Журнал "Вопросы психического здоровья
детей и подростков"

   

полная версия в pdf-формате  Выпуск 2013 (13), № 1. Содержание номера

ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Ю.С. Шевченко, Е.И. Баздырев

ПРИРОДА И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОГО ДИАТЕЗА (ЭВОЛЮЦИОННО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД)

Российская медицинская академия последипломного образования (Москва).

Резюме Разделяя диатез на "соматопатологический" и "психопатологический" в каждом отдельном случае следует специально оговаривать, что имеется в виду - предрасположенность в широком смысле или предрасположенность к той или иной нозологии. Клиническая реальность подтверждает наличие инертно-пароксизмального типа конституционального реагирования, что позволяет говорить о целесообразности выделения соответствующего варианта психопатологического диатеза в дополнение к традиционно рассматриваемым в психиатрической литературе.
Ключевые слова: диатез, предрасположенность, инертно-пароксизмальный тип конституционального реагирования.

Shevchenko Yu.S., Bazdyrev E.I.

THE NATURE AND MANIFESTATIONS OF PSYCHOPATHOLOGICAL DIATHESIS (evolutional-biological view)

Russian Medical Academy of Postgradual Education (Moscow).

Summary: Sharing the diathesis to "somatopatological" and "psychopathological" in each individual case should specifically provide that means - in the broad sense of predisposition or susceptibility to a particular nosology. Clinical reality confirms the presence of inert-paroxysmal type of constitutional response, which suggests the feasibility of allocating the appropriate option psychopathological diathesis in addition to the traditionally considered in the psychiatric literature.
Keywords: diathesis, predisposition, inert- paroxysmal type of constitutional responses.

Н.М. Иовчук

БИПОЛЯРНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Ассоциация детских психиатров и психологов, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).



О.П. Шмакова, О.О. Андреева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ШИЗОФРЕНИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

НЦ психического здоровья РАМН (Москва).

Резюме Приведены сравнительные данные о наличии комплекса социальных навыков у пациентов с умственной отсталостью (141 чел.) и шизофренией (58 чел.). Использовалась методика, составленная в рабочих целях. У пациентов с умственной отсталостью наименее развитыми были образовательные навыки; у больных шизофренией - навыки общения, бытовые умения, способность к контролю и планированию своей деятельности. Больные шизофренией чаще, чем умственно отсталые, имели индивидуальные предпочтения в реализации навыков; зачастую сформированный навык не реализовался тогда, когда в нем была потребность; они демонстрировали значительный разброс в уровнях социальной приспособленности.
Ключевые слова: шизофрения, умственная отсталость, дети, подростки, социальная адаптация.

Shmakova O.P., Andreeva O.O.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH SCHIZOPHRENIA AND MENTAL RETARDATION

The Mental Health Research Center of the Russian Academy of Medical Sciences. (Moscow).

Summary: The comparative data on the presence of a complex of social skills in patients with mental retardation (141 pers.) and schizophrenia (58 pers.). Technique was used, made for business purposes. Patients with mental retardation were less developed educational skills, patients with schizophrenia - communication skills, personal skills, the ability to control and plan their activities. Patients with schizophrenia are more likely than the mentally retarded have individual preferences in the implementation of skills, often build skills not realized when there was a need, and they showed considerable variation in the levels of social adaptation.
Keywords: schizophrenia, mental retardation, children, teenagers, social adaptation.

Сергиенко А.А.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАССТРОЙСТВАМИ ШИЗОТИПИЧЕСКОГО СПЕКТРА

НЦ психического здоровья"РАМН (Москва).

Резюме В статье представлен нейропсихологический анализ структуры когнитивного дефицита у детей с расстройствами шизотипического спектра. Освещена роль нейропсихологического исследования и нейропсихологического диагноза в структуре общего медицинского диагноза. Проводится сравнительный анализ данных нейропсихологического исследования и данных электроэнцефалографического исследования. По материалам исследования выделены специфические сочетания признаков дисфункции определенных структур головного мозга и познавательных функций, характерные для детей с расстройствами шизотипического спектра.
Ключевые слова: дети, расстройства шизотипического спектра, нейропсихологический анализ, когнитивный дизонтогенез, когнитивный дефицит, особенности познавательный сферы.

Sergienko Alexey

NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF THE COGNITIVE SPHERE IN CHILDREN WITH DISORDER SCHIZOTYPAL SPECTRUM

Mental Health Research Center, Russian Academy of Medical Science, Moscow, Russia.

Summary: The article represents neuropsychological analysis of the structure of cognitive deficit in children with schizotypal spectrum disorders and sheds light on the role of a neuropsychological research and a neuropsychological diagnosis in the structure of common clinical diagnosis. It also gives a comparative analysis of the data of the neuropsychological and the electroencephalographycal researches. Upon the materials of the research some specific combinations of signs of dysfunction of certain structures of the brain and cognitive functions specific for children with schizotypal spectrum disorders are distinguished.
Keywords: children , schizotypal spectrum disorders, neuropsychological analysis, cognitive dysontogenesis, cognitive deficit, peculiarities of the cognitive sphere.

Д.А. Донской

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ШИЗОИДНО-ЭПИЛЕПТОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПУБЕРТАТЕ

Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер, Областной кабинет семейного врачебно-психологического консультирования (Воронеж).

Резюме Психосексуальное развитие - активный процесс развития личности в акмеологическом контексте. Психосексуальное развитие на фоне акцентуаций характера представляет интерес в плане изучения самой проблемы дисгармоний психосексуального развития. Данная статья представляет клинико-психологический и акмеологический анализ психосексуального развития в старшем подростковом возрасте для дальнейшего выбора психокоррекционных мероприятий.
Ключевые слова: психосексуальное развитие, дисгармония, подростки, акцентуация.

D.A. Donskoy

PSYCHOSEXUAL DEVELOPMENT IN THE SCHIZOID-EPILEPTOID CHARACTER ACCENTUATION IN ADDOLESCENSE

Voronezh regional clinical mental hospitalб Regional office of family medical-psychological consultation (Voronegh).

Summary: Psychosexual development is an active process of personality development in acmeological context. Psychosexual development with character accentuation requires special attention for the study of disharmony of psychosexual development. This article presents clinical, psychological and acmeological analysis of psychosexual development in the high teens for further selection psychocorrection methods.
Keywords: psychosexual development, disharmony, adolescents, accentuation.

Ю.Е. Куртанова, Р.И. Фахреев

САМООЦЕНКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме Статья посвящена исследованию самооценки подростков 15-17 лет с различными хроническими соматическими заболеваниями. В результате исследования выявлено качественное своеобразие в оценке себя детьми с соматическими заболеваниями по сравнению с их здоровыми сверстниками. Оказалось, что дети с хроническими соматическими заболеваниями чаще строят свое "реальное Я" и "идеальное Я" в соответствии с представлениями о них окружающих людей. Дети с соматическими заболеваниями более склонны к самонаблюдению, реже задумываются о том, какими они будут в будущем, значимо реже уделяют внимание коммуникативной составляющей в своей жизни по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Ключевые слова: самооценка, дети с соматическими заболеваниями, компоненты идентичности, реальное Я, идеальное Я.

Kurtanova Y.E., Fahreev R.I.

SELF-ASSESSMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH CHRONIC SOMATIC DISEASES

Moscow State University of Psychology and Education (Moscow).

Summary The article deals with self-esteem of adolescents aged 15-17 years with various types of chronic somatic diseases. The study found qualitative features in the self-esteem of children with somatic diseases compared to their healthy peers. We found that children with chronic somatic diseases often base their "real self" and "ideal self" on the opinions of the others. Children with somatic diseases are more prone to self-observation, rarely think about what they will be in the future, much less pay attention to the communicative component in their lives compared to their healthy peers.
Keywords: self-esteem, children with somatic diseases, the components of identity, real self, the ideal self.

ПРОФИЛАКТИКА, ТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ПОМОЩИ

И.С. Кабанов, Е.В. Свистунова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Московский городской педагогический университет: Институт психологии, социологии и социальных отношений, детский сад № 768.

Резюме В данной статье обсуждается возможность использования Теста чернильных пятнен Роршаха и психографической методики "Человек под дождем" для выявления особенностей становления психологических защит у детей дошкольного возраста в рамках системного подхода к диагностике. Особое внимание уделено перспективе изучения индивидуальной картины развития как определяющего компонента манифестации и переструктурирования основных защитных механизмов личности (ЗМЛ). Дается представление о значении ЗМЛ для нормального развития ребенка, способных оказать прямое воздействие на формирование либо эффективных, либо дисгармоничных программ адаптации.
Ключевые слова: защитные механизмы личности, дошкольное детство, тест чернильных пятен Роршаха, методика "Человек под дождем".

Kabanov Igor, Svistunova Ekaterina

APPLYING OF PROJECTIVE TESTS IN STUDYING PERSONAL DEFENSE MECHANISMS OF PRESCHOOL CHILDREN

The Moscow city pedagogical university. Institute of psychology, sociology and social relations. The post-graduatestudent. Psychologist. preschool № 768.

Summary: In this article we discuss the possibility of applying Rorshakh's ink spots test and "a person under a rain" psychographic test to discover peculiarities of preschool aged kids' psychology defense making within the framework of system approach to diagnosis. The main attention is devoted to the perspective of individual development study as determinative component of manifestation and restructuring of the main personal defense mechanisms. There is given an idea of personal defense mechanisms importance for normal kid's development, which can influence directly on effective or disharmonious adaptation program forming.
Keywords: personal defense mechanisms, preschool childhood, Rorshakh's ink spots test, "a person under a rain" test.

Е.В. Зубова

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МАТЕРЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ

Детский сад компенсирующего вида № 242, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

Резюме В статье рассматривается опыт организации психологической помощи матерям по проведению совместных с занятий детьми, имеющими выраженные нарушения слуха, ДЦП и речи, направленной на формирование адекватных способов взаимодействия матери с ребенком-инвалидом. В зависимости от предварительно выявленной специфики психического состояния матерей, воспитывающих детей с разными видами нарушений, предлагаются особые приемы организации таких занятий для гармонизации межличностных отношений матери и ребенка.
Ключевые слова: гармонизация внутреннего психологического состояния родителей, оптимизация межличностных внутрисемейных отношений, ребенок с особенностями развития.

Zubova E.V.

INDIVIDUALLY ORIENTED PSYCHOLOGICAL HELP MOTHERS IN THE COURSE WITH A DISABLED CHILD

Kindergarten compensating type № 242, Moscow City Psychological-Pedagogical University (Moscow).

Summary: The article describes how to organize psychological support for mothers and their disabled children. Teaching parents to hold mutual activities with their children is emphasized. In addition to this, appropriate ways of interaction between a mother and a child are formed. There were three groups of mothers according to their personal characteristics. Depending on these characteristics, their mental status and a type of a developmental disorder of the child, the author offers some specific methods of organizing activities to improve interpersonal relationships between a mother and a child.
Keywords: harmonization of the internal psychological state of the parents, the optimization of interpersonal family relationships, a child with special needs.

АРХИВ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ.

И.Ф. Рощина, Н.В. Зверева

А.Р. ЛУРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (к 110-летию со дня рождения)

Московский городской психолого-педагогический университет, НЦ психического здоровья РАМН (Москва).

Аннотация В статье рассматриваются биография и научное наследие А.Р. Лурия (1902-1977) в контексте современной клинической (медицинской) психологии. Авторы опираются на базовые идеи А.Р. Лурия, важные для решения практических и научных проблем (системный подход в анализе психики, синдромный анализ нарушений психической деятельности, нейропсихологический фактор). Представлена преемственность идей А.Р. Лурия в современных разделах клинической психологии.
Ключевые слова: идеи А.Р. Лурия, клиническая психология, психология аномального развития, синдромный анализ нарушений психики.

Roshchina I.F., Zvereva N.V.

AR LURIA AND MODERN CLINICAL PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT (the 110th anniversary of his birth)

Moscow City Psychological-Pedagogical University, Mental Health Research Center of the Russian Academy of Medical Sciences (Moscow).

Summary: The article deals with biography and scientific heritage, AR Luria (1902-1977) in the context of current clinical (medical) psychology. The authors rely on the basic idea of AR Luria important for practical and scientific problems (systematic approach to the analysis of the psyche, the syndromic analysis of mental dysfunctions, neuropsychological factor). Continuity of the ideas presented, AR Luria in modern sections of clinical psychology.
Keywords: ideas of AR Luria, clinical psychology, psychology of abnormal development, syndromic analysis of mental disorders.

Э.Г. Эйдемиллер, И.А. Колесников

ФРАГМЕНТ НАУЧНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ САЛЬВАДОРА МИНУХИНА. НАЧАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ В СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Глава из монографии Сальвадора Минухина "Семья и семейная терапия" ("Families and Family Therapy", 1974). Перевод: Э.Г. Эйдемиллера и А. Начинкина

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).



КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

О. Попова

ВЛИЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАРЦИАЛЬНОЙ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВПФ

Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

М.Н.Тетерина, С.В. Якубова

"ВЕКСЛЕР" СЕГОДНЯ (ЗА И ПРОТИВ)

Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков (Москва).

А.А. Северный, Н.М. Иовчук

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ "МАСКИ" В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

НЦ психического здоровья РАМН, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва).

ОСОБАЯ ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Д.В. Адамчук

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРОССКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ МОСКВЫ И РИГИ)

Институт социологии образования РАО (Москва).

Резюме В статье рассматриваются особенности употребления алкоголя подростками с учетом гендерной специфики и возрастной динамики. Проводится анализ мотивации, обусловливающей употребление подростками спиртных напитков, а также рассмотрение причин отказа от их употребления. Отдельной линией анализа данных исследования выступает кросс-культурное сопоставление отношения к употреблению алкоголя подростков из Москвы и Риги.
Ключевые слова: употребление алкоголя, подростковый возраст, возрастная динамика, гендерная специфика, мотивация употребления спиртных напитков, мотивация отказа от употребления алкоголя.

Adamchuk D.V.

THE USE OF ALCOHOL AMONG ADOLESCENTS (BASED ON CROSS-CULTURAL STUDIES IN SCHOOLS IN MOSCOW AND RIGA)

The Russian Academy of Education, Institute for Sociology of Education (Moscow).

Summary: The paper describes attitudes to use of alcohol among school-aged children in Moscow (Russia) and Riga (Latvia). The study is based on a cross-cultural research organized by Institute for Sociology of Education of RAE and it also includes a review of different epidemiological researches data. The paper analyzes developmental and gender peculiarities of alcohol using in adolescence with special attention to sociocultural differences.
Keywords: use of alcohol, adolescence, gender differences, motivation of using alcohol, motivation to avoid alcohol.
ЛЕКЦИИ, ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

В.В. Пушина

БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОНИМАНИИ АЛКОГОЛИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) (Нижний Новгород).

М.Ю. Городнова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СУПЕРВИЗИИ ВРАЧЕЙ-ПСИХОТЕРАПЕВТОВ И МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ В ПАРАДИГМЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ (ЛЕКЦИЯ)

Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург).

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСИЛИУМ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИЯ

К ЮБИЛЕЮ АНАТОЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА СЕВЕРНОГО

100 ЛЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИНСТИТУТУ РАО

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ РАБОТ