakushenkova, M.N. Breeva

PSYCHO-PEDAGOGICAL LEADING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN THE CONDITION OF EDUCATIONAL PRESCHOOL

Combined type kindergarten № 2264 (Moscow).

Abstract. In the article is shown the working experience of teachers-practitioners, leading children with autism spectrum disorder (next ASD) in a group of short-term stay "Spe-cial Child". The features of the organization of the stay; upbringing and education proc-ess - the model of common, organized educational activities for a day, a week; forms of organization of training; structure and content of work is discribed. The material is adressed and able to be used as a direction for practicing educational psychologists, is helpful for specialists, working with ASD children, tutors and parents.
Keywords: psychology, disturbance of autistic spectrum, correction, psychological accompaniment, peculiar child.

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ, ЛЕКЦИИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

И.В. Макаров

СИНДРОМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ (лекция)

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург).



МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСИЛИУМ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

МЕМОРАНДУМ V МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА"МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ХХI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ"



ЮБИЛЕЙ

ЭДМОНД ГЕОРГИЕВИЧ ЭЙДЕМИЛЛЕР



НЕКРОЛОГИ

НИНА КОНСТАНТИНОВНА СУХОТИНА



ВИЛЕНИН ИСАКОВИЧ ГАРБУЗОВ (1930-2013)



ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ